Обряды жизненного цикла из истории народов России. Рождение и смерть

Рождение

В древние времена считали, что в момент рождения ребенка на небе, на месте, где появился ребенок, возникает звезда, которая гаснет в момент его смерти. При рождении ребенка в казачестве дед и отец стреляли из ружья, сообщая о том, что рождение защитника Отечества произошло.

Чтобы укрепить здоровье делали обряд “перепекания” ребенка. Хозяйки раньше выпекали хлеб в русской печи, чтобы младенец был здоровее, считалось, что его тоже нужно «допечь»: дитя сажали на лопату для хлеба и держали в теплой печи с приговором. Рождение ребенка отмечали сразу после его появления на свет. Соседки и родственницы приходили к матери новорожденного с угощением, у казаков, когда рождался мальчик, приносили совсем не шуточные вещи: ружье, лук и стрелу. В казачьих семьях с малых лет мальчиков приучали к понятиям доблести и воинской чести.

Ребенка старались как можно скорее окрестить. С христианской точки зрения благодаря крещению происходит единение человеческого и божественного в новой жизни. Важнейший момент сего таинства – наречение. У русских имя дается по православным святцам. При крещении детям выбирают восприемников – крестных мать и отца. Им доверяют принести младенца в церковь, им на руки священник передает дитя после купели. Крестными выбирали людей, наиболее близких семье ребенка, которым в случае необходимости можно доверить его воспитание.

До года волосы стричь детям было не принято, пострижение волос считалось завершением младенчества. Ребенка сажали на вывернутую шубу, и крестные родители сначала вырезали ему одну прядь, а затем полностью стригли.

Поминальные обычаи

Смерть, погребение и поминание всегда были связаны со множеством обрядов. Древние языческие черты сохранили погребальные и поминальные обычаи. Провожали умершего, как правило, много людей – улицами, деревнями, всем родом племенем. Последнее прощание с усопшим происходило на похоронах. В старину все слушали женщин-плакальщиц, голосивших по умершему. На этот случай приглашались женщины, владевшие искусством голошения.

Традиционная траурная одежда у русских была белого цвета, и старшее поколение в сельской местности до сих пор повязывает в поминальные дни на голову белые платки. Сегодня организовать такое печальное мероприятие помогают специальные организации. На сайте https://pokoy.by/ritualnye-uslugi/uslugi-ritualnogo-agenta можно детальнее узнать о таких услугах. 

В Пермской области встречается еще древняя традиция в траур надевать одежду красного цвета. По церковному учению все усопшие воскресают в жизни вечной, а красный цвет — цвет жизни. Черный цвет в качестве траурного стал распространяться только с XIX века.

Для обеспечения благополучия душе умершего в мире ином, его близкие раздавали милостыню и отмечали поминальные дни. По православному календарю в качестве поминальных русские отмечали вселенские родительские дни, коих в году несколько. В конце зимы поминальный день отмечается в субботу накануне Масленой (Сырной) недели. После Пасхальной недели, во вторник, наступает Радуница (или Радоница) – весенние поминки. Иногда на Красную горку или в следующее воскресенье – вдень жен-мироносиц, отмечают большие весенние поминки. На этот раз кладбище посещают с куском кулича и красным яйцом. Суббота перед Троицей – другой родительский день, который совпадает со временем цветения озимой ржи. В это время могилы украшают ветками троицких растений.

По православной традиции днями особого поминовения недавно скончавшегося считаются третий, девятый и сороковой день после дня смерти, который считается первым днем.

Поделиться
Опубликовано
Master