Приближается фестиваль «Книжная площадь», он пройдёт в Кемерове с 1 по 3 сентября. Будет много встреч, общения, обмена опытом, творческих идей и вдохновения! В эти дни можно познакомиться с Андреем Назаровым – талантливым кемеровским поэтом.
Несмотря на молодой возраст, Андрей успел отметиться во всевозможных литературных конкурсах как в качестве участника, так и в роли члена жюри. Фестивали молодых поэтов, поэтические турниры, чемпионаты – список побед и наград кемеровчанина довольно сложно уместить в один текст. Андрей не перестаёт совершенствоваться, побеждать и удивлять, но также считает важным делиться своим опытом и помогать начинающим поэтам найти себя, голос и стиль. С этого года он руководитель собственной литературной студии «Привет, Андрей!» (Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодёжи), где регулярно проводит занятия, помогая молодёжи развивать творческий потенциал.
– Андрей, читали вы много всегда? С какого возраста книги стали частью вашего мира?
– Читаю очень много. Читать начал года в три. Вверх тормашками. Старший брат читал сказки, а я с другой стороны приползал и читал вверх ногами. В детстве приходил в библиотеку, брал штук десять книг и уносил домой. Прочитывал за десять дней, возвращался, брал новые десять. И так класса до девятого. Потом меньше читать стал. Всегда прочитывал всю школьную программу до начала учебного года. Интересно было. Сейчас стараюсь читать, когда время есть. В день прочитываю по книге, если ничем не занят. За последний год прочитал 28 книг. Последняя была «Повелитель мух» Голдинга.
– Есть ли сегодня авторы, за книгами которых вы охотитесь?
– Нет и не было никогда. Просто считаю, что всему своё время. Не удалось найти нужную книгу сейчас, значит, найду её в другой раз. И я не имею привычки покупать книги скопом: авось потом прочитаю. У меня наоборот. Я прочитал книгу, потом купил её, поставил на полку. А сейчас и вовсе работаю в библиотеке, читаю регулярно. Записываю, что купить для своей коллекции. Есть любимые книги, которые советую прочесть. Это «Книжный вор» Маркуса Зусака, «Мартин Иден» Джека Лондона и «Убить пересмешника» Ли Харпера.
– Вы на стороне бумажных книг или электронных?
– На стороне бумажных. Электронные вообще не могу читать.
– О чём переживали до открытия литературной студии? Сложно ли было начинать?
– Я работал в коммерческой сфере, занимался социальной работой. В какой-то момент меня переклинило: «Хочу больше заниматься творчеством». Так я пришёл в библиотеку для детей и молодёжи. Начинать было сложно. Я новый человек в библиотеке. Переживал, что студию открою и людей не наберу, меня уволят в связи с тем, что не справился. Переживал, что после первого собрания студии всё захлебнётся и ребята больше не придут. Много переживал. Но нет, всё работает. Сейчас всё хорошо. Ждём осени, приедут студенты, возможно, будем ждать пополнения.
– Сколько по времени уже существует это пространство и что поменялось за этот период?
– Первое собрание студии состоялось 26 февраля этого года. Поменялось очень многое как во мне, так и в ребятах. Прежде всего ребята стали дружнее. Многие общаются вне занятий (хотя прежде были незнакомы), кто-то даже влюбился, и теперь у них счастливые отношения. Если раньше к творчеству друг друга все относились с позиции «ничего не понятно, но очень интересно», теперь большинство студийцев может выделить сильные и слабые стороны стихотворений, которые им предлагаешь для анализа. Ребята начали интересоваться выступлениями, где можно почитать, куда можно отправить стихи. Хотят делиться творчеством. Некоторые приходят с новыми стихотворениями, чтобы доработать их. Раньше никто не приходил. Сейчас начали понимать ошибки, хотят их исправить. А я начал чувствовать себя многодетным отцом. Понятно, что большинство – взрослые люди уже, но всё же. Кто-то заболел, у кого-то проблемы, у кого-то день рождения, следишь за ними, интересуешься, беспокоишься. Появилась некая ответственность за то, что ты создал. «Привет, Андрей!» – это не пространство, это люди. И я за этих людей отвечаю. Сам стал очень критичен к себе. Чтобы чему-то учить людей, нужно научиться видеть проблемы в себе. Анализируешь, готовишь материал, разжёвываешь всё, чтобы было понятно даже тем, кому ещё 16 нет.
– Основная работа – научить, направить, зажечь? Что важно вам, что интересно, от чего испытываете удовольствие в таком формате общения?
– Основная работа, она про юность и глупость. Как я говорю всем, кто спрашивает: «Мы осваиваем азы поэзии. Именно азы». Я пытаюсь поделиться с ребятами каким-то опытом, рассказываю о том, как выступать на публике, что такое рифма и как выстроить мысли в рамках стихотворения. Я скорее направляю ребят, чем учу их. У нас нет такого, чтобы я говорил кому-то переписать стихотворение или не писать так, как человек пишет. Просто говорю о том, что можно сделать вот так, чтобы было лучше, а человек уже сам решает, стоит ему это использовать или нет.
