«Джон Уик 4» вышел на большие экраны и… мы даже не знали, чего ожидать от фильма. За три предыдущие части герой Киану Ривза успел: сократить население Нью-Йорка на одну десятую; оказаться белорусом с распространённым именем Джордани; совершить пару кругосветок; пережить сотни пулевых попаданий, ударов холодным оружием и тупыми предметами, а также почти не пострадать при падении с крыши высотного здания. Перед походом в кино мы решили пересмотреть все предыдущие части и сделать определенные выводы.
То, с чего «Джон Уик» начался и чем он стал к 3-й части – похожие, но разные фильмы. Первый был простеньким, но драйвовым кино-комиксом, который время от времени забывал про реализм. Вторая и третья часть постепенно усложнили вселенную франшизы, более подробно показав мир кланов убийц и их правила. Изменился и сам главный герой, точнее, уровень его способностей. Если в первом и втором фильме он был чуть более прокачанным героем боевиков – вроде Рембо и Коммандос, — то к третьей части он стал неубиваемым супергероем, который вполне мог бы в соло разнести Таноса вместе со всей его армией. Стали ли фильмы хуже? На наш взгляд, нет. Одни сценарные дыры латались, но тут же возникали новые. А экшен, хоть и отходил всё дальше от реальности, всё больше набирал в плане зрелищности. Кроме того, стала очевидна формула боевика: злобный влиятельный злодей, которого надо наказать, пара эпичных битв, пара схваток послабее, одна-две дуэли с более опасным противником и директор отеля Континенталь опять что-то задумал. К чему мы говорим об этом?
Идя на сеанс «Джон Уик 4», мы уже догадывались о том, что увидим на экране. И… наши ожидания полностью оправдались. Что это значит? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Джон вполне оправился после ранений, которые получил за предыдущие фильмы. Он снова в седле и хочет выйти из игры. Но не тут-то было. После веселухи, которую он творил в предыдущих фильмах, Правление видит в нём угрозу для всей организации. Уничтожить его поручают одному из членов Правления, Пеннивайзу… то есть Маркизу Де Грамону (Билл Скарсгаард). И тот берется за дело со всей аристократической основательностью и масштабом. Сперва, он образцово-показательно взрывает отель Континеталь в Нью-Йорке, за то, что они работали с Уиком. И объявляет, что так будет с каждым Континеталем, который примет Джона. А потом нанимает Каина (Донни Йен), слепого киллера, ушедшего на покой. Когда-то Каин и Джон были друзьями и ни в чём не уступали друг-другу. Поэтому, слепой мастер единоборств – главный козырь в охоте на Уика. Так и закручивается сюжет.
Стоит начать со следующего факта: данное кино идёт 2 часа 50 минут. И смотрится оно не как цельное кинополотно, а как два небольших фильма, которые попытались впихнуть в один. За всё время просмотра фильм раза три сбавлял темп так, будто идёт к концу. К чему мы это? К тому, что весь экшен со временем начинает надоедать. Он хорош, феноменален, обходит все три фильма, но делает то, что до этого ни одному не удавалось – он становится скучным.
Когда Киану Ривз один-два раза расправляется с толпой врагов – это интересно и зрелищно. Здесь же он раз шесть будет устраивать Ад и Израиль. Причём он не только будет пачками крошить врагов, но и огребать от них как боксёрская груша. Однако, это никак не скажется на его боеспособности и здоровье. Конечно, в предыдущих фильмах он тоже был не очень уязвимым дядей, но здесь он переносит такие удары судьбы, что вполне мог бы боксировать с Суперменом. И Супермен вспотел бы. Создаётся впечатление, что создатели перепутали Беларусь с Индией и вырезали сцены, где Киану Ривз поёт.
Экшен-сцены фильма будто обесценивают себя. Зритель изначально подсознательно догадывается – главный герой доживет до конца фильма. И каждая экшен-сцена лишь убеждает в этом. Поэтому когда герой в третий раз за фильм попадает в передрягу, мы уже просто думаем: «Да ну, щас по-быстрому разберётся и пойдёт дальше». А к пятой и шестой сцене уже просто надеемся, что они скорее закончатся.
При этом экшен в фильме достоин феноменального разряда.Большинство сцен представляют собой просто более крутую версию того, что мы видели в предыдущих частях. Но некоторые из них поставлены и сняты так круто, что ставят новую планку для жанра боевиков. Например, перестрелка, снятая сверху, где Уик проходит через комнаты здания. Тут мы волей-неволей вспомнили «Hotline Miami». Не удивимся, если создатели почерпнули пару капель вдохновения из данной видеоигры. В фильме много качественных и хорошо поставленных сцен.
За что ещё можно похвалить фильм, так это за персонажей. Помимо тех, что были в предыдущих фильмах, здесь у нас сразу несколько вполне интересных личностей. Это и друзья главного героя в исполнении Донни Йена и Хироюки Санады, и несколько новых персонажей вроде наёмника Никто, и главный злодей, который нам очень напомнил ЛаКроя из видеоигры Vampire: The Masquerade. Они все смотрятся не как проходные статисты на две минуты – а как герои своих не показанных историй.
