Водитель автобуса относится к так называемым «невидимым» профессиям. Однако трудно уже и представить, какой была бы жизнь в современном обществе без пассажирского транспорта и без людей у его руля.
Накануне наш журналист побывал в гостях у 33-летнего кемеровчанина Евгения Нацибулина, который в этом году отметил профессиональный юбилей – 10 лет за баранкой городского автобуса. Как он пришёл в профессию? Что помогло остаться в ней? Как находит общий язык с пассажирами и разрешает возникающие конфликты? На эти и другие вопросы профи охотно согласился ответить.
– Женя, когда вы задумались об этой профессии? Насколько мне известно, сначала планировали стать дипломированным фотографом.
– Автобусами я капитально «заболел» в 2002 году. Тогда в Кемерове появилось пять белоснежных Scania OmniLink шведского производства, питерской сборки. Помню их презентацию на площади Советов, народу было море. Там я познакомился со счастливчиком, которому предстояло работать на одном из этих красавцев. С тех пор между нами завязалась дружба. Он, собственно, и ввёл меня в курс дела: рассказал о профессии, о всяких технологических штуках. Прежде чем моя мечта осуществилась и я тоже стал водителем автобуса, в школьные годы подрабатывал кондуктором. Мне нравилось общаться с водителями, нравилось помогать им в гараже. Словом, когда пришло время устраиваться в ПАТП, со спецификой деятельности во многом был знаком. Через биржу занятости получил права категории «D» («B» к тому моменту уже была) и буквально на следующий день начал проходить стажировку (сейчас Евгений трудится в Кемеровской транспортной компания. – Прим. авт.). Очень помогли опытные водители. Мне не хватало знаний и практики именно по технической части. Примерно год я осваивал тонкости этого дела.
– Есть ли какие-то самые «вкусные» маршруты? Влияет ли пассажиропоток на заработную плату?
– Сейчас езжу по маршруту № 51 (в Кировский район города). Сумма в квитке зависит от наработанных часов. Плюс премия. Она зависит от соблюдения регулярности: важно большую часть рейса пройти без опережения. Если водитель один раз, второй, третий пролетит остановку раньше времени, то пассажиры перестанут ему доверять.
– По вашим личным наблюдениям, молодёжь охотно идёт в профессию?
– Очень мало молодых ребят хотят связать свой путь с общественным транспортом. Во-первых, не каждый сможет вставать в четыре часа утра (если выходит в первую смену) и завершать свой трудовой день в первом часу ночи (эта касается второй смены). Конечно, есть и свои плюсы, один из которых – отпуск продолжительностью 42 дня. Если удастся наработать 20 лет стажа, то на пенсию удастся уйти в 55 лет. Кстати, женщины уже после 15 лет выходят на заслуженный отдых в 50 лет. Новым сотрудникам рады всегда, дефицит кадров отрасль испытывает.
– Часто возникают конфликтные ситуации с пассажирами?
– Бывают. Например, как-то раз женщина не хотела покупать билет своему ребёнку, которому уже явно больше семи лет. Иногда пассажиры вспоминают о том, что им надо выйти на остановке после того, как её проехали. Внезапно подскакивают к дверям и начинают винить водителя за то, что он не предвидел ситуацию.
– Не раз становилась свидетелем, как водители зажимали дверями руки, ноги, головы пассажиров…
– У людей часто отсутствует инстинкт самосохранения. Они хотят успеть на автобус любыми способами, даже в некоторых ситуациях с риском для жизни. Нужно просто встать так, чтобы водитель видел пассажира в зеркале, а главное – чтобы и пассажир видел водителя. А не засовывать руки, ноги, головы в уже закрывающиеся двери. Иногда пассажиры неожиданно для себя вспоминают, что забыли выйти, когда двери уже «захлопываются». Кроме того, у меня дважды была ситуация, когда одна и та же бабушка бежала на красный сигнал светофора, чтобы успеть в автобус. Причём бежала прямо перед моим автобусом, чтобы уже наверняка не упустить. Я ей и лично говорил, что так делать ни в коем случае нельзя, но, похоже, так и не был услышан.
– А внутри коллектива бывают недопонимания?
– Как и в любом другом коллективе, бывают разные рабочие моменты. Но все споры решаемы.
