29 июня 2021 | Анна Тимощук

В гримерке перед спектаклем «Полоумный Журден». Фото Федора Баранова.

В эти дни свой юбилей отмечает известная и многими горячо любимая Татьяна Михайловна Внукова. Благодаря ей в 1991 году в Кемерове появился театр на Весенней. Расположился он на одноимённой улице в жилой «сталинке». Это было очень смело – создать театр в девяностые, завоевать огромную популярность и вырастить такое количество ярких актёров. Татьяна Михайловна (актриса, режиссёр, сценарист, диктор, журналист) любезно поделилась своими воспоминаниями.

Судьба

Я родилась на Южном Урале. В 1953 году отец увёз нас мамой и бабушкой в Кемерово. Так Сибирь стала второй родиной. А в 1970 году поступила в Иркутское театральное училище. В театре играла Спящую Красавицу, Золушек, Алёнушек, принцесс, школьниц, Любовь Шевцову из «Молодой гвардии»… Я всегда обожала своих зрителей, особенно маленьких. В спектакле «Золушка» моя героиня проходила через зал между кресел. Дети тянули ко мне ручки, хотели прикоснуться хотя бы к платью. Я тоже протягивала им руки. Это счастье. Меня так и называли – Золушка города Барнаула. Никогда не хотела уехать в другую страну, Москву, Ленинград. Хотя летом 1970 года прошла три тура в Щукинское театральное училище в Москве, но сердце так затосковало. Москва далеко, а Иркутск всё-таки поближе. В театре за лучшую женскую роль сезона я получила творческую путёвку в столицу, но к изумлению коллег попросила отправить меня в Кемерово.

В 1983 году умерла дорогая и любимая бабушка. Мама в Кемерове осталась одна. Случайно по радио услышала объявление, что нужен диктор, объявлен конкурс. Она позвонила и между прочим грустно сказала, что было бы хорошо, если бы и я стала диктором. Мы стали бы жить в одном городе… Я отправила плёнку со своим голосом на радио. Через неделю маме позвонил зампредседателя комитета по радио и телевидению А.Н. Калинин и сообщил, что мой голос одобрен. Через четыре месяца я приехала в город детства.

Фото из архива Т.М. Внуковой.

Начало

Вскоре мне пришла мысль организовать театральный кружок в Доме актёра. Директор Изабелла Юрьевна Крейнис меня поддержала. Через какое-то время присоединился к нам С. Внуков, артист драмтеатра. Студийцы закончили школу, поступили учиться. Некоторые стали актёрами. Максим Дахненко сейчас работает во МХАТе им. Горького, Сергей Ламбамин – в «Театре Наций» в Москве. В рамках программы «непрерывное образование» ко мне обратился С.Н. Шуликов (КемГУ) с идеей организовать литературно-театральный класс. Его закончили Виктор Логинов, который сыграл Гену Букина в сериале «Счастливы вместе», Кристина Мирошниченко, Александр Ахметов и другие ребята. Я никогда не ставила перед собой целей и задач. Всё в жизни шло своим чередом. Никогда не приходили в голову мысли о карьере. Кажется, кто-то просто вёл меня по жизни, всё легко и просто. Удача сопутствовала, вокруг были преимущественно замечательные, добрые, милые люди. С большой теплотой вспоминаю свою работу на радио и телевидении. Юрий Михайлович Усольцев! Он и сейчас работает диктором. Очень хороший человек и профессионал. Потом было сотрудничество со Всесоюзной радиостанцией «Юность». И в это же время пришла идея с театром.

На Весенней

В сентябре 1991 года приказом главы города Кемерово Владимира Васильевича Михайлова был учреждён театр, передано здание, выделены средства, утверждено штатное расписание. Нужно было создавать коллектив, приспособить помещение. Проект сделал архитектор Юрий Сергеевич Зюзьков, его сын Антон тоже закончил театральный класс, посвятил себя медицине. Период в жизни страны был переломный. Нужно было всё «доставать». Но нигде не возникало преград. На базах все начальники легко шли навстречу, выписывали самые дефицитные материалы. Было очень много добрых, бескорыстных помощников, от генерала Виталия Васильевича Шкурата до членов «Рериховского общества». Легко удалось договориться с Екатеринбургским театральным институтом об организации спецкурса. Ребята наши работали и учились одновременно. В 1993 году появились первые спектакли: «Дороже жемчуга и злата», «Квадратура круга» и другие. В зале на 64 места не сразу возникли аншлаги. Но через год мы уже ставили дополнительные стулья, выдавали зрителям подушечки (на которых можно было мягко сидеть на ступенях). Утром спектакли для детей, днём для подростков, вечером для взрослой солидной публики.

Да, с соседями (а располагался театр в жилом доме) у нас были очень тёплые отношения. Я знала даже имена дворовых собак, которые никогда не обижали кошку Муську – талисман нашего театра. Однажды был очень сильный ливень. Вода стала проникать в подвал, где размещался костюмерный цех. Выходной день, только дежурная на вахте. Соседи натащили песка и земли, создали барьер. Потопа только благодаря им не произошло.