Общение у нас проходит всегда в свободном формате. Все общаются «на ты», пьём чай во время занятий, общаемся на различные темы. Проводим лекции на разные темы («Рифма и с чем её едят», «Образно говоря», «Что такое ритм»), практические занятия (разбираем стихи, делимся мнениями) и творческие задания (учимся выступать, импровизировать). У нас очень дружная студия. Мы поддерживаем друг друга даже вне стен библиотеки. Я всегда знаю, кто и чем занимается помимо поэзии. Например, есть девочка, которая поёт в хоре. Мы с ребятами собираемся и дружно идём на её концерт просто поддержать. В такие моменты особенно круто. Также вместе выступаем где-нибудь, участвуем в городских мероприятиях.
– Кто приходит чаще всего: девушки, парни? Идут с каким-то конкретным запросом или за возможностью найти близких по духу?
– Основной костяк составляет молодёжь в возрасте от 18 до 23 лет. Больше девочек, им почему-то проще делиться творчеством. Есть несколько ребят до 18 лет, но они только начинают писать, и в стихотворениях намешано очень много всего. В основном, конечно, пишут про любовь. Любовь у всех разная. У кого-то неразделённая, у кого-то счастливая, кто-то впервые влюбился. С этим и приходят. Многие ребята приходят именно найти близких по духу людей. Погрузиться в творческую атмосферу, найти тех, с кем можно обсудить свои произведения, получить какую-то обратную связь.
Конкретного запроса нет, у каждого свои цели. Кто-то хочет побороть страх публичных выступлений, кто-то планирует участвовать в фестивалях, хочет подготовиться, другим нужно найти площадку, чтобы делиться творчеством. Все разные.
– А когда вы для себя решили писать «вовне», поняли, что готовы делиться?
– Понял ещё в самом начале. Никогда не видел смысла писать в стол. Считаю, что поэты пишут для того, чтобы быть услышанными. А как тебя услышат, если ты не говоришь? Это не было сложным на самом деле. Как-то получилось, что я внезапно оказался на сцене и начал читать свои стихи. Просто пригласили на каком-то квартирнике почитать, и я согласился. Волнения не было, был какой-то азарт, так до сих пор на сцене происходит. Переживать начинаю уже после выступления, на сцене всё хорошо.
А поддержка не то чтобы была нужна. Она просто или была, или её не было. Был период, я звал друзей послушать, поддержать. Но часто никто не приходил, было обидно. С тех пор перестал зазывать, приглашать, работал на публику, которая приходила на выступления. Сейчас моя главная поддержка – это жена. Для неё я всегда победитель независимо от результата (улыбается. – Прим. авт.).
– В фестивале «Книжная площадь» вы тоже принимаете участие. Как вас найти?
– Я организую блок молодёжной поэзии «#Ненапрасное_творчество». Пригласили крутых молодых поэтов со всей России, которые поделятся опытом с кузбассовцами. Уже 1 сентября будут «Книжные гастроли», мы с гостями фестиваля поедем по различным городам Кузбасса, чтобы встретиться с читателями. Я еду в Тяжин. 2 сентября проводим открытый поэтический турнир, в котором принять участие может любой желающий независимо от возраста, опыта на сцене и города проживания. Пока у нас 20 заявок, и количество их растёт. Победители получат приятные призы от фестиваля. Также второго числа наши ребята Саша Габов и Света Блохина устроят поэтический перформанс «Мужское/женское». Это литературное шоу, поэзия с театрализацией. А вечером на площадке Кузбасского центра искусств провожу литературный квиз. Абсолютно бесплатно для всех желающих. 3 сентября наш блок проводит литературную лабораторию на малой сцене. Ребята проведут мастер-классы, лекции и презентации своих книг в рамках работы площадки. После мы все дружно выступаем на концерте молодой поэзии на главной сцене. Планируется ещё пара сюрпризов, но о них пока не будем говорить.
Для меня этот фестиваль – возможность сделать в Кемерово что-то крутое, чего раньше никто не делал. Многие молодые ребята боятся выступать, писать стихи и делиться творчеством. Мы хотим создать творческую атмосферу, чтобы начинающие авторы могли понять, что не существует напрасного творчества. Все пишут, чтобы быть услышанными. Я хочу сделать так, чтобы нас слышали.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Меня зовут Андрей, мне 25 лет. Всю свою жизнь я организовываю всё, что движется. А всё, что не движется , я двигаю и организовываю.
За плечами – десятилетний волонтёрский опыт, красный диплом института культуры, шесть лет стендапа, две брошенные магистратуры и пара десятков проектов различного уровня. Сейчас я работаю в библиотеке. Руковожу литературной студией и реализовываю различные проекты для пишущей и читающей молодёжи.
Параллельно занимаюсь организацией квизов в нашем городе. Создать свой квиз давно было моей идеей-фикс, и в этом году я наконец-то созрел. Ещё я в какой-то степени поэт, любящий муж, веду свой телеграм-канал и являюсь счастливым хозяином пузатого бульдога.
КСТАТИ
Андрей Назаров состоит в совете молодых литераторов Кузбасса, а ещё в этом году он вошёл в лонг-лист всероссийской премии «Гипертекст». Можно ознакомиться с творчеством автора на сайте «Стихи.ру», там собрано более ста произведении.