– Сейчас городской транспорт активно оснащается валидаторами. Как оцениваете такое ноу-хау?
– Цифровизация интегрируется в разные сферы жизни. Пока управляющие блоки работают в тестовом режиме. Случаются сбои. Но ведь по-прежнему можно приобрести билет у кондуктора или водителя. К слову, мне интересны все новые «фишки», которые появляются в машинах. Например, научился настраивать электронные табло в салонах. Недавно даже самостоятельно записал звуковые дорожки для нескольких маршрутов. Мужской голос, который объявляет об остановках, – мой (смеётся. – Прим. авт.).
– С обновлением автопарка условия труда меняются в лучшую сторону?
– Безусловно. Если бы в кабинах водителей и в пассажирских салонах были ещё и кондиционеры, то стало бы вообще замечательно. Люди очень часто сетуют на отсутствие кондиционера, ведь открытые окна и люки совершенно не спасают, когда автобус стоит в пробке.
– Евгений, как расслабляетесь? Есть увлечение?
– Одно время коллекционировал модельки. Сейчас места для новых экспонатов уже нет, поэтому собирательство приостановлено. Кстати, самый ценный среди трофеев – бортовой КамАЗ 1990 года выпуска. Я его покупал, когда мне было 12 лет. Сейчас расслабляюсь в караоке, пою с удовольствием. Люблю в основном ретро. Это своего рода отголоски того, что я когда-то учился в музыкальной школе по классу фортепиано. Иногда выбираемся с друзьями поиграть в волейбол, собираемся на интеллектуальных квизах.
Из последних серьёзных увлечений – это приборный поиск с металлоискателем. Меня затянуло года четыре назад. Купил и свой личный «инструмент». В специализированных магазинах нынче богатый выбор – предложения на всякий кошелёк.
Стихийная коллекция предметов старины. Фото из личного архива.
– Как всё это происходит? И какие сокровища удалось найти?
– Начинается охота за артефактами ещё дома. Существуют специальные сайты и приложения, с помощью которых старинные карты накладываются на современные. Можно что-то интересненькое увидеть и на спутниковых картах: где проходила старая дорога, располагаются домовые ямы и прочие природные ориентиры. Выезжаю на поиски с напарником. В обязательном порядке нужно купить хорошую лопату, потому без неё никак не обойтись.
Всякий раз прибор настраивается под определённый тип грунта, потому что от разного вида почвы исходят разные помехи. Как правильно считать сигнал, подробно излагается в инструкции, так что в этом вопросе сложностей нет. Прилагаются к прибору и наушники, они особенно хороши и полезны при ветреной погоде.
Среди сокровищ, которые удавалось найти, были следующие: монета номиналом 2 копейки 1872 года выпуска (её нашёл в черте Юргинского городского округа), кусочек от старинного колокольчика, оловянный солдатик, петлица автомобильных войск и прочие раритеты. Предмет размером и весом с 5-рублёвую монету прибор захватывает примерно на глубине штыка лопаты (в среднем 25 – 35 см), а если речь идёт о колодезном люке или каске, то глубина может быть и до метра. Конечно, прежде чем что-нибудь найти, приходится отфильтровать горы мусора (оплавыши, алюминиевая проволока – часто они звучат как хорошие монеты-пятаки). Мусор стараюсь вывозить, чтобы в следующий раз процесс поиска был комфортнее. В масштабах страны приборным поиском много кто занимается. Есть и отдельные сообщества. Кстати, почистить такие древности – отдельная наука.
– Случайно узнала, что ведёте ютьюб-канал.
– Да. Я выкладываю свои поездки с линий. Делюсь разными мыслями о состоянии дорог, спорных ситуациях и идеями. Когда создавал канал, то делал это сразу с несколькими целями: справочной, исторической и познавательной. Купил маленькую экшен-камеру.
– Жень, что пожелаете молодым ребятам, которые собираются в профессию? К чему надо быть готовым?
– Нужно привыкать рано вставать. Быть внимательным и культурным на дороге. Стараться не конфликтовать с людьми. Наша профессия вырабатывает чувство ответственности. В час пик везти за своей спиной порядка ста пассажиров – не каждому по плечу. И не забывать, что главное – получать удовольствие от того, чем ты занимаешься.