Особые герои особой литературы
08.12.2022Совсем недавно прошёл Международный день инвалидов, который ежегодно отмечается 3 декабря. Эта тема находит отражение и в литературе. Тема сложная, тонкая, но важная. О ней нужно знать, говорить с детьми. Есть книги, которые как прививка – прививка от чёрствости и равнодушия. Есть книги, которые нужны, чтобы лучше понять тех, кто рядом… Есть книги, просто помогающие жить: воодушевляющие, укрепляющие желание противостоять невзгодам. Сотрудники государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодёжи подготовили для наших читателей именно такие произведения, которые заставляют верить, что человек сильнее обстоятельств. Их только нужно прочитать!
Галина Брага, главный библиотекарь отдела детского чтения, подобрала книги для дошкольников и младших школьников.
С. Веккини. «Алло, говорит рыбка» (6+)
Пробовали ли вы когда-нибудь долго не разговаривать? Очень долго. Ни с кем. Это очень трудно, ведь говорить для человека – всё равно что дышать. А вот мальчик, который сидит за партой у окна, не говорит в школе ни словечка. Непонятно, почему он молчит. Никто в классе ни разу не слышал, как звучит его голос. Одноклассники относятся к нему дружелюбно, но предпочитают держаться в стороне. Однажды школьник постарше специально наступил мальчику на ногу, чтобы посмотреть, что произойдёт, но мальчик не произнес ни слова. «С ним что-то не так?» – шепчутся их родители. Как сделать так, чтобы он захотел поговорить? С тобой… Очень поэтичная, добрая, прекрасно нарисованная книга. Каждый видит в ней то, что ему близко. Кто-то узнает в ней историю очень застенчивого ребёнка, а для кого-то это сказка о так называемом особом детстве.
А. Анисимова. «Музыка моего дятла» (6+)
У каждого человека есть свои особенности и свои возможности. Главная героиня книги – маленькая незрячая девочка, но в этой истории нет трагедии. Зато есть огромная любовь к жизни, любящая семья, друг Пашка и целый мир, который девочка «видит» руками. Она обожает играть с мамой в прятки, ходить с папой в музей, гулять, слушая рассказы дедушки, рисовать пальцами и фантазировать. Она умеет узнавать друзей по запаху, общаться с невидимым слоном и учится писать секретным шрифтом. А ещё она умеет быть по-настоящему счастливой. Невероятная книга, которая помогает увидеть мир по-другому. Глубокая, деликатная и очень жизнеутверждающая.
И. Зартайская. «Я слышу» (6+)
Десятилетний герой книги ссорится с родителями и, громко бабахнув дверью, выходит во двор. Ему кажется, что весь мир его не понимает и не слышит. На скамейке он видит незнакомого мальчишку, которому рассказывает про свою нелёгкую жизнь. Незнакомец внимательно слушает, может быть, даже слишком внимательно. Позже становится понятно, что он глухой. Чтобы понять, каково это, можно попробовать крепко закрыть уши руками и посмотреть вокруг. Всё сразу становится другим – чужим и далёким. Теперь все проблемы кажутся главному герою полной ерундой. Короткая история, простая, но она даёт прекрасный повод поразмышлять, обсудить, познакомиться с языком жестов и пофантазировать о том, что случилось дальше.
Ю. Ермолаев. «Дом отважных трусишек» (6+)
«Дом отважных трусишек» – так называют детское отделение клиники, где знаменитый хирург, как говорят, творит чудеса. У третьеклассницы Нади Ермаковой больные ноги, и ходить она может только на костылях, поэтому чудо ей ох как нужно! Как и многим другим девчонкам и мальчишкам, которых собрала здесь общая беда. У каждого из них своя непростая судьба и своя мечта. Нелёгкое это испытание даже для взрослого человека – попасть из уюта родного дома в стены больницы, а многие дети вынуждены проводить здесь годы. Тем не менее в повести легко сочетается больничный быт со всеми его страхами и болью и смех, игры, забавные розыгрыши. Добрая и трогательная история, и неважно, что написана книга десятки лет назад, она нисколько не устарела, ведь мужество, оптимизм, доброта – ценности вечные.
