Кузбасскому самому древнему художественному изображению символа Нового 2021 года – примерно столько же лет! Кто его сделал, как носил, для чего, какая в нем была и даже до сих пор есть… магия, выяснил наш корреспондент…
… В музее КемГУ «Археология, этнография и экология Сибири» на новогодний вопрос читателей «Какими были самые первые кузбасские быки?» мне ответили:
– Почти такими.
И показали витрину то ли с древним поблескивающим украшением, то ли с древним сувениром, вполне … подходящим к Году Металлического Быка… Но, понятное дело, наших популярных символов Нового года в то далёкое время не знали.
И эта бронзовая бляшка с быками (по разным данным, рубежа до нашей эры и нашей эры, II века до нашей – I века нашей или III-I веков до нашей эры…) оказалась пряжкой к ремню нашего прадеда. И таким важным историческим свидетельством, что дух захватывает! И вещью из прошлого, в которой все еще есть загадки.
Бок о бок
Шли 1970-е… Археологические экспедиции (Анатолия Мартынова, Владимира Боброва) работали на курганах в Тисульском районе. Ученые делали открытие за открытием.
И в пятом кургане, возле озера Утинка, археологи исследовали четыре могилы с бревенчатым накатом… И как писал потом в журнале «Советская археология» Владимир Бобров (ныне д. и. н., действительный член Академии гуманитарных наук, профессор, завкафедрой КемГУ), в том месте, где грабительский лаз в могилу (а могила ограблена в древности), ученые тоже нашли много интересного, а еще «… большой… кусок шерстяной ткани, на котором лежала часть кожаного ремня с прикрепленной бронзовой ажурной пластиной».
И на пластине (она длиной 14, шириной 6,5 см) – рвались в бой два яка (два быка). Бок о бок, голова к голове, морды – опущены, рога – вперед, ноги – в напряжении, хвосты – на спину! В общем, как живые…
– И было при виде их изумление?
– Были чувства ученого, археолога, – с теплотой вспоминает день, когда впервые держал на ладони пластину с быками, Анатолий Иванович Мартынов, д. и. н., профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, Почетный гражданин Кемеровской области, главный научный сотрудник научно-инновационного управления КемГУ. – Потому что это был найден знаковый, я подчеркиваю, знаковый предмет, связанный с гуннской эпохой!…
До этого таких предметов… Ну, находились они, но случайно… А что такое случайная находка, она не привязана к датам, к другим предметам… А вот найти этот предмет в кургане, который связан с комплексом других предметов…, с комплексом археологическим, имело очень большое значение!
– Значит, «пряжку» с быками на ремне при жизни носил гунн?
– Это гуннское захоронение, памятник рубежа до нашей эры и нашей эры, связанный с историей гуннов. Они здесь были, это часть гуннского «пояса» (великих марш-бросков гуннов через всю Евразию, нашествия этих воинов– кочевников-скотоводов, перед которыми трясло даже Римскую империю… – Авт.).
Анатолий Мартынов назвал 2021 год, Год Быка, историческим для нашей — евразийской — цивилизации. Фото пресс-службы КемГУ.
Но вернемся в прошлое еще дальше, чтобы понять, почему так ценна кузбасская гуннская «пряжка» для памяти и для науки…
– Производящее хозяйство (а до него люди жили лишь тем, что давала природа, были собирателями, охотниками. – Авт.) впервые возникло в Передней Азии, – продолжает профессор Мартынов, – и потом шел процесс расширения этой зоны…
Скотоводство возникло на рубеже IV-III тысячелетия до нашей эры. Это начало революции производящего хозяйства… И вот появились скотоводческие племена. И произошло разделение производящего хозяйства на два направления – европейское, земледельческое, и скотоводческое… И так началась следующая историческая эпоха… И скотоводство было очень разное, домашнее (около дома), подвижное (кочевали), сезонное горное… И, наконец, появилось скотоводство, которое было связано с движением вместе со скотом всего народа, на большие расстояния, связанное с захватом территорий, с подчинением народов. Это высшая форма скотоводства, начало которой и положили гунны на рубеже нашей эры.
– «Свои» племена скотоводов в Западной Сибири появились во II тысячелетии до нашей эры… Так «наши» дали гуннам отпор, и «пряжка» – из такого вот боя?
– Я бы не назвал бы это отпором… Но бляшка, да, связана с проникновением сюда гуннов. Они были первым народом («хуннами» их называют китайцы), который начал свое движение с востока на запад… Это движение охватило и северные территории Кемеровской области, гунны дошли до Кии и пошли дальше… Но они, в основном, двигались южной частью, по горам…
– И так, через нас пройдя, гунны дошли?…
– До территории современной Венгрии…
– А потомки гуннов разошлись по разным народам?
– Несомненно. Мы очень часто представляем историю так, что вот один народ был, потом пришел другой народ, всё уничтожил… Все не так было… В гуннскую эпоху началось смешение этносов, этнических групп. Поэтому можно сказать, и в нас тоже течет какая-то гуннская кровь… Да и когда пришли тюрки за гуннами…, это не значило, что потомки гуннов куда-то исчезли… История впитывает всё. Поэтому мы говорим, мы – люди евразийской цивилизации. Абсолютно другой, с другим развитием, другим пониманием истории своей… Мы впитали в себя все исторические предшествующие достижения и очень отличаемся от европейской цивилизации.
– А зачем гунну, чью «пряжку» с быками нашли, она была нужна? Да еще и так искусно сделанная? И что в ней еще неизученного?
– Никогда нет точки… Можно сравнивать бляшку с другими, в Кузбассе она единственная, но есть бляшки в музеях других регионов, и можно и дальше исследовать металл и так далее… А зачем была нужна… Гунны хорошо освоили лошадей… Пояса гуннов были снабжены такими бляшками, они застегивались, и к ним прикреплялись различные предметы, потому что у воина на лошади должны быть свободными руки – держать оружие, управлять лошадью… И таких бляшек должно быть две. Почему здесь одна – непонятно… Хотя, возможно, дело в том, что большинство курганов грабили, вот и этот в древности был частично ограблен.
– Значит, у этого гунна на поясе было… четыре быка? Что это значило?
– Четыре… А что значило… В древнем изобразительном искусстве всё имело какой-то священный смысл. И у скотоводов, как и у других, были свои священные животные… А это изображение… По мне, это «Вперед!» Изображение подчеркивает мощь этого животного и этого движения, которое организовали впервые гунны…
Работа археологической экспедиции возле Утинки, в 1975 году. Фото из архива музея КемГУ Археология, этнография и экология Сибири.
Воин Бычье сердце
… Он сидел на камне у озера, слушая проснувшуюся тайгу и подбирая ноги от настойчивой волны.
… Он думал о том, что сегодня всё кажется неузнаваемым. Воздухом – не надышишься. Рассветом и озером – не налюбуешься.
… Он встал, не зная, что в сердце пришло предчувствие последнего дня. И, уходя в свой лагерь, жадно ловил каждый миг мира. И быки на ремне, несмотря на переданную мастером вечную ярость и готовность к вечной схватке, на этот раз зажглись в лучах солнца тоже как-то спокойнее, тише.
… И, конечно, мы с вами, читатели, можем только представить воина-гунна, хозяина этих быков, в тот день вскоре в схватке погибшего… Но шаманам дано видеть дальше, больше. И Надежда Сирота (шаман Горного Алтая и Кузбасса, целитель-кам, психолог, участник международного семинара по шаманизму в Академии наук РФ, член-корр Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины) рассказала, рассмотрев фото с быками из музея КемГУ, каким ей показали их владельца духи…
– Я увидела мужчину, который носил этот ремень. Он мощного телосложения… Лица не рассмотрела, но не азиатское… Возраста среднего, – перечисляет шаман. – Он какого-то знатного статуса, пусть не самого главного, но не с низов.
Ремень на нем, с быками, на поясе, я увидела во вторую очередь. А вперед духи показали, что на этом мужчине, через левое плечо, идет перевязь, и вот на этом ремне в области сердца – есть точно такая же металлическая пластина с двумя быками. Понятно, пластина защищала сердце от стрелы. А еще… Я почувствовала биополе пластин с быками…То есть, как только человек надевал этот пояс (закреплял его на животе. – Авт.) и надевал перевязь через плечо, то начиналось по телу, появлялось мощное биополе, росли мощь и сила духа… И пластина с быками на груди давала силу сердца… А пластины с быками на животе работали…, потому что они были рядом с энергетическим центром человека, с «центром жизни»… Вот и сейчас шаманы бурятские, монгольские так же металлические пластины на поясе носят…
– Но пластины с быками сделал обычный кузнец… Кто же мог зарядить их сверхъестественной защитой?
– Шаман. Потому что если просто взять предмет от мастера или из «магазина», то от них не идет ничего, они не заряжены… И, кстати, и до нашего времени дошло тату быка на груди, в области сердца, и считается, что оно силу сердца дает. Может с того времени это и идет…