15 января 2011 года был образован Следственный комитет РФ. В настоящее время это ведомство не входит ни в одну структуру какого-либо органа государственной власти. Несмотря на относительную «молодость» его деятельность строится на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, которое ведет свою историю еще с 1713 (!) года.
Накануне праздника мы поговорили с и.о. руководителя Кемеровского следственного отдела на транспорте майором юстиции Дмитрием Фёдоровым о работе следователей Кемеровского следственного отдела на транспорте следственного управления на транспорте СК России.
Дмитрий Викторович, расскажите, какие трудности встречаются в работе следователя Следственного комитета?
Работа следователя одна из самых скрытых и не поддаётся публичной огласке. Для обычных людей следователь – это человек в форме с погонами, которого мы можем встретить, наверное, только в суде или на месте какого-либо преступления.
Работа в Следственном комитете важная, интересная и кроме того, сотрудник следственного комитета несет огромную ответственность перед обществом, так как он защищает его от наиболее опасных преступных посягательств. Работники следственного комитета расследуют уголовные дела, связанные с наиболее тяжкими преступлениями, которые носят наивысшую общественную опасность. Своим каждодневным, тяжёлым, рутинным трудом они помогают свершиться справедливости и законности. Эта работа выглядит совершенно не так, какой её привыкли видеть обычные люди, не связанные с этой профессией. Следователи по крупицам собирают доказательства, устанавливают виновного, подтверждают вину и с обвинительным заключением направляют дело в суд, который принимает решение по делу.
В чем заключается специфика транспортных подразделений Следственного комитета?
Работа следователя Следственного управления на транспорте — это работа в специализированном следственном органе, который занимается расследованием преступлений, произошедших на объектах водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Эти объекты представляют собой сложные инженерно-технические комплексы, и деятельность, связанная с их эксплуатацией, всегда квалифицируется правом как источник повышенной опасности. Обеспечение прав и законных интересов граждан, равно как и рассмотрение сообщений о происшествиях, и расследование преступлений требуют познаний в сферах взаимодействия человека и техники, знаний об особенностях движения и эксплуатации соответствующих видов транспортных средств. В частности, необходимы знания устройства воздушного судна или подвижного состава, владение методикой их осмотра. Никогда не бывают одни и те же преступления, одни и те же действия в ходе следственной операции. Всегда противоречивые случаи, и поэтому нужно научиться смотреть на все шире, чтобы быть всегда на три шага впереди преступника.
Расскажите о наиболее резонансных, сложных делах относящихся к транспортной специфике. Какие трудности встречаются при расследовании такой категории дел?
Например, в 2020 году в суд было направлено уголовное дело в отношении заместителя начальника путевой машинной станции, который совместно со своей бригадой работников на станции Тайга во время ремонта железнодорожных путей нарушил технологию процесса и допустил выгрузку щебня на соседние железнодорожные пути, по которым следовал грузовой поезд. В результате после наезда состава на выгруженный щебень, шесть вагонов сошли с рельсов и опрокинулись, также был поврежден груз. Ущерб от преступных действия заместителя начальника путевой машинной станции составил более 11 миллионов рублей.
Аналогичное дело было расследовано и в отношении работников Полосухинской дистанции пути, которые не обеспечили выполнение требований по текущему содержанию железнодорожного пути. В итоге там сошли с железной дороги целых 23 вагона! Ущерб от преступных действий работников Полосухинской дистанции пути составил около 54 миллионов рублей. А ведь на месте этих грузовых составов могли оказаться пассажирские поезда! Тогда жертв было бы не избежать…
Основные трудности при расследовании указанной категории дел заключаются в необходимости изучения и анализа технической документации, большого объема следственных действий, нахождение большого числа свидетелей и потерпевших в разных регионах Российской Федерации, проведением различных судебных экспертиз.
Несмотря на все трудности и сложности, в ходе расследования названных преступлений, следователи собрали достаточно доказательств и уголовные дела были направлены в суд.
Дмитрий Викторович, давайте поговорим о травмах кузбассовцев на железной дороге и их профилактике?
Во всех случаях травмирования кузбассовцев, потерпевшие, как правило, сами пренебрегали элементарными правилами безопасности, а именно, переходя железнодорожные пути, не убеждались в отсутствии приближающегося поезда, или не учитывали, что тормозной путь состава составляет сотни метров и реальной технической возможности у локомотивной бригады остановить поезд и предотвратить наезд, просто не имеется. Особое внимание заслуживает травматизм подростков, которые переходя железнодорожные пути, слушают музыку, из-за чего не слышат сигналы, подаваемые машинистом, и в результате получают травмы, в том числе смертельные.
Чтобы предотвратить травмы людей на железной дороге, сотрудники Кемеровского СОТ на постоянной основе, в том числе с работниками ОАО «РЖД» проводят профилактические мероприятия, как с учениками школ, так и их родителями.
На что именно направлено особое внимание сотрудников Следственного комитета, каковы приоритетные направления их деятельности?
В настоящее время на особом контроле находятся ятрогенные уголовные дела, о невыплате заработной платы, уголовные дела по преступлениям, совершенным несовершеннолетними и (или) в отношении несовершеннолетних.
Как вы справляетесь с трудностями профессии?
Объем работы немалый, а сроки для ее выполнения минимальны. Очень многое зависит от внутреннего настроя. Огромную поддержку всегда оказывает семья, они же вдохновляют к новым подвигам и свершениям.
При такой работе остается время для общения с семьей, друзьями?
Работа следователя, скорее, не работа, а образ жизни. Это призвание, у меня нет режима, графика работы. Есть уголовные дела, где определенные сроки, поэтому приходится работать и в будние дни, и в выходные, и ночью, и днем.