За два неполных года количество электрокаров в Кузбассе выросло втрое. Однако говорить о взрывном спросе на «зелёный» транспорт по-прежнему не стоит: в общей массе кузбасских авто на его долю приходится менее 0,02%.
В тренде возрастные «японки»
Агентство «АВТОСТАТ» опубликовало аналитический отчёт по рынку электрокаров и гибридов в России. Из приведённых здесь данных следует, что в мире только за 2020 год доля электромобилей выросла с 2,5% до 4,2%. В нашей стране в июне 2021 года насчитывалось всего 12290 автомобилей на электрической тяге. Это менее 0,03% от общего автопарка.
Треть всех российских электрокаров сосредоточена в трёх субъектах РФ. Больше всего их было в Приморском крае: 1572 штуки на середину текущего года. На втором месте Иркутская область, где был зарегистрирован 1381 электромобиль. На третьем Москва: 1360 «электричек».
В ТОП-10 самых «электрифицированных» регионов вошли и наши соседи по СФО – Новосибирская область (516 авто) и Красноярский край (377).
В Кузбассе, по данным областной ГИБДД, в январе 2020 года на регистрационном учёте стояли 70 электромобилей. В октябре 2021-го – уже 220. В том числе 213 Nissan Leaf, четыре Tesla и три Jaguar I-Pace. В этом смысле мы почти соответствуем общероссийским тенденциям: по стране в целом третьим массовым брендом является не Jaguar I-Pace, а Mitsubishi.
По свидетельству «АВТОСТАТА», большинство наших сограждан ездят на бэушных «электричках», с момента выпуска которых прошло от семи до десяти лет. Причём на долю Nissan Leaf в масштабах России приходится более 70% всего рынка электромобилей (в Кузбассе – почти 97%). Официально эта праворульная модель в нашей стране не продаётся. Её покупают на аукционах в Японии и везут оттуда же.
«Рынок электрокаров в России развивается с востока, – соглашается наш земляк, большой поклонник электромобилей Артем Червов. Первую «зелёную» машину 2011 года выпуска он купил в 2016-м. С тех пор вообще отказался от бензина, ездит только на «электричках». И жену пересадил. – Я в этом году был в Калининграде и понял, что мы в Сибири знаем про электрокары больше, чем жители европейской части».
Льготы и послабления
В этом году уже больше десяти регионов РФ применяли к электрокарам те или иные льготы по транспортному налогу. Кузбасс в их числе: с 2019 года зарегистрированные на нашей территории электрические авто (гибриды не в счёт!) полностью освобождены от его уплаты.
Зарядка на станциях ПАО «Россети Сибирь» в Кузбассе тоже пока что бесплатна.
С мая 2020 года по декабрь 2021-го включительно в России действует нулевая таможенная пошлина на ввоз электрокаров. Будет ли она продлена и далее, неизвестно. Если нет, уже с нового года её ставка составит 15% от таможенной стоимости автомобилей. Что вызовет их резкое удорожание.
Сейчас в Кузбассе цены на обычные легковушки сопоставимы с ценами на электромобили такого же класса, года выпуска и сравнимой мощности. Так, на Avito.ru или Drom.ru электрокар Nissan Leaf 2012 года выпуска (мотор 109 л. с.) можно купить за 465-535 тысяч рублей. А бензиновый Nissan Tiida (110 л. с.) – за 525-540 тысяч. Цены на новые автомобили Tesla и Jaguar I-Pace и при нулевой пошлине варьируются в пределах 8,5-10 миллионов (данные по России).
«Если купить машину с пробегом 60-100 тысяч километров, даже если у неё 10-15% мощности батареи уже потеряно, она будет спокойно ходить ещё лет семь, – считает экоактивист, приверженец транспорта на электротяге из Новокузнецка Юрий Бондарь. – Ну, может не 150 километров на одной зарядке пройдёт, как заявлено заводом-изготовителем, а только 120».
«Электрокар изначально задумывался как городской автомобиль, а даже по Новосибирску средний пробег за день составляет 50 километров, – поддерживает Артем Червов. – Чтобы закрыть такие потребности, хватит ненового авто за 600-800 тысяч рублей. А дальше начнётся сплошная экономия – и на бензине, и на обслуживании».
Жизненно важные киловатты
В масштабах страны таможенную пошлину обнуляли прежде всего для того, чтобы стимулировать создание зарядной инфраструктуры.
Год назад федеральный оператор электрических сетей «Россети» заявлял о планах установить в России к 2024 году тысячу зарядных станций для электрокаров. В Кузбассе в 2021 году предполагалось ввести в строй 12 новых «зарядок» – в дополнение к тем девяти, которые уже работали. Но жизнь внесла коррективы.
В декабре текущего года в Кузбасском филиале ПАО «Россети Сибирь» уточнили, что в рамках проекта «Энергия города» будут приобретены только две быстрые зарядные станции.
Одну смонтируют в Новокузнецке у торгового центра «Радуга». Вторая заменит ныне действующую ЭЗС возле кемеровского ТЦ «Променад-2». А ту, которая была установлена здесь в 2018 году, перенесут в Лесную Поляну.
Сегодня, напомним, три ЭЗС компании действуют в Кемерове, четыре в Новокузнецке, ещё две за городом – в музее-заповеднике «Томская Писаница» и на автомагистрали Кемерово-Новокузнецк, в 5 км от поворота на Ленинск-Кузнецкий. Две станции быстрые: позволяют за 30-40 минут увеличить мощность батареи до максимума и проделать путь примерно в 200 км. Обычные «зарядки» у торговых центров рассчитаны на то, чтобы владельцы могли подзарядить свой автомобиль, пока делают покупки, и спокойно доехать до дома.
«Программа развития электрозарядной инфраструктуры предусматривает нескольких направлений, – пояснили в департаменте по связям с общественностью ПАО «Россети Сибирь». – Так, проект «Энергия города» предполагает установку в городах от трёх быстрых и от семи медленных электрозарядных станций возле торговых и бизнес-центров и на АЗС. Второе направление, «Энергия дорог», предусматривает установку по одной быстрой ЭЗС на каждые 100 км загородных трасс – на автозаправках, у придорожных отелей и кафе. В рамках проекта «Энергия общественного транспорта» кампания планирует продвигать зарядную инфраструктуру для электробусов».
Это – перспектива. А пока по Кузбассу продолжают открываться частные электрозарядные станции. В отличие от бесплатных зарядок «Россетей», здесь электричество могут и продавать – по цене 15 рублей за киловатт и выше.
Информацию о местонахождении большинства электрозарядных станций, о графике их работы и стоимости услуг выдает интернет-ресурс PlugShare. По его данным, в Новокузнецке сегодня действуют восемь зарядных станций, в Кемерове – 12. Для сравнения: во Владивостоке их 35.
Вот почему кузбассовцы прежде, чем приобрести «зелёный» автомобиль, сначала думают, где у них будет собственный пункт электропитания. В выигрыше владельцы частных домов и тёплых гаражей. А вот жители многоэтажек решаются на покупку электрокаров нечасто…
На фоне вышесказанного как-то неубедительно выглядят результаты опросов россиян на тему пересаживания на электрокары. Недавно сразу несколько СМИ сообщили о том, что от 60% до 90% водителей не прочь в качестве следующей машины купить авто на электротяге. Автор этих строк точно не в их числе.
В августе 2021 года в России утвердили «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года». Вот если она заработает и обеспечит действительно системную поддержку для поклонников «зелёных» машин, тогда, может, и задумаюсь.