Сентябрьский вечер, начало 2000-х. Стены неприметного бара в самом центре города, едва вмещающего в себя 200 человек, резонируют от гитарных рифов и барабанных битов. Почти 300 молодых и не очень поклонников рока в зале, на улице танцуют и качают “козой” в такт мелодиям свободы, жизни, молодости… Жарко, медиатор давно потерян где-то на полу, темно, громко, пальцы басиста уже кровоточат, но музыканты не прерывно продолжают словом и рифом жечь сердца людей. Рокеры, которые дарят эйфорию и чувство свободы — вот звезды этого вечера, месяца, лет. А завтра снова репетиции, снова работа над новыми песнями о любви, дружбе, свободе и девчонках.
Примерно так выглядела рок-тусовка в провинциальных российских городах в начале нулевых, и Кемерово не был исключением. А что происходит с кузбасской рок-сценой сейчас?
27 июня в Кемерове прошел рок-фестиваль “Над землей”, участниками которого стали группы “KEYRAMIKA”, “Улица роз”, “Save’N’Safe” и “БЭДСПРИНГ”. Поговорив с музыкантами, процессы, происходящие с рок-культурой в нашем регионе, мы можем определить как конфликт отцов, детей и кавер-бэндов. Разбираемся по пунктам.
“Рэп — это будущее российского рока”
“Рок в Кузбассе мертв. Давно и безвозвратно, — заявляет фронтмен группы БЭДСПРИНГ Артем Белянин. — С 2007 года не возникало таких идейных групп, которые могли бы повести за собой толпу. На нашей рок-сцене осталось старое поколение, не желающее развиваться, искать новые темы для песен, новые аранжировки, выходить на новую аудиторию. А среди молодых музыкантов процветает тупой дворовый рэп. У таких исполнителей пени каждые 10 минут выходят. Сами понимаете, какое там качество…”.
Чтобы создать аранжировку к песне, тебе даже не придется вставать с дивана. Все, что потребуется — это компьютер с доступом в интернет, где можно найти кучу разнообразных сервисов и приложений, чтобы сидеть и чисто на интуитивном уровне генерировать биты. Но способ этот работает только в том случае, если твой девиз — “Не выходи из комнаты”. Конечно, это скажется на качестве песни не в лучшую сторону. А если все-таки хочется прокачать свой рокерский скилл, то открывай в браузере новую вкладку, ищи уроки игры на гитаре для начинающих, бери акустику или бас и дерзай!
К взлету готовы?
И вот вы сочинили с друзьями пару песен и уже месяц ежедневно репетируете в том самом отцовском гараже среди сырости и мешков с картошкой. А может быть вам посчастливилось через знакомых договориться репетировать в ГЦМ или хватило денег на специальную репетиционную базу? В любом случае, ежегодный фестиваль авторской музыки “Над землей” ваш шанс зацепить аудиторию и завести связи в музыкальной среде.
Спустя 15 лет фестиваль потерял былую популярность, посещаемость сократилась, однако, это все еще неплохая возможность для молодых команд выступить на публике. Но придет ли та самая публика?
Рассчитывать приходится опять на интернет, а именно, на Вконтакте, Инстаграм и Тик-Ток. Всего-то нужно загрузить композицию в свои аудиозаписи и нажать кнопку “Поделиться с друзьями”. А если еще и денежку за рекламу заплатить, то уже завтра о тебе будут знать не только в Кемерове, но и по всей России. А на концерты в Москву и Санкт-Петербург все еще не зовут. Почему?
“Всему причиной подход к выступлению, — объясняет Артем Белянин. — Молодежь не заморачивается с концертными костюмами, считает, что в чем пришли, в том и можно выступать. Для рэперов — да, это не принципиально. А вот для рока визуальная составляющая очень важна! Потому что рок — это прежде всего концепт”.
А вот старшее поколение рок-музыкантов считает, что проблема в отсутствии качественной рекламы кузбасского музыкального контента молодых групп:
“У нас в принципе нет грамотных людей, которые бы занимались продвижением групп, — рассказывает гитарист мариинской группы “Улица роз” Александр Самарин. — А нанимать менеджеров из других городов, которые бы простраивали рекламную политику, у нас просто нет денег. На одной таргетированной рекламе далеко не уедешь”.
Полет нормальный?
Пока группа горит идеей музыкой бередить сердце своего слушателя — группа живет. Или живет, пока не кончатся деньги на запись в студиях, сведение, поездки на фестивали и организацию концертов. В развитие своей группы нужно вкладывать много средств, которых у многих музыкантов просто нет. В погоне за мечтой молодые и талантливые исполнители уезжают из региона в более крупные города за более высокой заработной платой. В том же Новосибирске дела с музыкальной индустрией обстоят гораздо лучше, чем в Кузбассе. Концертные площадки и клубы охотнее приглашают авторские коллективы, а не кавер-бэнды, потому что организаторам не нужно беспокоиться, что люди не придут и они разорятся.
“Сцена живет, пока есть тусовка. Тусовка образуется, когда кто-то чем-то заинтересует и объединит людей. Pandora — это, конечно, хорошо, на них ходят, их любят, но я не наблюдаю кучкований юных музыкантов, которые хотят быть как Пандора, которые обсуждают концерты и вписки с ними. Люди просто выпивают в Харатсе под них, под каверы на любимых исполнителей. Но я не исключаю, что где-то есть идейные наши копии, которые пока что только учатся писать музыку, а когда придет время, они загремят”, — не теряет надежды Маркус Вэндал Вайс из группы My Sunrise.
“Я не считаю, что кавер-бэнды в Кузбассе сейчас популярнее, чем группы, исполняющие авторскую музыку. Здесь вопрос в коммерческих площадках, где люди охотнее подпевают знакомым песням. Но у нас также есть много авторского контента, который пользуется не меньшей популярностью, чем каверы на известные песни. Просто мы выбрали другой подход, и он выстрелил”, — рассуждает Иван Кулешов из Pandora Secret.
Можно ли сказать, что кемеровская рок-сцена тихонько испустила последний вздох или в ней слабым огоньком теплится жизнь? На это существуют разные точки зрения. Кто-то уверяет, что в Кемерове толком рок-сцены и не существовало — умирать было нечему. Прошедший рок-фестиваль “Над землей” дает надежду всем кузбасским любителям рока, что рок, как птица-феникс, восстанет из пепла и взлетит высоко над землей.
Текст: Татьяна Давыдова