Театр кукол Кузбасса пополнил свой репертуар ещё одним спектаклем для детей – «Совсем не хитрый лис» (6+).С большим успехом прошли премьерные показы.
Это весёлая и поучительная история о невероятной дружбе лисёнка и цыплёнка по сказочной повести Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлссон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» поставлена артисткой театра Назилей Синюковой, глубокой, тонкой, чувствующей зрителя. Теперь Назиля ещё и дипломированный режиссёр (за плечами – учёба в Питере, в РГСИ). О пути из актрисы в режиссёры, находках для спектакля и о том, почему важно читать с детьми книги, наш сегодняшний разговор.
– Назиля, с какого момента стало понятно, что хочется режиссёрского опыта?
– Такой маленький режиссёрский опыт у нас состоялся ещё при обучении в институте. Мы сами себе придумывали какие-то этюды, вовлекали в них одногруппников. Ведь профессия требует богатой фантазии, воображения. В свободное от работы в театре время у меня тоже был опыт постановок разных сказок, эстрадно-цирковых программ. Ну вот так, чтобы серьёзно взяться за постановку… Даже не помню, когда мне пришла мысль обучиться на режиссёра театра кукол. Я вообще прихожу к выводу, что случайности не случайны, и, видимо, время подошло, стало пора. Находясь в декрете, увидела информацию о том, что Николай Петрович Наумов проводит набор на режиссёров театра кукол. Профессор, заслуженный работник культуры РФ, заведующий кафедрой режиссуры и актёрского мастерства театра кукол РГИСИ – величина! Приятно быть в числе его учеников. Он, кстати, был мастером режиссёра Дмитрия Вихрецкого, который когда-то набирал нас юными к себе в университет культуры на курс. Такая замечательная преемственность случилась.
– Быть режиссёром – это ответственность, счастье, свобода. Что ещё?
– Спектакль «Совсем не хитрый лис» – это моя дипломная работа. И вывод, который сделала, быть режиссёром – это крест. Это не легко и просто. Сюда очень много качеств личности должно вместиться. Режиссёр – это и философ, и фантазёр, и актёр, и организатор, и лидер. Много компетенций должно быть у этого человека. Поэтому я хлебнула, можно так сказать. Прониклась на самом деле уважением к режиссёрам, которые уже много лет работают, ставят спектакли. Мне комфортно быть актрисой. И легче, и привычнее. Но вот режиссёрский опыт – он совсем-совсем другой. Есть такое расхожее выражение, что когда спектакль хороший – это актёры – молодцы. А если спектакль плохой, то это режиссёр плохой. Но быть режиссёром, конечно, и счастье. Когда ты видишь, что зрители очень внимательно смотрят спектакль, что им интересно, что в них «попадает». Когда ты сам увлекаешься историей, любуешься актёрами замечательными… Знаете, даже случилось такое внутреннее открытие, что история, которая была у меня в голове, вдруг ожила благодаря большому количеству людей. Так это ценно! И я благодарна всем за это – бутафорам, художнице, актёрам, которые помогли оживить эту материю.
– Произведение выбрано неслучайно?
– Эта сказочная повесть увлекла моего шестилетнего сына. Он вообще любит слушать сказки, какие-то передачи на радио, как я ему читаю. И книга, её множество глав, которые растянулись на несколько вечеров, потом сложились в спектакль, который, честно говоря, для сына и ставился. Потому что для меня сейчас очень понятен его возраст, на что дети реагируют в шесть-семь лет, что им интересно, какие вопросы волнуют. Супергерои, они были и есть всегда, только раньше это были космонавты, а сейчас человеки-пауки. (Улыбается. – Прим. авт.). Но важно другое – храбрость, отвага и смелость, это то, что пленит мальчишек, что всегда будет интересно. А наш Лисёнок – именно такой. И эти дети уже больше начинают себя понимать, задавать себе много вопросов: Какой я? Что я хочу? А я вообще с кем дружу? А что для меня плохо и что для меня хорошо?
– Были ли интересные моменты на премьере? Может, из зрительного зала какие-то реплики?
– Вообще, спектакль – невероятное приключение, и отсюда вытекающая манера существования актёров и происходящего на цене. Он не то чтобы суматошный получился, а такой – приключенческий. Ты не успеваешь вообще заскучать, и много чего происходит, и сюжет увлекает… И я вижу, как детки, которые пришли, внимательно смотрят. Уже заметила, как они в одном и том же месте начинают смеяться, хотя там такая нависшая тишина. Вроде бы ничего не происходит, но маленькие зрители реагируют на сам момент, когда два персонажа (Лисёнок и Собака) встречаются взглядом. Апофеоз напряжения, после которого ещё не наступила развязка. Удивительно, как они это моментально считывают и начинают смеяться. Ещё по тексту было место, где актриса говорит: «Звучит как в сказке». И кто-то из ребят в зрительном зале: «Так это и есть сказка!». Взрослые, конечно, по-доброму посмеялись. И как же здорово, что дети открыты и в любой момент готовый вступить в диалог.
– В тандеме с каким художником ставился спектакль? Что вместе делалось легко, а где приходилось искать компромисс?
– Художник – замечательная Ира Чурилова. Это её третья постановка в нашем театре. Она поставила с Еленой Евстроповой «Крошечку Хаврошечку», затем с Натальей Лебедевой – «Человек рассеянный». Ира очень прислушивается к тому, чего хочет режиссёр, и настолько погружается в материал (много любви, энтузиазма, придумок), что это очень подпитывает. И мне, неопытному режиссёру, было, кстати говоря, важно поработать с художницей опытной. Важно было найти человека, на которого можно положиться, которому можно довериться и в какой-то непонятной ситуации или в каком-то сомнении, чтобы я могла бы спросить совета. Я рада, что она согласилась, и вот у нас такая история с ней совместно получилась. Работалось вместе легко. Все, что Ира визуально предлагала, я активно принимала и поддерживала, потому что это было то, что надо.
– Как работалось с коллегами в другой плоскости?
– Актёрский состав этого спектакля – профессионалы высокого уровня. Большое спасибо за терпение и доверие им. Они максимально старались меня понять. Даже когда я была невнятна в какие-то моменты, что-то пробовали делать, искали вот эту точку понимания. И у нас рождались замечательные совместные придумки.
– Когда создаётся спектакль, всегда идёт обращение не только к детям, но и ко взрослым. Что хотелось вам донести до мам и пап, дедушек и бабушек?
– В истории с Лисёнком его мама и папа сыну не верят. И они не плохие родители. Они его действительно и по-настоящему любят, но получается, что не слышат. Не слышат его настоящего. Я поймала себя на мысли во время работы над спектаклем, что так важно любить своего ребёнка таким, какой он есть. Позволить быть ему настоящим. И мне хочется, чтобы такая же мысль пришла в голову и взрослым зрителям, которые придут на семейный просмотр.
МНЕНИЕ
Станислав Садыков, актёр театр кукол Кузбасса, режиссёр нескольких спектаклей в родном театре, исполнитель роли Лисёнка Людвига в постановке:
– Меня искренне радует, что наш театр становится таким разнообразным. После череды взрослых спектаклей оказалось приятно вернуться в зону семейного просмотра. Радостно, что у наших маленьких зрителей и их родителей появилась ещё одна возможность вместе посетить наш театр! На мой взгляд, премьера состоялась, ребята долго не отпускали нас со сцены и продолжали аплодировать, а это успех! Дети – очень честный зритель, и эмоции они выражают открыто. На премьере чувствовались их вовлечённость и интерес, а это самое главное. Зрители были здесь и сейчас, живо принимали и сопереживали. Спасибо нашим зрителям за внимание и поддержку! Хочется пожелать спектаклю успеха и ещё раз поздравить Назилю, всю команду и театр с состоявшейся премьерой! Думаю, спектакль ждёт много зрителей и долгая крепкая жизнь. Ура!