Понять сюжет на ощупь
16.02.2023Накануне в Кемерове состоялось открытие первой в Кузбассе лаборатории по адаптации регионального художественного наследия для лиц с нарушением зрительного анализатора.
Она появилась в Кемеровском государственном институте культуры. Церемонию открытия лаборатории посетили Антон Пятовский, заместитель председателя правительства Кузбасса по вопросам образования, науки и молодёжной политики, Сергей Пфетцер, министр науки, высшего образования и молодёжной политики, Ирина Ганиева, директор АНО «Научно-образовательный центр «Кузбасс».
Презентацию провела руководитель лаборатории Полина Абрамова, доцент кафедры музейного дела, кандидат культурологии.
Лаборатория по адаптации регионального художественного наследия для лиц с нарушением зрительного анализатора – это первая в Кузбассе лаборатория, деятельность которой направлена на исследование процесса восприятия слепыми и слабовидящими произведений искусства, разработку методик адаптации художественных произведений.
Лаборатория создана на базе кафедры музейного дела КемГИК, которая с 2016-го начала изготавливать тактильные копии картин кузбасских художников, апробируя различные технологии, в том числе авторские.
Благодаря деятельности команды, художественное наследие становится доступным для лиц с ОВЗ, а музеи Кузбасса имеют возможность адаптировать предметы из своих коллекций, обогатить инклюзивные практики.
Изначально создание тактильных копий было темой бакалаврской работы Анастасии Побожаковой, которая на данный момент является аспиранткой КемГИК. Стартовали с картины «Аттракцион» знаменитого красноярского художника Андрея Поздеева. Разным цветам была задана своя высота. Так, синий оказался на высоте восьми миллиметров, а жёлтый – четырёх. К слову говоря, существует теория, что и материалом можно передать палитру. Например, красный цвет воплощается с помощью мягкого бархата. А вообще, как отмечают эксперты, от всех ярких цветов незрячие люди должны ощущать тепло.
Следует отметить, что высота и ширина тактильной копии законченного «Аттракциона» не совпадает с реальными размерами. Сделали это целенаправленно, ведь оригинал метр сорок на метр сорок, «увидеть» его руками было бы очень сложно. Кроме того, важно, что в копии использована имитация холста, на ощупь это действительно картина.
В прошлом году вуз получил грант на открытие лаборатории по адаптации регионального художественного наследия для лиц с нарушением зрительного анализатора. Это значит, что у проекта появилась возможность обрести законченный вид, нарастить масштабы.
Так, сравнительно недавно тактильная художественная коллекция КемГИК пополнилась ещё одной адаптированной версией. В экспозиционном пространстве института была размещена тактильная станция к картине «Лик» кемеровского художника, доцента кафедры декоративно-прикладного искусства КемГИК Василия Коробейникова. Уникальность данной адаптации в том, что копия создавалась при участии самого художника. Василий Николаевич лично консультировал авторов, рассказывал о художественном замысле, основных элементах и ароматической композиции, ассоциирующейся с картиной (запах ладана). Полотно было исполнено в двух техниках, ранее разработанных на базе вуза, – папье-маше и скульптурной отливки. Проект реализован кафедрой музейного дела совместно с кафедрой декоративно-прикладного искусства.
При разработке тактильных копий активно используются и механические техники (3D-печать), и авторские – с привлечением мастеров. Благодаря 3D-печати можно создавать неограниченное количество копий.
«Наша миссия глобальная и благородная – сделать общедоступным художественное наследие нашего региона для всех категорий населения, – подчеркнула руководитель лаборатории Полина Абрамова. – Важно презентовать всю его историю развития: от неолитического первобытного искусства до современного». Предполагается, что в рамках работы лаборатории будут проводиться крупные выставки на разных площадках региона, кроме того, в данный момент разрабатываются культурно-образовательные программы для взрослых и детей. «Мы хотим создать настоящую инклюзивную программу», – добавила Полина.
Между тем недавно широкой аудитории было представлено этническое художественное наследие – изображения на шаманском бубне, которые отражают мировоззрение народа. Уже скоро этот экспонат появится в музее-заповеднике «Томская писаница».
При создании копий в кропотливый процесс активно вовлекаются и ребята с ОВЗ, они высказывают свои идеи, дают обратную связь. Все рекомендации учитываются. Сейчас на повестке работа с петроглифами.
Из последних новинок – тактильная копия работы Александра Кирчанова «Телеутская невеста». Напомним, что особое место в творчестве кузбасского художника занимали именно портреты телеутских женщин. Специально к этой картине носителями традиций (что особенно ценно!) были изготовлены выносные элементы. Каждый дополнительный тактильный элемент позволяет подробнее «разглядеть» отдельный предмет, изображённый на картине, понять его фактуру, «настроение», суть. «Нужно задействовать весь спектр чувств, чтобы у незрячего человека сложился максимально полный образ», – объяснила собеседница. К примеру, в данной работе речь идёт о нагрудном украшении тошток (маркер телеутской культуры) на платье кунек. Выносной элемент помещён на тактильную станцию.
«Также было решено все тактильные копии дополнять ароматами, – добавила руководитель лаборатории. – В ход идут парфюмерные композиции. К примеру, аромат «Телеутской невесты» получился сладковатым терпким. А тот же бубен окутывает запах можжевельника. Как известно, во время обряда очищения шаман окуривал всё вокруг именно можжевельником. Ранее мы презентовали копию «Натюрморта за круглым столом» Александра Суслова. Так как главным акцентом работы является букет фиалок, то и пахнет натюрморт этими цветами».
Сюжет тактильного полотна должен рассказывать историю, передавать характер, и они должны быть понятны зрителю независимо от его возраста.
Сейчас работы ведутся над тифлокомментариями. Это пояснение, описание объекта, составленное с учётом особенностей восприятия незрячими и слабовидящими. Проще говоря, – комментарий с замещением визуальной информации. Он может транслироваться экскурсоводом (интерпретатором) во время демонстрации объекта, может быть в аудиоформате. Тифлокомментарий описывает сюжет, цветовую гамму произведения и его особенности.
Кстати, в 2023-м исполнится 30 лет художественной коллекции КемГИК. Тактильные копии создаются с подлинников, а не с репродукций. Это поистине уникальная возможность. Коллекция с каждым разом пополняется новыми произведениями изобразительного искусства и сейчас представляет вполне самостоятельное собрание со своей историей, характеризуется своим узнаваемым культурным кодом. В вузовской сокровищнице собрано более 120 картин.
Коллекция начала формироваться с момента передачи вузу двух десятков живописных работ кузбасских и сибирских художников конца 80-х – начала 90-х годов XX века: Евгения Тищенко, Анатолия Казанцева, Андрея Поздеева, Александра Бобкина, Ивана Филичева и других авторов. Произведения этих художников по праву считаются достоянием регионального искусства и составляют основу фондов региональных музеев изобразительного искусства.
Для справки
Тактильная станция – это специальное выставочное оборудование, где расположена тактильная копия, выносной элемент, ароматическая композиция, этикетка, аудиокомментарий и др.