Роботами юргинец Михаил Момот начал интересоваться ещё в детстве. Вернулся к прежним увлечениям благодаря преподавательской деятельности, когда вместе со студентами постигал азы этой прикладной науки. А недавно он разработал и авторский проект двухколёсной машины будущего.
И ходят, и летают
Михаил Викторович – преподаватель студии «Лига роботов» и отделения цифровых технологий института-филиала Томского политехнического университета, автор нескольких учебных пособий по робототехнике. А ещё он занимается проектированием промышленных роботов. К примеру, в числе его детищ автоматизированное сварочное производство для одной из нефтяных компаний, передвижные шкафы и ряд других изобретений. Кстати, тема кандидатской диссертации у Михаила Викторовича была посвящена электронным деньгам. Несколько лет он заведовал кафедрой экономики. Позднее научный интерес к криптовалюте трансформировался в практические исследования возможностей искусственного разума.
Среди прочих приметных разработок нашего земляка имеется и балансирующий робот. Он умеет перемещаться на двух ногах и может стать, по мнению его создателя, прототипом двухколёсного автомобиля кузбасской сборки. Некоторые инженеры уверены, что за такими авто будущее: удобные, компактные, не прожорливые. К слову, по дебрям Сети уже «бродит» множество картинок чудо-автомобилей с двумя колёсами от разных изобретателей. Их далёкими «предками» отчасти можно считать так называемые монокары, которые в своё время тоже будоражили воображение.
У робота вместо ступней колёса – он хорошо ими управляет и даже поднимается из положения лёжа. Как и любую машину, его по силам наделить новыми функциями: подключить дополнительные блоки анализа препятствий, рельефа и предсказания.
Ну а пока этот симпатяга может двигаться на двух ногах и корректировать свою «ходьбу» в зависимости от поверхности земли. Управляется он с помощью пульта.
«Когда я работал над вторым изданием своей книги «Мобильные роботы на базе Arduino», решил одну главу посвятить балансирующим роботам и постепенно втянулся в проекты по созданию подобных машин. Узнал, что на сегодняшний день есть бизнесмены, которые готовы вкладывать средства в разработку нестандартных машин будущего», – рассказал Михаил Викторович.
Предполагается, что программу искусственного интеллекта для будущего автомобиля будут писать уже специалисты данной области, перед изобретателем стояла другая задача – доказать, что и в Кузбассе есть профи, которым под силу сделать робота, умеющего держаться на двух ногах и балансировать.
В 2020-м Михаил Момот вместе с единомышленниками увлёкся ещё и разработкой спортивных квадрокоптеров, которые предназначены для более быстрого и манёвренного полёта.
«Недавно освоили собственные полётные контроллеры – это мозг летательного аппарата, благодаря чему можем создавать коптеры для любых целей: от игрушек до промышленных», – пояснил мастер.
Добавим, что моторы и высокотехнологичные комплектующие (камеры и микросхемы) самостоятельно не изготавливают, а вот остальное собирают своими руками.
«В условиях введённых санкций может возникнуть проблема с комплектующими, да и цены на них существенно возросли, поэтому сейчас мы с коллегами думаем о возможности самостоятельного производства контроллеров», – пояснил робототехник.
Кроме того, у дронов авторской сборки собственные программное обеспечение и дизайн: здесь и ромашки, и НЛО, и другие причудливые всякости.
Юргинские квадрокоптеры без проблем проходят регистрацию в Росавиации.
«Это процедура бесплатная, осуществляется через «Госуслуги». Если масса дрона более 250 граммов и вы хотите летать не только в поле, следует пройти регистрацию. Имея на руках документ, можно уже обращаться в местную администрацию, например, за разрешением на полёты в пределах городской зоны, где нет дополнительно оговорённых ограничений. Финальный аккорд – прикрепить регистрационный номер», – ввёл в курс дела юргинец.
А сейчас робототехник ищет инвесторов для создания робопомощника для инвалидов. Кстати, с такой просьбой к юргинцу обратились местные жители, которым не чужда эта тема.
«Всё осуществимо. Нужно разработать двухколёсную балансирующую платформу для людей с инвалидностью. Мы можем это сконструировать, но нужны небольшие инвестиции. Чтобы приступить к реализации замысла, нужны деньги. К сожалению, по-другому никак», – констатирует юргинец.
Михаил Момот показывает балансирующего робота, который может стать прототипом двухколёсной машины. Фото из личного архива.
Робототехника в образовании
Михаил Момот преподаёт и в студии «Лига роботов», которая находится в Юргинском технологическом институте Томского политехнического университета. Здесь школьники и студенты углублённо и с интересом изучают математику, физику, информатику, программирование, робототехнику.
«Начинали работать в студии с конструкторов «Лего техник», потом поставили перед собой задачу – научить воспитанников более сложным вещам: изготавливать свои детали, писать программы и прочие нюансы техно-«хенд-мейда». Как известно, робототехника развивает ответственность, умение работать в команде, внимательность, творческое мышление, ориентацию в пространстве, мелкую моторику, память. Занимаясь конструированием роботов, ребёнок также учится поэтапной работе «от простого к сложному» и, конечно, терпению. В моём детстве о таком можно было только мечтать, поэтому собирали лишь простенькие модельки. Помню, с нетерпением ждали журналы, чтобы подсмотреть новые идеи».
Наставник и его ученики не единожды выезжали на профильные соревнования, где брали призовые места. Напомним, что традиционными этапами соревнований становятся следующие: «Кегельринг», «Траектория», «Лабиринт» и «Биатлон». Отметим, что каждая дисциплина в соревнованиях мобильных роботов имеет свои особенности. «Траектория» – дисциплина, в которой робот за максимально короткий отрезок времени должен добраться до финиша по заданной траектории. «Шорт-трек» – за минимальное время проехать заданное количество полных кругов. А в дисциплине «Лабиринт» робот должен набрать максимальное количество очков, двигаясь по лабиринту от зоны старта к зоне финиша.
Соревнования дают возможность участникам демонстрировать приобретённые навыки, выявлять недочёты в подготовке, а также поддерживать интерес к занятиям.
Кстати, сейчас Михаил Викторович вместе с коллегами по цеху занимается разработкой детского конструктора для кузбасских школьников.
«Все конструкторы похожи друг на друга, но в нашем окажется и парочка эксклюзивов. Кроме того, в наборе будет много механизмов и электроники. Пока всех подробностей рассказать не могу. Нужно дождаться официальной презентации. К конструктору будет прилагаться и образовательное пособие», – заинтриговал он.
Между тем с постепенной цифровизацией сельского хозяйства к Михаилу стали обращаться фермеры из соседних областей с просьбой собрать для них умных помощников. Например, недавно земледелец с Алтая попросил сконструировать роботов, которые ездили бы между грядами и заботились о культурах: пропалывали, поливали растения, вносили по мере надобности удобрения.
Кстати, активно в сельское хозяйство на данном этапе внедряют и дронов, которые выполняют функцию охранников.
«Конечно, для этих целей крылатая техника должна быть мощной, потому что в её задачи входит мониторирование большой площади, а для этого необходима многочасовая работа. На сей день прорабатываем эти вопросы», – прокомментировал изобретатель.
Тем временем
В детском технопарке «Кванториум 42» прошли открытые региональные соревнования мобильных роботов на Кубок губернатора Кузбасса – 2022.
Соревнования – важный аспект робототехнического образования, который позволяет в том числе и актуализировать это направление.