20 января 2022 | Анна Тимощук

Фото предоставлено «Службой лечебной педагогики».

Семьи с детьми с особенностями развития живут в особом ритме. Иногда нет возможности просто нормально пообедать, не говоря уже о том, чтобы посвятить время себе.

Некоторые мамы находятся рядом с особыми детьми 24 часа в сутки или лишь на незначительное время отводят их в детский сад или школу. Но это время настолько мало, что его не хватает даже закрыть бытовые вопросы. Как это ни печально, многие семьи с детьми с особенностями ещё и неполные. А значит, все заботы о ребёнке – на плечах одной мамы. Группа крат­ко­вре­мен­но­го пребывания для детей с особенностями развития – настоящее спасение для таких родителей. Работает она на безвозмездной основе.

О главном

Седьмой год кемеровчанка Ольга Щеглова возглавляет Совет организации «Служба лечебной педагогики». И постоянно поднимается вопрос о необходимости данного вида помощи. Ранее родители на базе «Службы лечебной педагогики» ненадолго брали под присмотр детей друг друга. При этом каких-либо занятий не было. Позже один из проектов организации, направленный на данный вид помощи, успешно прошёл конкурсный отбор и был поддержан одним из российских благотворительных фондов. Когда идею реализовали, родители смогли по выходным дням на четыре часа оставлять ребёнка в малочисленной группе под присмотром воспитателя, где были и творческие занятия, и физкульт-минутки, и сюжетные игры. Но проект был закончен, а потребность осталась…

– У нас много детей, которые не посещают детский сад, либо это кратковременное посещение. Есть и такие, которые находятся на надомном обучении. Соответственно, лишены какого-либо контакта со сверстниками в стенах школы. Дальше уже родители сами пытаются найти варианты с возможностью общения, – делится Ольга Щеглова. – Обилие коммерческих центров наш вопрос не решает. Например, они редко берут на групповые инклюзивные занятия поведенческих детей – ребят с диагнозами «аутизм», «СДВГ», «задержка психического развития». Я и сама ранее столкнулась с отказом в посещении частного дошкольного учреждения. Не каждый родитель, который платит деньги за образование, готов видеть рядом со своим сыном или дочерью больного ребёнка, тем более с нарушением поведения, – так мне пояснила руководитель детского сада. Учителя частных школ тоже склонны к такому мнению.

В прошлом году в организацию пришла мама Даши, Татьяна Тимофеева. Одним из обязательных условий членства в организации является активное участие родителя в её жизни. Как и всех, Ольга Щеглова спросила Татьяну: «Чем готовы вы помочь своему ребёнку через родительскую общественную организацию?» Рассказала ей на своём примере об участии в общественной деятельности. Откровенно говоря, не каждый готов помогать. Обычно после таких вопросов больше не звонят и не приходят. А Татьяна осталась и стала активно участвовать в работе. Когда проект группы кратковременного пребывания закончил свою реализацию, Татьяна, как волонтёр, предложила свою помощь в качестве воспитателя. Кроме этого, параллельно решила получить педагогическое образование. Сейчас по субботам в группу к Татьяне приходят 4-5 детей, с которыми она может взаимодействовать. Не со всеми можно найти контакт или вовлечь в групповую работу.

К слову, в этом году проект «Нескучные выходные», который успешно защитила Татьяна, получит поддержку в рамках городского конкурса социально значимых проектов «Кемеровское молодёжное Вече». Теперь будут закуплены различные материалы для творческих занятий детей в группе.

Фото предоставлено «Службой лечебной педагогики».

Путь педагога

Татьяна Тимофеева – мама семилетней Дарьи (диагноз «умственная отсталость умеренная») и четырёхлетнего сына с тяжёлой задержкой речи. Татьяна долго искала, в чём реализовать себя, так и пришла в «Службу лечебной педагогики».

– Долго думала, вступать ли мне в организацию, так как не знала, чем я сама могу помочь, – признаётся Татьяна Тимофеева. – Предложила проводить творческие мастер-классы, ведь с дочкой постоянно дома делаем поделки. С них всё и началось. Сначала было страшно, так как детки все разные, со своим характером, диагнозом, привычками. Думала ли я, что когда-то буду заниматься с детьми, да ещё с особенностями развития? Точно нет. Но в какой-то степени судьба решила за меня.

Что для меня продлёнка? Сначала это было дело, которое могло меня отвлечь от затяжной депрессии, сейчас это нечто большее. Когда занимаешься с ребятишками, привыкаешь к ним, они становятся родными. Начинаешь замечать что-то новое в их развитии. Понимаешь, что и ты к этому приложил руку, – рассуждает Татьяна.

К занятиям Татьяна Тимофеева готовится заранее, у нее очень много творческих идей. Каких-то особенных уроков и упражнений нет, и в игры играют те же, что и нормотипичные дети, просто не по возрасту (бродилки, съедобное-несъедобное и другие). По словам Татьяны, очень важно заниматься именно со сторонним педагогом. Потому что часто родители привыкают делать всё за детей и не дают им быть самостоятельными. Это видно в творчестве, в том, как ребенок одевается, ест.

В основном дети любят мастерить поделки. Из более подвижных занятий нравится игра в магазин. Ребята с педагогом проигрывают целый сюжет, в котором проговаривают, как правильно вести себя в магазине, как совершать покупки.

 

История одной семьи

Среди тех, кто посещает группу кратковременного пребывания, – шестилетняя Саша, дочь Натальи Горбатенко. У Александры тяжёлая форма эпилептической энцефалопатии.

– 2019 год был для нас особенно тяжёлым: 11 госпитализаций в ПНО, доходило до 20 приступов в час, из-за которых дочь утрачивала навыки речи, самообслуживания, ходьбы, – делится Наталья. – Почти год Саша не могла самостоятельно ходить, кушать, говорить и пересела в коляску. Жили как в тумане, казалось, что это кошмарный сон. С января 2020 года решились на третий курс гормонотерапии, удалось хоть немного купировать приступы. «Служба лечебной педагогики» (СЛП) для нас – это свет в окне. Кроме стен больниц и дома, Саша раньше ничего и не видела. Осенью 2020-го по рекомендации Ольги Александровны решили попробовать начать реабилитацию в СЛП. И как-то всё закрутилось, я нашла там поддержку и понимание.

Постепенно, не перегружая ребёнка, стали посещать занятия у психолога, канистерапию, с осторожностью увеличивая время пребывания в СЛП. А зимой 2021 года родителям предложили попробовать приводить Сашу в группу временного пребывания, параллельно подключив занятия у клинического психолога (коррекция поведения). Первое время Саша была в группе с мамой, но потихоньку стала оставаться одна.

– Иногда бывает очень тяжело посещать СПЛ. Саше нужно ставить укол гормона раз в неделю, чтоб сдержать приступы, а после него дочери трудно ходить, у неё постоянная усталость, перепады настроения, сонливость и слабость, сильный тремор рук, – рассказывает Наталья. – Но она находит в себе силы, и мы едем в СЛП на занятия и в группу. Здесь принимают Сашу такой, какая она есть: с её неуклюжей походкой, мычащей речью (из-за приступов пошёл сильный откат в развитии), невозможностью самостоятельно одеться и контролировать своё поведение. Здесь радуются вместе со мной любому её успеху и поддерживают психологически меня.

В настоящее время Александра находится в группе продлённого дня три часа. Группа небольшая – пять человек, но скучать не приходится. За это время дети успевают слепить, нарисовать, смастерить какую-либо поделку, поиграть и, конечно же, покулинарничать. Дети оттачивают навыки общения, учатся выстраивать и налаживать отношения (а дети там все сложные, разного возраста, у каждого свои особенности).

– Когда приходишь забирать ребёнка, видишь радость и счастливую улыбку дочери, она с гордостью рассказывает и показывает, какой салат она сделала для мамы и что нарисовала, – поделилась Наталья. – За полтора года пребывания в группе и в СЛП у Саши исчезла агрессия по отношению к людям. Она не умела выражать свои эмоции и выплескивала их с кулаками. Особенно доставалось средней дочери, она ходила с синяками и вся поцарапанная. Мне не удавалось даже предупредить и пресечь агрессию Саши в те минуты, я не успевала. Это происходило молниеносно. Она швыряла всё, что видела, в нас, вцеплялась в кожу ногтями, кричала ночами. Здесь же она научилась сдерживать себя, уступать другим ребятишкам, стала понимать, прислушиваться, играть с ними. Происходит адаптация и социализация к коллективу и обществу. Для неё стал авторитетным чужой взрослый, мне стало легче договориться с Сашей. У неё появилась мотивация и огромное желание учиться. У неё появились друзья. Она чувствует, что её здесь любят, понимают, и отвечает тем же.

Наталья Горбатенко уверена, что такие группы очень нужны и важны. Это как стартовая площадка для деток с ОВЗ. Они дают возможность раскрыться ребёнку, подготовиться к общению с другими детьми, учат и готовят его к школе, положительно влияют на мышление, речь, моторику, поведение. А также дают возможность родителям хоть немного времени посвятить себе.

– Такие группы временного пребывания с образовательной деятельностью, – говорит Наталья Горбатенко, – нужно открывать и при обычных детских садах. Дать возможность детям с особенностями развития полноценно почувствовать себя личностью в обществе. Ведь мир один для всех.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo