Уже завтра, 30 октября, кемеровский филиал Государственного Русского музея представит зрителям две выставки из собственных фондов. Экспонироваться они будут на площадке Музея изобразительных искусств Кузбасса. Событие знаковое – своего рода «культурный кластер в действии». Теперь знаменитые шедевры могут увидеть не только кузбассовцы, но и гости региона, в первую очередь, из Сибири. И это, несомненно, расширяет туристический потенциал Кузбасса. Подробнее о событии говорим сегодня с директором кемеровского филиала Русского музея Еленой Митрофановой.
Пока – в гостях!
– Елена Юрьевна, это первые выставки филиала Русского музея?
– Да. Эти выставки первые. Подготовительная работа по их организации велась еще в прошлом году. И в 2020-м они должны были состояться раньше, еще весной. Но выражение «хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах» придумали не зря. Пандемия нам всем это доказала и продолжает доказывать. Тем не менее выставки уже в Кемерове и 30 октября откроются для посетителей. Конечно, по всем правилам безопасности нашего непростого времени.
– Волнительно?
– Любое большое событие волнительно. Открыть выставку – это же не просто привезти картины и создать экспозицию. Это длительный подготовительный процесс, начиная от концепции, отбора работ, заканчивая созданием пригласительного билета на открытие. За ним стоит много людей: сотрудников Русского музея, Музея изобразительных искусств Кузбасса, филиала Русского музея в Кемерове. А зритель видит уже результат этой большой работы.
– Почему площадкой выбрали именно Музей изобразительных искусств Кузбасса?
– Пока здание для филиала не будет построено, все наши проекты, и выставочные в первую очередь, будут проходить на площадках коллег. Музей ИЗО выбран потому, что только он может принимать в Кемерове выставки такого высокого уровня, обеспечив безопасность, необходимый температурно-влажностный режим для шедевров. Кроме того, здесь работают профессионалы, которые с успехом организовывали и принимали выставки из крупных музеев страны. Через три года музейно-выставочный комплекс будет построен и выставки из Русского музея будут проходить в наших собственных залах. Но это не значит, что мы забудем про коллег. У нас впереди много совместных проектов. За эти три года мы сможем выработать стратегию, которая позволит музеям Кузбасса и филиалу Русского музея в городе Кемерово создать устойчивые связи, найти инструменты для эффективного сотрудничества. Но самое важное, чтобы родились интересные проекты, прежде всего, для зрителя!
– Выбор выставок не случаен?
– Выставочная политика и, соответственно, выбор тех выставок, которые будут приезжать в Кузбасс, прежде всего, определяются Русским музеем. Конечно, мы будем обсуждать дальнейшие проекты со всеми их участниками, но здесь есть много нюансов. Один из них – готовность картин к транспортировке, их хорошая сохранность. То, что для первого выставочного проекта выбраны такие замечательные вещи, как «Святая Русь» и работы передвижников, несомненно, мудрое решение. У «Святой Руси» Нестерова интереснейшая история создания и реставрации. Вместе с этой работой зрители смогут посмотреть мультимедийный фильм о реставрации великого полотна. Поверьте, это тоже очень интересно. Ведь более 19 лет картина не покидала залов Русского музея, и только благодаря работе реставраторов мы сможем ее увидеть. Завораживающий процесс. И что может быть ближе русскому сердцу, чем русский пейзаж? Особенно если это пейзаж кисти Левитана, Васнецова, Серова, так хорошо известных нам с детства. А теперь – в доступной близости на расстоянии взгляда. Поверьте, это совсем другие ощущения – смотреть на подлинник. Ни одна, даже очень качественная копия, не даст того потока энергии, которую художник вложил в свое полотно.
-
-
Михаил Нестеров. Святая Русь. 1905. Холст, масло.
-
-
Михаил Клодт. Стадо у реки в полдень.1869
– Почему стоит посетить экспозиции кемеровчанам? Можно ли приводить детей?
– Банально было бы ответить, что посетить и приводить детей стоит уже только потому, что не у каждого есть возможность попасть в Русский музей. Что на самом деле абсолютная правда. Но у меня сегодня есть другой ответ на этот вопрос. Посетить эти выставки необходимо потому, что мы так редко в нашей жизни соприкасаемся с действительно настоящим. И ценность настоящего сегодня, когда в первую очередь люди думают о своем здоровье, здоровье своих близких, о том, что с нами будет дальше, становится в разы выше! Мы находимся, как мне кажется, в переломной точке нашего дальнейшего бытия, когда баланс онлайн и реальности качается, как неваляшка, и онлайн побеждает по понятным причинам. Это не плохо и не хорошо, это сегодня данность. Но! Возможность смотреть на подлинник, чувствовать его, понимать – это ценный, удивительный шанс в хаосе опереться на что-то твердое, что не позволит утонуть. Да, я понимаю, что первые потребности сегодня другие. Но без этого твердого мы не сможем выжить, даже если выживем физически. Подлинное искусство – потребность нашего духа, того, что определяет человека прежде всего как духовное существо. И мне не нравится слово провинция. Мне кажется, что оно слишком узкое и неуместное сегодня, в XXI веке. Провинция – в голове, так бы хотелось перефразировать классика. Но для этого и создается кластер, чтобы кроме очевидных социокультурных и экономических задач разрушить миф о том, что провинциалы – это низкообразованные, не способные понять великое граждане….
– Дальнейшие выставочные планы уже есть?
– Мы планируем проводить два-три выставочных проекта в год. О том, какими они будут, пока рано говорить. Но уже до конца 2020 года это будет ясно. Думаю, что уровень выставок из Русского музея в Кузбассе всегда будет высоким. Хотелось бы, чтобы к 2023 году и открытию филиала каждая из них была долгожданным событием для Кузбасса и соседних регионов.
– Быть директором филиала – это…?
– Это режим 24/7. Потому что, когда приходят выходные, мысли о работе никуда не уходят, что, кстати, неправильно. Очень бы хотелось уметь управлять временем, потому что его всегда не хватает. Но самое прекрасное в этой работе –знакомство с новыми людьми. Я сегодня получаю такой колоссальный опыт, которого у меня еще не было. Думаю, когда-нибудь всё-таки созрею и напишу книгу рассказов. Назову ее «Люди, которые встретились мне навсегда».
-
-
Иван Ендогуров. Пейзаж с рекой.
-
-
Федор Васильев. Деревня. 1869.
-
-
Лев Каменев. Ручей. 1883.
Про выставки
Что ждет кемеровчан и гостей города завтра на открытии?
Это выставка одной картины Михаила Нестерова «Святая Русь». Шедевр, созданный мастером в 1905 году, был недавно отреставрирован специалистами Русского музея. Интересно, что в музей картина была передана на хранение в 1921 году, заняв место в основной экспозиции. Однако в конце 20-х годов прошлого века, в связи с усилением антирелигиозной политики, произведение было убрано в фонды. И только в конце 1980-х картина снова стала доступна посетителям музея для постоянного обозрения. За последние 19 лет «Святая Русь» не покидала залов Государственного Русского музея.
Еще один подарок от Русского музея – выставка «Пейзаж в творчестве художников XIX – начала XX века». Это 40 пейзажных полотен известнейших русских художников: Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Аполлинария Васнецова, Архипа Куинджи, Абрама Архипова и других. В 2020 году исполняется 150 лет со дня основания Товарищества передвижных художественных выставок – крупнейшего творческого объединения России. Оно было организовано в 1870 году молодыми художниками и просуществовало до 1923 года, когда прошла последняя, 48-я выставка объединения. Организованная Русским музеем выставка «Пейзаж в творчестве художников XIX – начала XX века» в Кемерове в юбилейный год продолжает традиции Товарищества передвижных художественных выставок уже в XXI веке.
Работа экспозиций в областном центре продлится до 15 февраля 2021 года.
Алексей Саврасов. Ранняя весна.1880-1890-е.
прямая речь
Елена Митрофанова: «Думаю, что уровень выставок из Русского музея в Кузбассе всегда будет высоким. Хотелось бы, чтобы к 2023 году и открытию филиала каждая из них была долгожданным событием для Кузбасса и соседних регионов».