Евгения Новосельская, ведущий библиотекарь отдела подросткового и молодёжного чтения, остановилась на изданиях для читателей постарше.
М. Глейцман. «Болтушка» (6+)
Ровена Бэтс считает себя болтушкой, но на самом деле не может произнести ни слова, потому что её горло устроено не так, как у обычных людей. Поэтому с другими она общается на языке жестов, а также при помощи карандаша и бумаги. Но сама с собой Ро постоянно разговаривает, она «самая болтливая девочка во всей Австралии», как говорит её отец. А ещё она полна оптимизма, умеет выдумывать и изобретать. И большинство проблем у Ро возникает вовсе не из-за отсутствия способности говорить, это те же самые трудности, что и у любого подростка: поиск взаимопонимания с родителями, стыд из-за того, что иногда родители ведут себя «неправильно», попытки найти общий язык с одноклассниками.
Н. Дашевская. «День числа Пи» (12+)
Школьник Лёва с говорящей фамилией Иноземцев и правда иноземец, чужак среди сверстников. Мыслит он нестандартно и ведёт себя также. А как прикажете себя вести, если ты в прямом смысле слышишь, как звучат цвета, предметы, лица людей? Для Лёвы цвет и звук слиты в единое целое, что, с одной стороны, даёт ему новые невероятные возможности, с другой – усложняет жизнь и отношения с окружающими. Еще Лёва любит математику и разные системы, любит, когда что-то хорошо организовано – для него это понятно и безопасно, предсказуемо. Чего нельзя сказать о людях и устройстве общества…
Ш. Дрейпер. «Привет, давай поговорим» (12+)
Мелоди 11 лет, она самая обычная девочка. Она любит музыку кантри и спагетти. Ей хочется уметь шутить так, чтобы окружающие смеялись, и красиво одеваться. К тому же Мелоди очень умна, эрудированна, у неё фотографическая память – она запоминает увиденное и услышанное в мельчайших подробностях. Однако никто об этом не знает, все считают девочку умственно отсталой, ведь она не может ничего о себе рассказать. С самого рождения Мелоди прикована к инвалидной коляске и не может вымолвить ни слова. Но скоро настанет тот день, когда она сможет произнести первые в своей жизни слова. Услышат ли её?
А. Маршалл. «Я умею прыгать через лужи» (12+)
В раннем детстве Алан перенёс полиомиелит, болезнь сделала его ноги неподвижными. А ведь мальчик мечтал, как отец, стать отличным наездником. Он привык прыгать и бегать. Но в итоге – больничная койка, инвалидная коляска и костыли. Алан много раз слышал в свой адрес слово «калека», но своим мужеством и силой духа сумел доказать, что это не про него. Да, костыли уже никуда не денутся из его жизни, но это ему не помешает плавать, скакать на лошади, охотиться, играть с другими мальчишками и даже получить стипендию коммерческого колледжа в столице.
