3 августа 2021 | Надежда Бойкова

Дуэт Виктории Латышевой и Матвея Проценко покорил жюри федерального канала. Фото Надежды Бойковой.

Дуэт воспитанников кемеровской студии балета «Dance FM» получил пропуск во второй этап уникального танцевального шоу Первого канала «Dance Революция». Из 8000 поданных на участие заявок номер Виктории Латышевой и Матвея Проценко попал в список 49, которым предстоит сразиться в батлах. Мы узнавали, какова цена успеха, легко ли вырастить чемпионов в Кузбассе и почему детей всё труднее мотивировать на победу.

Девочка, мальчик и дерево

Вика и Матвей на 41-й секунде танца длиной 1,45 минуты прыгнули и взлетели. Камеры, расставленные по окружности сцены, со всех сторон ухватили волнующий кульминационный момент номера: два танцора под углом 360 градусов, техничность, красота, синхронность.

– Когда они прыгнули, я понял, что после этого всё пойдёт хорошо, потому что это был главный элемент, – поделился руководитель и главный балетмейстер балета «Dance FM» Максим Вовнинкин. – Зрителям сразу стало понятно, что ребята профессионалы своего дела.

Чемпионы России и мира, воспитанники Максима и Яны Вовнинкиных блестяще справились со стилем танцевального шоу, в котором соединяются джаз и модерн, акробатика и полётные элементы: прыжки, вращения, поддержки, а также реквизит и декорации. В случае номера кемеровчан это была кадка с деревом.

– Редакторы просили убрать дерево, – рассказал Максим Вовнинкин. – Хореографию ставил я, и мне нужно было именно так, поэтому кадка осталась. Номер о чём-то новом: может, это рождение ребёнка или создание семьи, что-то, что мы можем взращивать, поливать, оберегать.

Максим решил принять участие в ТВ-проекте.

– Изначально мы подали заявку на дуэт Виктории с другим молодым человеком, Егором, но он получил травму, и за три дня пришлось быстро искать замену, – вспоминает балетмейстер. – На телевидении выступили в новом составе. К счастью, Матвей всё быстро схватывает.

У молодого человека не было опыта работы с партнёршей, на притирку у юных чемпионов оставалось всего ничего, не обошлось в период подготовки без споров и ругани.

Виктория пришла в коллектив «Dance FM» в семь лет, её первым статусом в соцсети «ВКонтакте» стала фраза «Я буду чемпионкой». По словам хореографов, она потихоньку росла и училась танцевать. Сегодня ей 16, Виктория стала солисткой, достигла того, о чём писала в семь лет, а главный балетмейстер Максим Вовнинкин вдруг разглядел в ней звезду и решил показать всей стране по телевизору. Потому неожиданная травма Егора вывела из строя и сам номер, и планы руководителя похвастать талантливыми учениками.

Примерно в то же время судьба привела в балет одного из старых учеников, ныне студента Кемеровского колледжа культуры и искусств имени Иосифа Кобзона 19-летнего Матвея Проценко. Парень пришёл в студию на практику в роли педагога-хореографа.

Выбор Максима сразу пал на него, и, как оказалось, опытный балетмейстер не прогадал:

– Часто говорят: им повезло или они заплатили. Здесь ни о каких таких вариантах речь не шла. В принципе, нашему коллективу никогда ничего не давалось легко. Люди просто собираются люди выходят, а это сибирский характер.

Кредо главного балетмейстера «Dance FM» Максима Вовнинкина – открытость методики и сотрудничество с лучшими коллективами. Фото Надежды Бойковой.

Любовь тренера – в мелочах

Однако чтобы его продемонстрировать, молодым танцорам и их хореографам пришлось не только много трудиться, но и практически соревноваться со злым роком, который до последнего пытался сорвать амбициозные планы кемеровчан.

Мало того что в Москве у них не было площадок для репетиций и приходилось обзванивать знакомые коллективы, просить их залы, перед самым кастингом у Матвея тоже случилась травма.

– Я прыгал, не очень хорошо разогрелся и надорвал приводящую связку, которая находится в паховой области, – говорит танцор. – Она отвечает за все движения, шпагаты, за выворотность. Мы объездили всё в поисках обезболивающих и заморозок. Но когда ты выходишь на сцену, адреналин даёт о себе знать и боль забывается.

Сцена лечит и от волнения, добавляет Виктория:

– Стресс ничем не снять, он присутствует до момента выхода на сцену. Когда вышли, танцуем, чувствуется облегчение.

Выдохнуть и расслабиться полностью удалось лишь после трёх «да» от судей телешоу. До тех пор ребята, которые постоянно находились под камерами, должны были в любой момент быть готовыми отвечать на вопросы журналистов или ехать туда, куда скажут, улыбаться, держать лицо и за кулисами, и в гримёрке.