Отдельно хочется отметить противостояние героев Ривза и Йена. Тут сценарий одновременно прост, но в то же время максимально грамотен. Они оба выглядят достойными противниками, им обоим не чуждо благородство и человечность, и при этом они оба искренне уважают друг друга и даже остаются друзьями. Отчего и наблюдать за их противостоянием становится вдвойне интереснее.
Также за что хочется похвалить создателей – за чувство ритма. История фильма грамотно и плавно скачет от напряженных экшен-сцен к спокойным и размеренным диалогам. Некоторые эпизоды будто снимались не для боевика, а для артхауса. Их ждёшь в фильмах Кубрика и Тарковского, а они попадают в современный боевик. И самое смешное, что они смотрятся уместно и добавляют шарма кинополотну.
Ещё хочется похвалить создателей за внимание к деталям. Тут учитываются все нюансы, которые возникали в предыдущих фильмах. Например – отсутствие у Джона одного пальца. Небольшая деталь, но она не была проигнорирована киноделами. Скорее всего, тут сказывается то, что сценарист и режиссер франшизы практически не менялись. Видно, что им не всё равно, что происходит с их детищем.
Итог сюжета четвёртой главы о похождениях Джона Уика предсказуем и под конец даже начинает надоедать, но при этом богат на хорошие детали, интересных персонажей, и вполне может вызвать и удержать интерес зрителей. Поэтому за сюжет мы ставим плюс, хоть и с большими оговорками.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм не сбавляет планку своей франшизы. Графика, постановка экшена, операторская работа – всё на высшем уровне. И речь не только о сценах драк и перестрелок. Мы уже упоминали про постановку более спокойных сцен. Декорации, костюмы, интерьеры заслуживают похвалы. Поэтому, вполне ожидаемо, фильм получает плюс за визуал.
Звук в фильме также ни в чём не уступает визуалу. Саундтреки подобраны просто филигранно. Они не только отлично подчёркивают ритм и настроение сцен, но и дополняют общую атмосферу. Например, песня Мари Лафоре во время сцены в Париже. Поэтому за звук фильм получает ещё один твёрдый плюс.
Актёры
Каст кинополотна, пожалуй, является ещё большим преимуществом фильма, чем визуал. Останавливаться на Киану Ривзе мы не станем. Просто объективно – он и есть этот фильм. Куда любопытнее обстоят дела с остальными актёрами. Из предыдущих частей вполне закономерно перекочевали Иэн Макшейн и Лоуренс Фишбёрн. И они по прежнему хороши, харизму ничем не затмить.
Ещё очень круто смотрятся Шамир Андерсон, Хироюки Санада и Дони Йен. Последний почти становится вторым главным героем, и его персонажу хочется сопереживать не меньше, чем герою Ривза. Играй главного злодея кто-то другой — и мы имели бы блеклое и неинтересное клише. Но когда за дело берётся такой очаровашка как Билл Скарсгард – получается злодей, который смотрится очень стереотипно, но при этом естественно.
Из второстепенных персонажей нам больше всего запомнился немецкий бандит Клаус в исполнении Скота Эдкинса. Актёр известен своей спортивной подготовкой, а здесь же он загримирован под мерзкого, неуклюжего и очень тучного злодея. И, что самое забавное, лишний вес (грим) не мешают ему оставаться машиной для убийства, способной уничтожить человека одним движением ноги.
За что стоит отдельно похвалить киноделов – это за работу с массовкой и каскадёрами. Сцен массового экшена в фильме много, и все они требуют очень трудоёмкой работы с людьми. Поэтому, хоть подобные сцены и наскучивают, это не отменяет колоссальных трудозатрат и способностей всех причастных.
Отдельно стоит отметит ещё одного актёра — четвероногого друга, который сопровождает одного из киллеров и фактически является его вторым оружием. Конечно, в некоторых сценах собаку явно нарисовали, но это не отменяет сцен, где с животным работали вживую.
Поэтому по итогу фильм получает от нас три плюса. Один – за каст в целом. Второй – за работу с массовкой и каскадёрами. Третий – за работу с животным.
Итог
«Джон Уик 4» получился предсказуемым кинополотном, которое во многом повторяет предыдущие три части. Однако при этом фильм полон плюсов, хорошо поставленного экшена и новых оригинальных деталей. Главная проблема данного фильма – его хронометраж.
Тем не менее, несмотря на марафонский хронометраж, фильм отлично поставлен и оставляет приятное впечатление. Если вам нравились предыдущие части, а продолжительность почти в 3 часа вас не пугает, то «Джон Уик 4» — отличный вариант для просмотра в кино. Тем более, такой экшен стоит наблюдать именно на большом экране.