Е. Мурашова. «Класс коррекции» (12+)
В одной престижной гимназии есть специализированный класс, 7 «Е». В этом классе учатся так называемые неформатные дети – больные, из неблагополучных семей, с умственными отклонениями… И вот однажды в класс приходит новый ученик. Новенький Юра Мальков болен ДЦП, но при этом хорошо соображает. А ещё Юра знает путь в параллельный мир, в котором сбываются мечты, где силой желания каждый из его одноклассников может стать героем, умницей или просто здоровым человеком. В этом мире каждый получает то, чего лишён в реальной жизни…
Р. Паласио. «Чудо» (12+)
Есть на свете пятиклассник по имени Август Пулман. С одной стороны, он такой же, как и другие мальчишки его возраста: любит мороженое, обожает гонять мяч, кататься на велосипеде, играть в компьютерные игры и смотреть «Звёздные войны». А с другой – он совсем не такой, как его сверстники. Август никогда не ходил в школу – с первого класса с ним дома занималась мама. К тому же из-за очень редкой, но иногда встречающейся генетической болезни у Августа нет лица. И вот такой мальчик должен пойти в обычную школу, и ему впервые в жизни по-настоящему страшно. Ведь дети бывают жестоки…
В. Воуте. «Бумажный мальчик» (16+)
11-летний герой по прозвищу Боец прекрасно играет в бейсбол, но из-за сильного заикания почти не говорит. У него нет друзей, только Ма, чернокожая няня, и Рис, его одноклассник. Когда Рис уезжает на каникулы и просит друга разносить газеты вместо него, мальчик понимает, что это будет очень непросто, ведь ему придётся разговаривать с незнакомцами. Но этот летний месяц сильно изменит Бойца, его отношение к себе и другим. Помимо постоянной борьбы со своей особенностью, в нём проявляются такие качества, как храбрость, честность, любознательность, преданность делу и другу.
Д. Литтл. «Неуклюжая Анна» (12+ )
Неловкой и медлительной Анне нелегко даётся всё то, чему без труда учатся другие дети. Причина в том, что у девочки очень плохое зрение, она практически ничего не видит, но никто не догадывается об этой её особенности. В школе её считают глупой и ленивой, дома – неуклюжей и медлительной. А она так нуждается в любви и поддержке. Но когда семья Анны переезжает в другую страну, девочка попадает в специальную школу для слабовидящих детей и впервые в жизни начинает учиться с удовольствием, находит друзей и взаимопонимание с родными. Ведь внешняя неловкость, неумение делать что-то столь же быстро, как другие, – это не самое главное. Главное то, какая у человека душа…
ЭТО ВАЖНО
В Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодёжи большое внимание уделяется тому, чтобы люди с ограниченными возможностями могли выбрать себе занятие по душе, получить новые знания, навыки и психологическую поддержку.
Клуб выходного дня «Особые мастерские» – это творческие занятия для детей и молодёжи с инвалидностью. Встречи клуба проходят в библиотеке второе и четвёртое воскресенье каждого месяца в 11.00. Участники клуба осваивают разные техники ручной работы.
Студия творчества «Тимошка» работает в библиотеке в рамках партнёрского проекта «Добрые выходные». Для детей-инвалидов проводятся мастер-классы, творческие занятия, интерактивные спектакли и фольклорно-игровые программы. Студия работает каждое воскресенье с 13.00. Справки по телефону 36-46-42.
Также библиотека приглашает детей на занятия по компьютерной грамотности, на которых они научатся работать с текстом, создавать анимированные электронные презентации, рисовать в графическом редакторе Paint. Уроки проходят в воскресенье с 12.00 (по предварительной записи, телефон 36-69-33).
А с января 2023 года библиотека начинает новый цикл развивающих занятий с психологом по песочной сказкотерапии «Домик с волшебством». Интерактивная песочница поможет развить цветовое восприятие, память, внимание, познавательную сферу и улучшить эмоциональное состояние детей с ОВЗ.
Все занятия бесплатные. Место проведения: Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодёжи (г. Кемерово, ул. Арочная д. 21а).
Анна Тимощук.
Читайте также:
- Книги кузбасских авторов стали лучшими изданиями…
- Кузбасская учительница русского языка и литературы…
- Путешествие по следам русской литературы:…
- В Кузбассе изменят дизайн золотых и серебряных…
- Для прокопчан в возрасте 65+ введены особые часы…
- В Шерегеше введут особые льготы для жителей Кузбасса
- Дети, родившиеся в Кузбассе в День России, получат…
- Дети, родившиеся в Кузбассе в День России, получат…