В этом, говорят чемпионы, главное отличие телешоу от спортивного конкурса даже самого высокого уровня.

– Танцевать на сцене Мосфильма или на сцене чемпионата в Германии одинаково страшно, но если на шоу ты где-то ошибёшься, это покажут по телевизору, – смеётся Виктория Латышева.

Успех молодой пары коренится в их таланте и его проработке, но обтачивать его правильной техникой и находить рычаги для мотивации – задача тренера, и в этом Максим и Яна мастера.

– Я считаю так: сначала научи, потом спроси, – заявляет Яна Вовнинкина. – Но когда я прихожу в группы, где не я ведущий тренер, за их недочёты в работе я буду спрашивать с тренера.

Строгость Яна тонко сочетает с мягкими поощрениями. Перед поездкой в Москву она нашла оригинальный способ поддержать Матвея, у которого было совсем мало времени, чтобы освоиться в новом для себя виде выступления дуэтом.

– Мне кажется, Матвею было сложно психологически, – говорит она. – Мужчины, вроде, менее эмоциональны, но он же понимал, что его сравнивают с Егором, что, может, он недостаточно сильный для поддержек. И я всем ребятам подарила значки, а ему – значок, на котором было написано «Ты не копия». И его прошибло. Это не нужно объяснять. Я просто говорю, что ты есть ты, не пытайся быть таким же, как Егор, ты не будешь вторым Егором, ты Матвей.

Где молодые – там движение

Балет «Dance FM» существует в областной столице с 2007 года, за это время супруги Вовнинкины построили особую систему занятий, создали по-настоящему крепкий коллектив, основа которого – любовь к детям. Опытные хореографы сегодня с сожалением признают, что взращивать чемпионов в Кузбассе с годами становится сложнее.

– Сейчас в Кемерове открывается много танцевальных секций, в городе 168 студий, – поясняет Яна. – При этом работает всего один танцевальный магазин одежды. Пошить костюмы очень трудно. Мы часто ездим в Новосибирск с родителями, чтобы взять большие объёмы ткани. В предстоящем учебном году нашему коллективу исполнится 15 лет. Я не представляю, где найдём такое количество ткани.

Максим также говорит об отсутствии подходящих залов для тренировок. Многие студии находятся в жилых помещения, полуподвалах, где очень низкие потолки. Зал «Dance FM» в этом смысле не исключение: когда там ставятся поддержки, то приходится разбирать потолочную плитку, и Вика входит туда головой. А выбросы и вовсе отрабатываются на улице.

Среди хореографов даже популярна шутка «Если ты видишь номер, в котором один ребёнок не сделал колесо, ты знаешь, где в этом зале столб».

Но оба тренера сходятся в одном: сложнее всего, когда родители приходят и спрашивают, сколько стоит абонемент.

– Я говорю, что вы приобретаете не абонемент, а семью и коллектив ребёнку не на один год, – восклицает Яна с жаром. – Все привыкли к абонементам, частным студиям. Многие забывают, что такое коллектив, а мы сохраняем эту культуру. Мы никогда не умаляем своей ответственности за детей.

Вплоть до того, что им приходилось спасать ученицу от смерти, когда она стала жертвой печально известного «Синего кита».

«Dance FM» будто не затронула ставшая для большинства обыденной нормой жажда наживы. Платят? Занимаемся. Не платят? Нам и дела нет до детей. Максим Вовнинкин признаёт, что не знает, откуда у него мотивация работать с любыми ребятишками, в которых он чувствует потенциал:

– Многие наши воспитанники из обычных семей, где нет денег. Сегодня они учатся в московских вузах бесплатно. Например, у одной нашей участницы шоу «Танцы на ТНТ» мама работала на трёх работах, чтобы отпускать её в Москву. Мама видела у ребёнка столько желания, что готова была идти на жертвы. А бывает, я вижу, как мама в инстаграме выкладывает свои занятия фитнесом, говорят, что зарплата у них только 25-го.

Современных детей всё труднее мотивировать на работу. Мельчают студии, исчезает понятие крепкого народного или эстрадного коллектива. Вовнинкины не сдаются, стараются быть, как они говорят, в потоке, и успех Виктории и Матвея – лучшее тому доказательство.

– Моя цель – показать ребят, которые живут танцем, – резюмирует главный балетмейстер студии. – Они, возможно, станут востребованными танцовщиками и хореографами в России и не только. Матвей, например, хочет поехать работать в Европу. Участие в шоу может быть стартом в их большой жизни. Надеемся, что так и будет.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo