17 марта 2021 | Валентина Акимова

Фото Фёдора Баранова.

Реформа системы технического осмотра автотранспорта, которую перенесли на 1 октября, на самом деле состоялась. В этом уверены операторы техосмотра Кузбасса. В течение ближайшего полугодия пройти ТО по новым правилам придётся каждому десятому автовладельцу региона. Все остальные получили отсрочку.

Почему сдвинули сроки?

Из-за опасения, что реформа вызовет транспортный коллапс. Ранее на закрытом совещании с операторами техосмотра глава ГИБДД России Михаил Черников говорил о недостаточной обеспеченности субъектов РФ пунктами ТО. Даже в Москве, по оценкам специалистов, имеется лишь половина от необходимого количества.
До сих пор коллапсов не наблюдалось, потому что техосмотры нередко проводились формально, а диагностические карты просто продавались. Автовладельцы могли даже не утруждать себя визитом на пункт ТО, заранее оплаченный документ им пересылали в мессенджеры или на электронную почту.

Поставить этому заслон и призвана реформа. Её авторы обновили требования к оснащению пунктов техосмотра и квалификации экспертов, подробно расписали регламент самой процедуры и определили максимальную пропускную способность пунктов в день.

Поправки в закон о техосмотре и новые правила прохождения ТО должны были ступить в силу 1 марта 2021 года. Однако за день до этого, 27 февраля, вышло постановление Правительства РФ об автоматическом продлении диагностических карт, срок действия которых истекает в промежутке с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, – на шесть месяцев, но не менее чем до 1 октября. Эта норма касается большинства автомобилей. Их владельцы смогут оформить полис ОСАГО по «старым» картам, куда не придётся вносить никаких дополнительных отметок. (Например, если срок действия карты истекает 30 сентября 2021 года, он будет продлён до 30 марта 2022-го.)

Начиная с 1 марта текущего года проходить техосмотр по-новому должны будут лишь некоторые категории транспортных средств.

Фото Фёдора Баранова.

Процесс пошёл

В настоящее время в Кузбассе зарегистрировано 105 действующих операторов техосмотра. Суммарно они владеют 127 пунктами ТО.

«Старая информационная база с 1 марта свою работу прекратила. Все результаты вносятся теперь в единую автоматизированную систему техосмотра, которая исключает мошеннические схемы. В этом смысле реформа уже идёт, – считает кузбасский оператор ТО Сергей Озеров, который ведёт свой бизнес в Новокузнецке в статусе индивидуального предпринимателя. – Новая ЕАИСТО подразумевает загрузку фотографий автомобиля на въезде на пункт техосмотра и на выезде, после окончания работ, с указанием геолокации, которая должна совпадать с GPS-координатами пункта. На фото обязательно должны стоять штампы даты и времени, по которым судят о длительности процедуры осмотра. Система сама их считывает. На легковой автомобиль, например, требуется около получаса. Разрешение фотоснимков должно быть высоким, чтобы можно было рассмотреть госномер автомобиля… Все это не космические, а вполне выполнимые требования».
«Большинство операторов с нормальной материально-технической базой, для которых этот бизнес основной, подготовиться к реформе успели, – соглашается с коллегой директор кемеровского ООО «КУЗБАСС-АВТО+» Станислав Ошлыков. – Более того: мы её ждали, рассчитывая на увеличение потока клиентов. Ведь в результате с рынка должны уйти нечистые на руку игроки».

Ожидания и реальность

Пока что надежды на расширение клиентской базы не оправдываются. По оценкам Российского союза автостраховщиков, доля тех, кто обязан пройти ТО в период с 1 марта по 1 октября текущего года, не превысит 10% от общего числа автовладельцев в стране.

В Кузбассе зарегистрировано более миллиона автотранспортных средств. Значит, оформить диагностические карты в течение ближайших шести месяцев должны будут порядка 100 тысяч автовладельцев. Плюсом к тем, кто уже оформил их в январе-феврале. Для сравнения: в прошлом году, по информации облГАИ, в нашем регионе было проведено более 623 тысяч техосмотров. В доковидном 2019 году – более 660 тысяч.

Сократить возможные очереди призвана и скорректированная периодичность техосмотров. Новый транспорт отныне должен отправляться на первый техосмотр через четыре года после сходы с конвейера (прежде – через три года). Авто в возрасте от четырёх до 10 лет будут посещать пункты ТО раз в два года (было ежегодно). Остальные – по-прежнему каждый год
Такой расклад учитывает интересы граждан, но не выгоден бизнесу. Ведь операторы техосмотра несут ежемесячные обязательства по аренде (далеко не все владеют помещениями, где расположены пункты ТО), платят налоги и зарплату сотрудникам и вкладываются в развитие материальной базы. А стоимость процедуры техосмотра не повышалась в Кузбассе с 2012 года: ТО легковушки, например, до сих пор обходится в 612 рублей. Поэтому предприниматели очень ждут пересмотра тарифов на региональном уровне…

Фото Фёдора Баранова.

Кому ехать на ТО?

Российский союз автостраховщиков опубликовал перечень транспортных средств, которые уже сейчас должны пройти техосмотр по новым правилам:
• Авто, у которых срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года.
• Легковые и грузовые автомобили массой до 3,5 тонны, прицепы и полуприцепы и мототранспортные средства, с момента выпуска которых прошло четыре года.
• Автобусы, легковые такси, грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения более восьми, грузовики с массой более 3,5 тонны, а также транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, и транспортные средства, предназначенные для обучения управления транспортными средствам, – после первого года эксплуатации.
(В ГИБДД Кузбасса уточнили, что техосмотр автобусов с 1 марта осуществляется исключительно с участием уполномоченных сотрудников Госавтоинспекции.)
• Специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозки опасных грузов, – после первых шести месяцев эксплуатации.

Все новые диагностические карты формируются в электронном виде. Для собственного спокойствия автовладелец может попросить у оператора бумажную распечатку. Однако страховщикам при оформлении полиса ОСАГО она не нужна: проверять наличие карты сотрудники страховых компаний будут через модернизированную систему ЕАИСТО.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo