Завтра, 1 марта, обретут законную силу поправки в Правила дорожного движения. А накануне Татьяна Моторина, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления Госавтоинспекции Кузбасса, рассказала о главных аспектах «трансформации» этого важного документа.
«Поправки серьёзные. Первое, на что следует обратить внимание, – в ПДД вводится следующее понятие: «средства индивидуальной мобильности». К ним отныне относятся электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сегвеи и иные аналогичные средства. Теперь на них можно будет передвигаться только соблюдая установленные законом правила».
Так, речь идёт об ограничении скорости до 25 км/ч. Кроме того, если СИМ двигается по тротуару, то скорость у подобного рода машины должна быть пешеходной. СИМ тяжелее 35 килограммов вообще запретят перемещаться с ветерком по тротуарам. Всякого рода трюкачества, такие как управление СИМами одной рукой при наличии руля, тоже попадают под строжайший запрет. А на автомобильных дорогах райдеры смогут ездить исключительно там, где скорость ограничена – не более чем 60 км/ч. К тому же пользователей СИМ чётко отделили от пешеходов. Однако пешеходами считаются в том числе лица, «ведущие средство индивидуальной мобильности», то есть те, кто спешиваются.
«С 8 апреля 2022-го по 27 августа того же года было зарегистрировано пятнадцать ДТП с участием СИМов с пострадавшими, – отметила Татьяна Моторина. – В каждом травмировались по одному человеку, примерно треть из них – несовершеннолетние. Самая распространённая ошибка – превышение скорости. Кроме того, при пересечении дороги по «зебре» некоторые водители СИМов не спешивались, что также нередко становилось причиной ДТП. Напомню: автолюбители могут при повороте, например, направо вовремя не среагировать на несущегося райдера, для которого тоже горит зелёный. Бывало, что райдеры въезжали в боковую часть автомобиля».
А вообще, многие правила, касающиеся СИМов, были взяты из правил, относящихся к эксплуатации велосипедов. Например, райдеры тоже могут ездить по велосипедным и велопешеходным дорожкам.
«Дети до семи лет на велосипедах или использующие СИМы обязаны двигаться только по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых. Становление культуры эксплуатации СИМов пока ещё находится на стадии активации, она не сформирована до конца. Поэтому, прежде чем взять напрокат или купить подобное транспортное средство своему ребёнку, нужно внимательно изучить с ним все требования. Частым нарушением со стороны этой категории участников движения в прошлом году было катание на одном электросамокате вдвоём, иной раз и взрослые таким опасным способом развлекали своих ребятишек».
Следует упомянуть и о других изменениях. Был дополнен пункт 17.1: в жилой зоне пешеходы имеют официальное преимущество, но при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи, в том числе и для движения райдеров на СИМах.
Кроме того, во всех случаях совмещённого с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.
И это отнюдь не полный перечень «апгрейда» ПДД в данной плоскости разговора. Поэтому перед тем, как приобрести СИМ и начать его активно эксплуатировать, нужно все правила зарубить себе на носу и чётко применять их на практике.
Добавим, что поправки коснулись и определения велосипедов. Теперь велосипедом считается «машина» с педалями и рукоятками.
Между тем с 1 марта в России начнёт появляться бело-лунный сигнал светофора. А точнее сказать, это новая стрелка под светофором. Она укажет на то, что по направлению движения, обычно за поворотом, пешеход имеет право переходить дорогу на разрешающий сигнал светофора. Эта стрелка не вводит новых правил – уступать пешеходам на перекрёстке водитель обязан и так. Она предназначена для дополнительного осведомления. «Это сделано для того, чтобы заблаговременно предупредить водителя, разрешён ли переход для пешехода. То есть такая дополнительная световая информационная секция», – пояснила эксперт.
Также с 1 марта появляется возможность проводить освидетельствование на алкогольное опьянение без понятых. Но при этом нужна будет видеозапись.
Основанием для проведения проверки может стать запах алкоголя изо рта, неустойчивость тела, нарушение речи, резкое изменение цвета кожи лица или несоответствующее обстановке поведение.
Ещё одна новация: в правилах появилось понятие «направляющие островки» – элемент дороги, который показывает разделение потоков или их слияние. Отныне в правилах прописано, что на данных островках остановка строго запрещена.
И другой важный момент: с 1 марта вводятся «свежие» дорожные знаки: «Движение автобусов запрещено», «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» и «Зарядка электромобилей».
«С учётом поправок будет изменена и часть экзаменационных билетов, – объяснила Татьяна Моторина. – Конечно, те, кто только сдаёт на права, в курсе последних трендов, а те водители, которые уже давно за рулём, должны самостоятельно просвещаться в этих вопросах, потому что ездить по привычке опасно».
На заметку
Госавтоинспекция Кузбасса напоминает правила безопасности при использовании средств индивидуальной мобильности:
- надевайте защитную экипировку (велошлем, перчатки, наколенники);
- проверяйте исправность перед использованием;
- пересекайте проезжую часть дороги только по пешеходному переходу, предварительно спешившись;
- используйте световозвращающие элементы;
- передвигайтесь только в предназначенных для этого местах;
- откажитесь во время движения от использования смартфонов и других гаджетов.
Для справки
Пункт 1.2 ПДД теперь чётко определяет, что такое СИМ. Это транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей).