С 3 по 8 марта в Кузбассе гостили преподаватели и студенты Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) г.Санкт-Петербурга. Этот вуз, один из ведущих театральных в стране, давно сотрудничает с театрами Кемеровской области, а теперь в рамках создания культурного кластера в Кемерове строится филиал РГИСИ, который откроет двери для первых студентов в 2022 году. В этом году, юбилейном для Кузбасса, стороны подписали соглашение о сотрудничестве.
Столичное образование – в Кузбассе
Подписи на документе поставили министр культуры и национальной политики Кузбасса Марина Евса и профессор, педагог кафедры пластического воспитания РГИСИ Юрий Васильков.
Соглашение касается совместной образовательной, научно-исследовательской, творческой и издательской деятельности и деятельности в области музыкального искусства. Это ещё один проект сибирского кластера искусств, создаваемого в регионе.
– Ту задачу, которую ставил президент страны Владимир Путин при создании культурных кластеров в четырёх городах, можно сформулировать единственной фразой: чтобы наша молодёжь оставалась в регионах, – подчеркнула министр культуры и национальной политики Марина Евса. – Чтобы здесь учиться, здесь же работать и здесь иметь возможность получать культурные услуги на самом высоком уровне. Нам важно сегодня установить контакты с институтом сценических искусств с точки зрения подготовки кадров. Это потенциальные наши сотрудники, которые, возможно, будут трудиться в учреждениях культуры Кузбасса и всей Западной Сибири.
Месяц назад губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и Марина Евса провели деловую встречу с ректором института Натальей Пахомовой, на которой обсудили формат работы филиала РГИСИ. Решили гибко подходить к потребностям региона в кадрах.
В старейшем вузе несколько факультетов: актёрского искусства и режиссуры, музыкального театра эстрадного искусства, театра кукол, сценографии и театральной технологии, театроведческий и продюсерский факультеты и факультет мастерства сценических постановок. Нужно, чтобы образовательная и научная деятельность филиала не пересекалась с работой Кемеровского государственного института культуры.
Надо отметить, что в последнем уже три года не готовят специалистов по направлению «актёрское мастерство». В коллективах пяти кузбасских театров растёт востребованность в свежих кадрах. Кроме того, вскоре будет нужно формировать труппу театра оперы и балета, строительство которого заложено в план культурного кластера. Факультеты РГИСИ смогут пополнять местные учреждения выпускниками с достойным образованием столичного уровня.
В прошлом году 1 сентября в Кемерове открылась Школа креативных индустрий при филиале РГИСИ. Здесь подростки от 12 до 17 лет могут попробовать свои силы в таких современных творческих профессиях, как графический дизайнер, иллюстратор, 3D-дизайнер, звукорежиссёр, саундизайнер, моушен-дизайнер, дизайнер виртуальной среды, сценограф, постановщик мультимедийных шоу, цифровой художник, и других.
– Без современных технологий сегодня нельзя, – говорит Марина Евса. – Школа даёт молодёжи начальные знания. Дети могут определиться в профессии и решить, нужно это им или нет. Мы создаём условия, позволяющие остаться здесь работать.
Представители головного вуза РГИСИ побывали в Школе и были поражены уровнем её технического оснащения. Как отметил педагог 4-го курса РГИСИ Николай Мишин, несколько студентов всерьёз задумались о том, чтобы вернуться сюда на работу.
– Нигде нет такого, как в Школе креативных индустрий, – признается профессор, педагог кафедры пластического воспитания РГИСИ Юрий Васильков. – Нет такой профессиональной звуковой и видеотехники, на которой учатся ребята. То, что молодёжь к этому приобщена, это здорово.
У руководителей головного вуза и Министерства культуры Кузбасса в запасе достаточно времени, чтобы сформировать образовательные программы, определиться с цифрами приёма студентов и научными направлениями, найти и пригласить лучших педагогов со всей России.
Когда филиал заработает, педагоги из питерского вуза будут регулярно приезжать с лекциями и мастер-классами.
– Одна из форм взаимодействия между филиалами – это конкурсы и фестивали,– добавил главный специалист РГИСИ по сопровождению проектов Александр Винницкий. – Есть, например, вокальный конкурс «Поющая маска», есть пластический конкурс, в течение года проводятся научные конференции. Обычно первый тур мы проводим на базе института, в дальнейшем рассматривается возможность проведения в филиалах.
В общем, у счастливчиков, поступивших в кузбасский филиал РГИСИ, масса возможностей для учебы, саморазвития и творческой карьеры. Нужно лишь дерзнуть.
Школа креативных индустрий поразила гостей уровнем технического оснащения. Фото пресс-службы Министерства культуры и национальной политики Кузбасса.
Институт формирования личности
При РГИСИ существует учебный театр «На Моховой». Собственно, в начале марта 2021 года в Кузбасс прибыли его актеры – они же студенты института – с гастрольным туром, который прошёл под патронатом губернатора Кузбасса Сергея Цивилева.
Гости из северной столицы посетили ведущие учреждения культуры области: Музей изобразительных искусств, Кузбасский государственный краеведческий музей, музеи-заповедники «Томская Писаница», «Красная Горка» и «Кузнецкая крепость».
У педагогов из Санкт-Петербурга стояли задачи немного пообщаться с местными актёрскими коллективами. Так, Юрий Васильков дал мастер-классы по пластике артистам кемеровского, новокузнецкого и прокопьевского театров драмы, а Николай Мишин провёл мастер-классы по актёрскому мастерству.
Однако ключевым событием визита стала постановка «А зори здесь тихие» режиссёра Николая Мишина. Договорённость о показе этого спектакля была достигнута на встрече Сергея Цивилева, Марины Евсы и ректора РГИСИ Натальи Пахомовой. Постановка на сцене театра драмы имени А.В. Луначарского – подарок Кузбассу к 300-летнему юбилею.
Судьба спектакля непростая: большая часть репетиций проходила в формате онлайн, а когда труппа встретилась, пришлось практически с нуля «сыгрываться» вновь. Актёры-студенты вложили много самих себя в постановку. Вадим Батраков написал всю музыкальную партитуру спектакля. Валерия Островская нарисовала его афишу.
– Мы делали спектакль о любви, – рассказал Николай Мишин. – О том, что человек, познавший любовь, способен видеть красоту. А человек, увидевший красоту, не в состоянии её уничтожить. Когда мы начали делать эту работу, было очень трудно, потому что военные темы – это всегда тяжело. Как только артист выходит на сцену в форме, у меня всегда возникает ощущение ряжености. Мы поняли, что не можем делать спектакль о войне, потому что это будет нечестно по отношению к тем людям, которые воевали, тем, кто знает, что такое война. Поэтому мы пошли за Борисом Васильевым, у которого в произведении много протеста против войны. Вот он и стал ключевой идеей спектакля. Протест заключается в секундах, когда человек вдруг понимает смысл жизни и ценит другого человека, который рядом. То есть в нечеловеческих обстоятельствах главный герой и героиня находят друг друга. Для нас это было самое ценное.
Вечные ценности – вот та основа, на которой воспитываются поколения выпускников РГИСИ.
– Сегодня молодёжь очень мало читает, мало переживает в интимной обстановке человеческие чувства, – отметил профессор Васильков. – У нас нельзя это пропустить, потому что учёба предполагает: нужно прочитать классику, предметы по истории искусства, истории театра зарубежного, русского. То есть какой-то необходимый объём студенты профессионально должны освоить. И это сказывается на воспитании личности. Мне кажется, вот это сегодня очень важная проблема.
Вырастить не просто специалиста, но полноценную личность – задача, которую ставят перед собой преподаватели РГИСИ. Юрий Васильков сегодня гордится такими своими выпускниками, как Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Вилле Хаапасало, Ксения Раппопорт, Данила Козловский и Елизавета Боярская.
Возможно, завтра он будет гордиться молодыми кузбасскими актёрами и актрисами первого набора в филиал Российского государственного института сценических искусств.
Соглашение между Кузбассом и Российским государственным институтом сценических искусств подписано. Фото Надежды Бойковой.