В Кузбассе стартовало очередное обследование населения на предмет использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. В сентябре и в ноябре интервьюеры Кемеровостата опросят по 1297 жителей области в возрасте от 15 лет и старше.
Обследования такого рода, охватывающие различные слои населения, Кемеровостат проводит с 2014 года.
«Основной их задачей является получение информации о том, какие информационные технологии доступны сегодня кузбассовцам, насколько широко люди используют их для общения, обучения и получения разного рода услуг, и как оценивают их роль в своей жизни», – уточняет Елена Богданова, начальник отдела статистки труда, науки, образования, культуры, ЖКХ, уровня жизни и обследования домашних хозяйств Кемеровостата.
Так, статистическое наблюдение 2019 года показало, что персональные компьютеры уверенно вошли в жизнь 77% кузбассовцев. Причем дома компьютер используют 57% населения, на работе – 20%, по месту учебы – 7% (а кто-то – везде сразу).
Пользователей интернета было чуть больше: в целом по области – 78%. Удельный вес горожан в этой обобщенной цифре оказался предсказуемо выше, чем доля жителей сельской местности: 80% против 68%.
Для чего людям интернет? В качестве основной цели его использования 82% респондентов назвали общение в социальных сетях. На втором месте оказались звонки и видеоразговоры с помощью Skype, WhatsApp, Viber и других мессенджеров (эту причину указали 79% опрошенных). В список «топ-позиций» вошли также скачивание фильмов, музыки и просмотр видео в режиме онлайн (61%), осуществление банковских операций (55%) и поиск информации о товарах и услугах (42%).
Если в 2014 году только 17% жителей Кузбасса использовали интернет для заказа товаров и услуг, то в 2019-м доля сторонников дистанционных приобретений поднялась уже до 25%. (Нынче их, вероятно, будет значительно больше. С учетом того, что в условиях пандемии COVID-19 ряд предприятий торговли и общепита несколько месяцев работал в формате дистанционной торговли).
«Упрощение доступа к получению государственных и муниципальных услуг, предоставление их преимущественно в электронном виде – одна из задач федеральной программы по цифровизации экономики, – напоминает начальник отдела Кемеровостата Елена Богданова – Что же касается граждан, для них перевод значительного спектра госуслуг «в цифру» является мотивацией к тому, чтобы в принципе освоить информационно-телекоммуникационные технологии».
Вот цифры. В минувшем году 57% населения Кемеровской области по разным поводам взаимодействовали с органами государственной власти и местного самоуправления. Причем почти две трети (63%) тех, кто получил ту или иную государственную услугу, сделали это через интернет. Для сравнения: в 2014 году таких дистанционных получателей было всего 22%. Наибольшей популярностью среди кузбассовцев пользуются дистанционная оплата налогов, сборов и услуг ЖКХ, сервисы ГИБДД и МВД, запись на прием к врачу, «электронный школьный дневник».
«Конечно, наиболее активным интернетпользователем является молодежь, – комментирует ситуацию Елена Богданова. – В 2019 году Всемирную паутину использовали 99% кузбассовцев моложе 30 лет. Но и старшее поколение вовлекается в этот процесс очень охотно. Прошлогоднее обследование показало, что среди жителей области в возрасте от 55 лет с интернетом хорошо «знакомы» 40%. А среди кузбассовцев старше 70 лет – каждый девятый».
Наиболее популярным и распространенным устройством связи в нашем регионе является мобильный телефон: он есть у 96% жителей. Именно его используют для выхода в интернет 70% кузбассовцев (в 2014 году – только 18%). Во многом это заслуга операторов мобильной связи, которые все чаще предлагают своим абонентам «пакетные» тарифные планы, включающие наряду с минутами и смс гигабайты интернет-трафика.
На вопрос о том, как информационные технологии влияют на их жизнь, 79% опрошенных ответили: «Позитивно». Еще у 7% ничего не изменилось. И только 3,3% респондентов сочли влияние отрицательным.