Ощущая музыку телом
23.05.2024Целебные свойства танца уже давно известны специалистам, которые занимаются реабилитацией пациентов с различными нарушениями. И даже если музыку слышно плохо из-за проблем со слухом, это не мешает двигаться в её такт. Инициаторы проекта «Импульс движения» уже не раз доказали и себе, и своим подопечным, что танец лечит душу и тело, а потому команда вновь начала работу с кузбасскими детьми с нарушением речи и слуха.
На языке танца
Идею создать танцевальный коллектив из детей, которые плохо слышат или не слышат совсем, решились реализовать сотрудники Кузбасского колледжа культуры и искусств имени народного артиста СССР И. Д. Кобзона и фонда поддержки людей с ограниченными возможностями «Лабиринт 42». В этом году их проект «Импульс движения» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов, получив финансовую поддержку и возможность реализации.
«В прошлом году мы уже работали в подобном проекте вместе с Советом по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса. Тогда мы начали сотрудничество с Кузбасским центром образования, где обучаются дети с проблемами слуха. Ребята-старшеклассники активно отозвались на наше предложение заниматься степом, и по итогам нашей работы мы показали небольшой концерт. Результаты впечатлили присутствующих, потому мы решили продолжать реализацию идеи, но уже не ограничиваться одним танцевальным направлением», – рассказал Алексей Сошников, педагог проекта «Импульс движения».
Группу удалось набрать легко, ребята вновь с удовольствием откликнулись на предложение, и начали репетиции. В этот раз коллектив получился из учеников начальных классов. Теперь под руководством профессиональных танцоров школьники регулярно посещают практические и теоретические занятия по танцам, ритмике, оздоровительной гимнастике, импровизации и актёрскому мастерству, где развивают гибкость, силу, выносливость, учатся контролировать своё тело, что положительно сказывается на общей физической форме и самочувствии.
«Мы отметили для себя удивительный факт, что у ребят с нарушением речи и слуха хорошо развиты координация и вестибулярный аппарат, даже лучше, чем у тех, кто не имеет таких особенностей здоровья. Участники проекта хорошо запоминают движения и комбинации», – отметил Алексей.
Конечно, слуховые аппараты помогают лучше слышать музыку, поэтому у большинства ребят нет проблем с тем, чтобы попадать в такт мелодии. Те же, кто хуже слышит, ориентируются на звуковые вибрации, потому педагоги прибавляют басы, которые помогают ощущать музыку телом. А когда проходят занятия в смешанных группах с юными танцорами, которые слышат хорошо, что является обязательной частью проекта, участники повторяют движения, чётко отсчитывая нужный такт самостоятельно.
Движения дети учат, повторяя их за педагогами, ориентируются по жестам и мимике. Ребята помогают своим наставникам, объясняя задания языком жестов для тех, кто не смог сориентироваться. И руководители обучаются общению на пальцах, чтобы всё лучше и лучше находить общий язык со своими подопечными. А вообще, всех объединяет язык танца, который здесь все хорошо понимают.
Адаптация в движении
Танцевальная терапия прежде всего помогает детям в социальной адаптации, потому что здесь они получают возможность почувствовать себя увереннее, познакомиться со сверстниками из другого круга общения, обрести взрослых наставников в любимом увлечении и понять, что их особенности здоровья, не являются преградой для реализации их творческого потенциала. Движения тела позволяют лучше почувствовать на себе эмоции окружающих людей, учат и самих ребят точнее доносить информацию до других через невербальное общение, это ребята тоже хорошо отрабатывают на смешанных репетициях.
«Мы видим, как участникам нравятся занятия, как им самим хочется проявиться. Конечно, с этими учащимися мы тратим больше сил, чтобы объяснить что-то, но все понимают, что проект не просто учит танцу, а помогает ребятам почувствовать себя полноценным членом общества и реализовать свои мечты. Мы делаем большое дело, значимое, поэтому эмоционально заряжаемся в этом проекте», – пояснил Алексей.
Активное увлечение всесторонне развивает детей: воспитывается художественный вкус, происходит личностный рост. Испытывая удовлетворение даже от малейших достижений, ребятишки дополнительно мотивируются для развития в танцевальном направлении, открывают для себя новые таланты и умения. И родители видят реальные изменения в поведении детей, потому что они раскрываются с новой стороны, показывают свою уникальность. Дети становятся общительнее, активнее, смелее, эмоциональнее, будто оживают.
«Внучка имеет много увлечений, но ей всегда хотелось заниматься именно танцами. Теперь она с большим удовольствием показывает нам дома новые движения, которые выучила на занятиях. Пытается и нас научить танцевать, – смеётся Анора Мансурова, бабушка участницы проекта.
– Ждём отчётного концерта, очень хочется увидеть, чему научилась наша девочка».
На удивление, больше всего в танцевальном коллективе проекта мальчиков. Егор и Паша решили вместе ходить на танцы, потому что они давние друзья, вместе учатся и увлечения у них схожи. Оба носят слуховые аппараты, которые помогают им лучше воспринимать звуки. Во время занятия не болтают, а внимательно смотрят на педагога, чтобы точно попадать в музыку.
«Я недавно занимаюсь танцами, но уже выступал на сцене. Волнуюсь всегда, поэтому ошибаюсь, а потом быстро исправляюсь. На занятия хожу с другом, вместе нам не так страшно. Но Паша говорит, что не боится выступать и уже ждёт какого-нибудь концерта», – сказал юный танцор Егор.
На занятиях участники постепенно преодолевают страх перед публичными выступлениями, для этого проводятся различные тренинги, а позже начнутся репетиции на большой сцене. Находясь у всех на виду вместе с друзьями, юные артисты быстрее расслабляются и начинают получать удовольствие от процесса.
Все приобретённые умения школьники продемонстрируют в танцах в сентябре. К тому моменту номера отрепетируют с профессиональными педагогами, чтобы представить их не только на отчётных концертах колледжа и школы, но и на конкурсах, в том числе и на Всероссийском благотворительном фестивале-конкурсе хореографического искусства «МЫ», где участие принимают артисты с ОВЗ.
«Соревновательный момент очень важен для маленьких танцоров, потому что это для них возможность роста. И мы обязательно будем участвовать в конкурсах», – рассказал о планах Алексей Сошников.
Работа с детьми с ОВЗ однозначно помогает развиваться и самим педагогам. Как они считают сами, больший успех будет всё же у того руководителя, который вырос в среде этих ребят и лучше понимает их. И здорово, что одна из перспектив проекта – подготовка педагогов по танцам для коллективов с участниками, имеющими ограничения по здоровью. В Кузбассе есть такие случаи, когда слабослышащие студенты колледжа искусств пошли работать по профессии. Их пример доказывает, что любая мечта осуществима и проблемы со здоровьем не станут для этого препятствием.
Первый номер, который инклюзивный коллектив готовит для своих зрителей, будет на патриотическую тематику. Команда проекта уверена, что сейчас как никогда актуально воспитывать в детях любовь к своей Родине. И в танце эти мысли можно хорошо донести как до начинающих артистов, так и до зрителей. И не только эти. Каждый номер, который подготовят ребята, будет обладать своей глубиной и прежде всего расскажет про большой труд через преодоление.