Первым делом – поезда и самолёты

23 ноября 2023 | Андрей Ермолюк

Участники конференции «Развитие производительных сил Кузбасса» обозначили перспективы развития транспортной инфраструктуры региона.

Возвращение Северосиба

После ужесточения антироссийских санкций отечественная экономика развернулась на восток. Не является исключением и Кузбасс: угольщики и металлурги стремятся увеличить экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но существующая транспортная инфраструктура не позволяет сделать это в желаемых масштабах.

Почему это происходит? Эксперты сходятся во мнении, что главным фактором, сдерживающим объёмы перевозки угля, является ограничение пропускной способности железных дорог. Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев неоднократно поднимал эту проблему на самом высоком уровне – в разговорах с президентом России Владимиром Путиным. Осенью этого года глава государства поручил федеральному правительству рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Её появление поможет выполнить задачу по увеличению объёма экспорта до 174 млн тонн к 2030 году.

«У этого проекта – большая история. Цель – построить магистраль от Усть-Илимска до Сургута, соединив с БАМом. Научные проработки велись долгое время. Уже есть коллектив, который решает научно-технические задачи. Ничего страшного нет: построили БАМ, построим и Северосиб», – отметил в ходе сессии «Проблематика вывоза промышленной продукции Кузбасса железнодорожным транспортом» Валерий Воробьев, доктор технических наук, профессор, декан факультета «Строительство железных дорог» Сибирского государственного университета путей сообщения.

Также он внёс важное предложение: продлить Северо-Сибирскую железнодорожную магистраль до арктического морского порта Сабетта, который находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Что обусловлено разработкой нефтяных и газовых месторождений Севера. Реализация данной идеи позволит решить ряд важных задач. Первая – создать инфраструктурные условия для развития экономики Сибири. Вторая – сформировать Северный пояс экономического развития страны. Всё это будет способствовать разгрузке Транссибирской магистрали при исчерпании её пропускной способности. А в конечном счёте – обеспечит транспортную безопасность России.

Вывозить надо везде

Пока учёным предстоит адаптировать старые и создавать новые наработки по строительству Северосиба, угольщики учатся жить и работать в сложившихся условиях.

«Мы в любой момент готовы нарастить объём отгрузок. На недавнем саммите участников Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества востребованность угля подтвердилась. Наша совместная с РЖД задача – максимально и в короткие сроки повысить вывоз угля из Кузбасса. Нужно приобретать современные локомотивы, которые работали бы на переменном и постоянном родах тока. Потому что сейчас или одно, или другое. Восточнее Кузбасса вся сеть работает на переменном токе. Нужно искать новые маршруты, альтернативы. Вывозить надо везде: и на северо-запад, и на восток», – отметил директор по логистике одной из крупнейших угледобывающих компаний Кузбасса Виталий Головизин.

Для экономии железнодорожных мощностей правительство России разрешило использовать полувагоны.

«Развитие перевозок в полувагонах выявило пробелы в организации терминальной инфраструктуры. Основной объём контейнерного импорта с Дальнего Востока предназначается для центральных регионов России, но точка зарождения основного груза (угля) для полувагонов, следующих на восток, – Кузбасс. Следовательно, владельцам полувагонов выгодно выгружать контейнеры на станциях Кузбасса, а не ехать в Москву, чтобы возвращаться оттуда в места погрузки порожняком», – рассказал Виктор Касаткин, исполняющий обязанности директора Западно-Сибирского филиала крупной компании, специализирующейся на контейнерной железнодорожной логистике.

Спрос на перегрузку контейнеров из полувагонов на платформы диктует создание в Западной Сибири терминалов соответствующего профиля. Поэтому с властями Кузбасса согласовано концептуальное решение о строительстве терминала с примыканием к станции Юрга-2. Он будет преимущественно специализироваться на перегрузе контейнеров из полувагонов на фитинговые платформы (специализированные конструкции, предназначенные для перевозки крупнотоннажных контейнеров) и может стать крупным перевалочным пунктом для перевозки импорта с Дальнего Востока.

Синергия воздушных гаваней

Ещё одной важной темой, рассмотренной на секции «Транспорт», стало развитие авиационной инфраструктуры в Кузбассе. Сейчас в неё входят две воздушные гавани – в Кемерове и Новокузнецке. Обе находятся на похожих этапах развития: в Кемерове новый терминал открыли в 2021 году, а в Новокузнецке планируют сделать это в 2024-м.

«В 2022 году пассажиропоток в аэропортах Кузбасса составил 916 тысяч человек. К уровню 2017 года прирост составил 42 процента. Это замечательно, но наша авиационная инфраструктура должна развиваться и позволять нам ещё наращивать пассажиропоток. Наша цель – достичь пассажиропотока свыше 1 млн человек в каждом из действующих аэропортов», – отметил министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан.

Для роста пассажиропотока в кузбасских воздушных гаванях жизненно важно субсидирование межрегиональных авиарейсов. Участие в этой программе Кузбасс принимает с 2019 года. Результаты впечатляют: если в первый год пассажиропоток на субсидируемых авиарейсах составил 12 тысяч человек, то в 2023 году превысит отметку в 165 тысяч. В этом году субсидируются рейсы из Кузбасса в Новосибирск, Красноярск, Казань и Екатеринбург. В настоящее время успешно прошли отбор в Федеральном агентстве воздушного транспорта авиамаршруты на 2024 год в Екатеринбург, Уфу, Самару и Сургут. Также в планах на следующий год запуск авиарейсов в Омск, Махачкалу и Абакан.

Амбициозной задачей по развитию авиационной инфраструктуры Кузбасса является строительство аэропорта в Шерегеше. По поручению Владимира Путина приступить к нему должны не позднее 2025 года.

«Для нас как проектировщиков это большой вызов. Ведь аэропорт в горах с советских времен никто не строил, – поделился Илья Рощупкин, руководитель проектов инфраструктурного сектора инжиниринговой группы компаний, занимающейся инженерными изысканиями в Шерегеше.

– В начале этого года подготовили мастер-план. Из первоначальных семи площадок удалось найти одну, на которой можно без ограничений разместить взлётно-посадочную полосу. Учитывая сложившуюся геополитическую ситуацию и её влияние на самолётостроение, прорабатываем возможность приземления самолётов отечественного производства. Во втором квартале 2025 года планируем получить положительное заключение Главгосэкспертизы и приступить к строительству. Завершится оно в конце 2027 года».

Воздушная гавань в Шерегеше должна благоприятно повлиять на инвестиционную привлекательность курорта. При этом ущерба для аэропортов Кемерова и Новокузнецка эксперты не прогнозируют. По их мнению, пассажиры у воздушных гаваней разные. И они будут не конкурировать, а синергировать между собой.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo