8 сентября 2022 | Информационный портал Кузбасс

Фото автора.

Совсем недавно мы писали про адаптацию к детскому саду, опираясь на опыт и знания педагогов и психологов. Сегодня же поговорим с нашим постоянным экспертом, кемеровским педиатром Анной Ганиной о медицинской стороне этого вопроса. Самые популярные вопросы родителей мы адресовали именно ей.

– Анна, как думаете, какая основная роль врача в подготовке и адаптации к саду?

– Начну с разрушения надежд. Нет лекарств, которые позволяют не заразиться ОРВИ и «кишечкой». И тех, которые будут «безобидно успокаивать нервную систему». И, как ни печально, тех, которые позволят остановить бесконечные сопли и кашель. Ни оксолинка, ни витамины – ничего не нужно!

– А что же тогда нужно?

– Умеренно снизить вирусную нагрузку. Совсем чуть-чуть поможет орошение слизистой после сада солевым раствором. Но подумайте, в саду 2-4-6-8 часов ребёнок контактировал с вирусами, за это время они могли внедриться куда им надо и начать понемногу подготовку к размножению. А тут вы пришли и помыли нос. Те, кому надо, уже внутри клеток. Вы же не выскребать оттуда будете слизистую?

– Что ещё следует сделать ПЕРЕД садом?

– Стоит перед садом привить по календарю. Есть такое понятие: календарь прививок. Это официальный документ на уровне Минздрава Российской Федерации. В каждой стране есть свой такой календарь и это большое счастье. В нём с годами появилась защита от многих инфекций. Можно привить перед дошкольным учреждением и сверх минимума прививки. Например, от ветрянки и менингококка. И гриппа – каждую осень. А ещё хорошо бы проверить на анемию и дефицит железа. Возможно, но не обязательно, и на дефицит витамина D. Стоит проанализировать отношения с горшком, наличие запора, дома надо максимально часто кормить овощами и фруктами (которых в саду меньше, чем хотелось бы). Проконтролировать состояние хронических заболеваний, если они есть. Вылечить все зубы.

Врачу вместе с мамой надо оценить нервно-психическое развитие, есть ли задержка, чем она вызвана, есть ли какие то поведенческие расстройства уже сейчас, до сада. Ведь стресс легко вызывает появление тиков, соматоформных расстройств (когда боль есть, а болезни нет, например), нарушений поведения (истерики, замкнутость, агрессия). Научить не пичкать антибиотиками и бесполезными препаратами. Рассказать о действиях при высокой температуре, рвоте и боли. Рассказать о взаимосвязи психоэмоционального состояния ребёнка и его здоровья, о важности сна, хорошего настроения и прогулок.

– А как же укрепить иммунитет?

– Ох, ну не слабый он, совсем не слабый. Правда. Он ещё формируется, это да. Есть особенности, в отличие от взрослых. Но никаких лекарств для иммунитета не нужно рядовому ребёнку с хорошим гемоглобином и без дефицита железа. Я думаю, мы недооцениваем силу нашего иммунитета. Потому что вирусы и бактерии невидимы глазу. И мы думаем, что встречаемся с ними нечасто. Но нет. Мы с ними постоянно. Каждый день мы можем встречать сотни видов микроорганизмов. И не болеть от этого. И наши малыши в садике тоже. Просто они встречают тысячи вирусов, и некоторые пробивают защиту пару раз в месяц. Чаще же вирус, попадая в организм, гибнет (или переходит в латентную форму), не успев причинить вред. Но иммунная система при этом обогащает свою библиотеку антигенов. Поэтому врач за день может пообщаться с десятками пациентов, у которых всё что угодно (от поноса и рвоты до пневмонии и менингита), и остаться здоровым. Так вот. Встреча – это инфицирование. Но оно не равно болезни. Например, вы могли обнаружить у себя свежие антитела к ковиду, хотя ничего ближайшие месяцы не беспокоило. Представляете, какая мощь иммунитета! Что там оксолинка в нос!

Анна Тимощук.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo