Про прошлое, ценности и творчество

2 февраля 2023 | Информационный портал Кузбасс

Наши дети очень любят что-нибудь коллекционировать. Машинки и куклы, роботов и мягкие игрушки, даже всякие маленькие сувениры из сетевых магазинов. А что, если создать коллекцию, да не простую, а с пользой? Так решили воспитатели и дети из кемеровского детсада № 14. А началось всё с того, что…

– Сегодня мы не представляем свою жизнь без фотографий, вот и наши мальчишки и девчонки тоже очень любят фотографироваться. А вы знаете, что сейчас появились детские фотоаппараты мгновенной печати? Один такой фотоаппарат принесла в детский сад воспитанница группы. Вот было радости детям, когда они тут же получали свои фото, пусть даже и чёрно-белые! Тогда один из ребят сказал: «А у нас вообще есть старинный фотоаппарат». И дети стали рассказывать друг другу, у кого какие есть фотоаппараты. Каждому, конечно, хотелось их показать, – рассказали Екатерина Большакова и Екатерина Журавлёва, воспитатели логопедической группы «Умки».

К слову, коллекция фотоаппаратов собиралась в рамках реализации всероссийского проекта «Чердак времени». Почему именно чердак? А ведь только тут можно найти что-то таинственное, неизведанное и очень нужное для каждого ребёнка. Уверена, что мамы и папы ещё помнят те времена, когда лазили по бабушкиным чердакам в поисках старых, но таких необходимых вещей.

В детсаду «Чердак времени» – это особенное пространство для совместного творчества и общения детей и взрослых. Это место, где можно слушать интересные истории, фантазировать, изучать предметы старины… Превращаясь в исследователей прошлого, ребята под присмотром воспитателей регулярно отправляются в тематические путешествия. Находя необычные предметы прошлого, дошкольники знакомятся с ними, узнают их историю, сферу применения. В «Умках» чердачное пространство помогали делать родители – это уютная палатка с мягкими подушками. Она же стала центром уединения для детей в группе. Здесь обитает житель – мудрая сова, которая иногда прилетает к ребятам и рассказывает им об интересных предметах, о которых они раньше не знали.

Что было детям интересно узнать о фотоаппаратах?

– За свою историю существования, фотография настолько прочно вошла в самые разные области нашей жизни, что её присутствие кажется незаметным. Ребятишки узнали о том, что когда-то очень давно появился первый фотоаппарат, и он совсем не похож на те, что видели наши воспитанники у себя дома. Мы им рассказали, что первые фотоаппараты были очень большими, необходима была специальная подставка, так как держать их при съёмке было весьма трудно. В первых фотоаппаратах были специальные пластинки, покрытые серебром. Поэтому аппарат был тяжёлым, неудобным для работы, – отмечает Екатерина Большакова.

– Кстати, такой фотоаппарат принёс наш воспитанник Егор, он бережно хранится в семье мальчика как память о прабабушке, которая увлекалась фотографией. Это «Фотокор-1» – первый массовый фотоаппарат в СССР, который выпускался с 1930 по 1940 год. «Фотокор» применяли для съёмок и на улице, и в помещении, фотографы-профессионалы использовали камеру для павильонных съёмок и даже макросъёмки. Есть у нас в коллекции и экземпляр помоложе – это фотоаппарат «Искра» от Красногорского механического завода. Он выпускался в 1960-х годах XX века. Одним из главных достоинств фотоаппарата считалась его компактность и простота конструкции при высоком качестве изображения. В коллекции у нас ещё известные многим родителям фотоаппараты «Смена», «Зенит», «Салют» и зарубежные «Самсунг», «Кодак» и «Фуджи», – добавляет Екатерина Журавлёва.

По словам воспитателей, дети очень удивились нескольким фактам из «жизни» фотоаппаратов. Первый факт: чтобы сделать фотоснимок, надо было идти в специальное здание, которое называлось фотоателье. Второй факт: получения своей фотографии люди ждали очень долго. Сначала необходимо было совершить много действий: проявить плёнку, напечатать с помощью фотоувеличителя, закрепить в растворе фиксажа, промыть чистой водой, высушить. И третий факт: для печати нужна специальная бумага, а фото получались чёрно-белыми.

Нынешняя ребятня мало знает о временах, которые были ДО современной техники. Как всё было устроено, работало, создавалось. В процессе изучения фотографии у детей, по словам педагогов, обязательно сформируются исследовательские навыки (познавательные, творческие), что очень пригодится в жизни.

К слову, в рамках проекта «Чердак времени» воспитанники группы «Умки» познакомились со счётами, которые уже не особо актуальны сегодня. Конечно, с помощью таких счётов дети могут упражняться в прямом и обратном счёте. Так они и делают наперегонки. Но ребята придумали, что их можно использовать по-другому. Например, как массажёр для рук или ног. Или как погремушку. Также в коллекции группы есть старинный металлический перекидной календарь, с помощью которого мальчишки и девчонки легко запомнили дни недели, что в неделе семь дней, в году 12 месяцев. На очереди – изготовление личного календаря под руководством педагогов. В ближайшем будущем воспитатели группы «Умки» планируют познакомить детей с такими предметами, как патефон, кассетный магнитофон, радио, а также совместно с родителями и детьми собрать коллекцию мобильных телефонов (от чёрно-белого кнопочного до цветного сенсорного).

Другие группы детсада тоже активно участвуют в проекте «Чердак времени», с каждым годом их становится больше. Так, например, воспитатели группы «АБВГДЕЙКа» знакомили дошколят со старинным ситом, веретеном, валенками, фильмоскопом, а ещё они коллекционируют русские народные платки.

Мнение коллег

– Уже в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к истории и культуре родного края, страны. Девочки часто задают вопросы о домашней утвари, убранстве жилища в прошлом и, конечно же, о моде. Мальчиков интересуют орудия труда, приспособления для охоты, рыбалки, средства передвижения. Так было и есть. Интерес наших детей, воспитанников детсада № 14, к прошлому страны возрастал, и мы стали искать способы, как его не только поддержать, но и выйти на новый уровень познавательного развития. Именно тогда приняли решение присоединиться к всероссийскому проекту «Чердак времени», организованному Университетом Детства и педагогами-победителями Международного конкурса имени Л. Выготского, – рассказывает Юлия Лушникова, воспитатель детского сада № 14, активный и постоянный участник проекта.

ЦИТАТЫ

Екатерина Журавлева, воспитатель: «Любая вещь с историей – это путешествие во времени. А для детей это интересная игровая форма подачи материала. Такая практика особенно комфортна для ребят из старших и подготовительных групп, у них уже имеется определённый багаж знаний».

Екатерина Большакова, воспитатель: «Дети не только узнают историю появления и использования старинных предметов, но могут проследить наглядно, что вещи со временем меняются, становясь более удобными и комфортными».

подробности

Проект «Чердак времени» создан группой педагогов из разных городов нашей необъятной России на «Летней школе» конкурса имени Л.С. Выготского. Через знакомство детей с предметами прошлого и создание атмосферы таинственности моделируется ситуация развития навыков будущего: креативности, кооперации, коммуникации, критического мышления. «Чердак времени» – это то место, где вместе с детьми можно погрузиться в таинственную атмосферу и познакомиться с предметами старины, вспомнить про быт и культуру нашего народа, сочинить интересные истории, рассказать их.

АННА ТИМОЩУК.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo