«Очень хочу услышать мнение специалиста. Дочери три года, говорит мало. Да и запас слов небольшой. Стараюсь много читать ей, разговаривать обо всём на свете. Что ещё можно делать в домашних условиях, на прогулках? Дело в том, что в детский сад доча пока не ходит. А там точно процесс пошёл бы быстрее. Но сейчас всё общение – только со мной, муж много работает. С уважением и надеждой на ответ, Ирина П., Кемерово».
На вопрос нашей читательницы отвечает Ирина Юминова, учитель-логопед кемеровского детского сада № 14:
– Мир вокруг нас такой яркий и интересный! И очень важно именно родителям обращать внимание детей на предметы и явления вокруг нас. Что всегда имеет накопительный эффект? Чтение сказок и познавательной литературы (с рассматриванием иллюстраций). Разговоры. Про всё на свете. Беседуйте с ребёнком на прогулках в парке, в лесу, на даче, когда идёте из детского сада. Учите быть наблюдательным и пытливым, называйте ему все новые предметы, попадающие в поле его внимания, давайте возможность потрогать их.
В повседневном общении ребёнку необходимо проговаривать всё то, что с ним происходит: что он сейчас ест, какие фрукты продаются в магазине и какие овощи мы купили домой. Как меняется природа, какие листья лежат под ногами, когда мы идём домой. Родители, как ни крути, – основной источник знаний дошкольников об окружающем мире. Педагог может часами говорить, рассказывая о фруктах, одежде или временах года, но когда о таких простых вещах рассказывает мама, информация усваивается быстрее. Родители могут привести пример из своей жизни, а детям очень интересно слушать истории о маме или папе. Они как бы заглядывают в жизнь взрослых, узнают своих близких. Обогащение словарного запаса – важная задача в дошкольном возрасте.
Мамам, папам, бабушкам и дедушкам необходимо максимально расширять представления ребёнка об окружающем мире, чтобы в дальнейшем он не испытывал трудности в названии предметов и их различении. Кстати, дети очень часто путают такие понятия, как лук и чеснок, ананас и кокос, жираф и зебра, тигр и лев, платье и юбка. Они называют всю обувь ботинками и не совсем понимают, чем бытовая техника отличается от мебели. Поэтому так важно обращать внимание на словарный запас детей, закреплять новые слова. И будьте терпеливыми. А когда слушаете детские рассказы, поправляйте аккуратно неправильные формы слов. Всё это даст свои плоды.
Игры для обогащения словарного запаса
«Один-много». Предложите назвать предмет в единственном и множественном числе в именительном падеже. Выбор слов можете ограничить, например, только фрукты или только одежда (юбка – юбки).
«Скажи ласково». Можно, как и в предыдущей игре, определить тему, а можно играть с предметами вокруг. Ребёнок должен произнести слова в уменьшительно-ласкательной форме. Например, стол – столик, дерево – деревце.
«Чего нет». Эта игра помогает быстро и просто отработать родительный падеж. Взрослый прячет или закрывает предмет, картинку, спрашивая малыша: «Чего нет?» Перед походом в продуктовый магазин можно спросить ребёнка: «Чего у нас нет дома?» И пойти покупать нужные продукты, овощи и фрукты.
«Сделай большущим». Очень нравится детям, и они с удовольствием начинают подбирать варианты увеличительной формы слов. Например, рука – ручища, нос – носище, глаз – глазище.
«Скажи наоборот». Взрослый называет слово, а ребёнок противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, война – мир и так далее.
«Новоселье». У куклы Кати новоселье. Ей надо собрать свои вещи для переезда на новую квартиру. Помогите уложить вещи правильно, чтобы на новом месте ей было легко отыскать все свои платья и туфли. Ребёнку даётся два набора предметных картинок, которые он раскладывает: одежду в корзинку, а обувь в коробку.
«Что может быть …?» Взрослый называет прилагательное, к нему нужно подобрать существительное. Например, чёрный. Что может быть чёрным? Малыш перечисляет: земля, портфель, краски… Затем игра наоборот: родитель выбирает предмет, а ребёнок – прилагательные. «Мяч какой?» Круглый, пластмассовый, резиновый, красно-синий, большой, маленький, старый, новый…
«Я знаю пять названий». Малыш подбрасывает мяч вверх со словами: «Я знаю пять названий овощей (фруктов, городов, животных, цветов и т.д.): лук – раз, морковь – два, репа – три, помидор – четыре, огурец – пять». С каждым броском мяча ребёнок произносит новое название.