Лихие 90-е

Я не представляла, до какой степени девяностые были сложными. Видела людей в основном в театре. А они (зрители) были всегда нарядными и счастливыми. Улыбались, благодарили, просили автограф… После долгих воспоминаний всплыли эпизоды, подтверждающие непростое время. Да, не вовремя выплачивалась зарплата. Но Владимир Васильевич Михайлов всегда старался нам помочь. Было даже так, что моя мама, участник ВОВ, получила пенсию и принесла её в театр. И особо нуждающимся раздала «понемногу». Взрослые постоянно подкармливали блинами и пирожками ребят. А вот духовной пищи было много, всегда.

Актёры…

Практически каждый человек нашего театра – это яркая личность!

Татьяна Николаевна Богатская (заведующая педагогической частью) приводила чумазых мальчишек (где она их находила?), распоряжалась поставить скамеечки перед первым рядом, усаживала этих «беспризорников», и они бесплатно смотрели сказки. В ту пору между колонн драмтеатра обитали «неформалы». И их она привела. Мест, конечно, не было, ребята стояли у стен. У нас были замечательные зрители.

А наши актёры росли, становились увереннее. Как они попадали театр? Анатолий Болдырев ехал в гости к родственникам, в вагоне по радио услышал о театре, пришёл и остался. Андрей Яковлев приехал к брату Денису Казанцеву, пришёл посмотреть на него в спектакле и тоже остался. У всех была своя дорожка «на Весеннюю». Чем больше проходит времени, тем отчётливее я вижу, какой же замечательный был театр, какие талантливые и обворожительные актёры.

Андрей Яковлев и Денис Казанцев работают в Новосибирском «Красном факеле». Анатолий Болдырев, редкого дарования артист, теперь очень яркий журналист. Артём Лучачев преподаёт в училище культуры и искусств. Тоже артист, каких поискать. Маша Усачёва – юрист. О Маше председатель экзаменационной комиссии, Народный артист РСФСР Григорий Гецев сказал, что она может украсить любую сцену России. Ольга Ошканова – актриса редкая, хоть и характера непростого. Великолепная социальная героиня Наталья Яковлева. А Ольга Казанцева – уникальная лирическая героиня. Евгений Белый – красивый, статный, вспоминаю с теплотой. О большинстве можно говорить много и восторженно. Мне трудно было после моих орлов и красавиц воспринимать артистов других театров. Долго не могла понять, чем мои отличаются. Наверное, внутренним светом и обаянием. У нас в театре считалось, что для детей нужно играть так же хорошо, как и для взрослых, только ещё лучше. Сказка – это совесть театра. Три года звал к себе директор новосибирского театра «Старый дом» – принять художественное руководство. Но ничего не могла с собой поделать, чтобы уехать из родного города, хотя поставила там спектакль и с коллективом сложились добрые творческие отношения.

…и не только

А какие у нас были художники, бутафоры. В руках Михаила Скопина и Елены Яковлевой безделушки превращались в чудо! Светлана Нечай – редкого дарования художник! Александр Брегеда так управлял светом, что даже главный российский художник по свету Ефим Леонидович Удлер высоко оценил его мастерство. Случайно в театре оказался мой брат Владимир Васев. Он инженер, золотые руки. Окинув взглядом наше хозяйство, вздохнул и начал чинить всё подряд – от электричества до стульев. И втянулся. Позднее стал штатным заведующим постановочным цехом. Какие чудеса он придумывал вместе с художниками! В «Верных друзьях» из «ниоткуда» на глазах у изумленной публики вырастал цветок. Для спектакля «Голый король» придумал «электронный» горшочек, который бегал по сцене и смеялся. В ГУИНе нам изготовили такие красивые шпаги для «Романтиков»! Отец Елены Поповой сделал для спектакля сказочные песочные часы. Всего не перечесть. Газеты, радио и телевидение бесплатно размещали наши объявления, помогали найти необходимую музыку. Мы стали известными и любимыми.

Это, конечно, налагало большую ответственность перед зрителями, детьми и взрослыми. Особенно детьми, они ведь ещё не защищены жизненным опытом. Важно, чем мы наполним их душу. Мой педагог Лев Дмитриевич Титов, главный режиссёр Иркутского ТЮЗа, заслуженный деятель искусств России, говорил, что в хорошем театре зритель всегда прав. Это я запомнила навсегда. Ну а жизнь – длинная пьеса состоящая из больших и маленьких эпизодов, говоря театральным языком. Театр на Весенней – это большой и яркий эпизод в моей жизни, так же как и работа в Алтайском театре или на радио и телевидении. Круглая дата – это своеобразное подведение итогов. В общем, всё прекрасно в этой жизни, но очень уж стремительно она летит.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo