О ЦИФРОВЫХ СЕРВИСАХ СИСТЕМЫ ОМС

24 октября 2024 | Информационный портал Кузбасс

Цифровизация и информатизация настолько плотно вошли в нашу жизнь, что сегодня уже сложно назвать сферу деятельности, где бы не использовались информационные технологии. Цифровыми стали банковские карты, различные виды документов, личные подписи, даже государственные услуги. О цифровых сервисах системы ОМС мы пообщались с начальником отдела организации ОМС Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса Натальей КИСЕЛЕВОЙ.

– Наталья Валерьевна, какие именно цифровые сервисы доступны гражданам, застрахованным по ОМС?

– В начале 2023 года Федеральный фонд обязательного медицинского страхования совместно с Минцифры России запустили на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) несколько цифровых сервисов.

Во-первых, в личном кабинете на портале «Госуслуги» можно посмотреть сведения о страховании в системе ОМС: номер полиса, в какой именно страховой компании гражданин застрахован, телефон контакт-центра, по которому можно позвонить своему страховому представителю, если возникнет такая необходимость.

Во-вторых, через «Госуслуги» можно оформить полис ОМС, например, для новорождённого малыша. Этот сервис называется «Постановка на учёт в качестве застрахованного лица в системе ОМС».

В-третьих, в разделе «Здоровье» отражаются сведения о медицинской организации, к которой гражданин прикреплён для получения первичной медико-санитарной помощи.

Ещё на портале «Госуслуги» можно выбрать или заменить свою страховую медицинскую организацию, приостановить и возобновить действие полиса ОМС (для отдельных категорий граждан), получить сведения об оказанных медицинских услугах.

Воспользоваться цифровыми сервисами могут граждане, у которых есть подтверждённая учётная запись на портале «Госуслуги».

– Давайте более детально поговорим о сервисе, который позволяет получить информацию о цифровом полисе ОМС. Что для этого нужно сделать?

– Прежде всего необходимо зайти в личный кабинет, затем в раздел «Документы», далее – в раздел «Здоровье» и нажать на кнопку «Полис ОМС». На экране отобразится штриховой код и единый номер полиса ОМС. Ниже будут указаны сведения о регионе страхования и страховой медицинской организации. Штрихкод можно сохранить на свой смартфон и предъявлять его в поликлинике.

– Безусловно, очень удобно, когда все необходимые документы есть в твоём телефоне. А если он разрядился или разбился? Как предъявить цифровой полис ОМС в виде штрихкода в регистратуре или скорой?

– Можно заранее оформить выписку из Единого регистра застрахованных лиц о действующем полисе ОМС. Выписку можно получить в страховой медицинской организации, а также самостоятельно сформировать её на портале «Госуслуги», распечатать и предъявлять в поликлинике. Для этого достаточно зайти во вкладку «Полис ОМС» в разделе «Здоровье» и кликнуть на ярлык «Скопировать» или «Скачать».

– А что делать, если полис ОМС не отражается в личном кабинете? То есть человек видит на экране сообщение «Полис ОМС не найден» или долго висит сообщение «Поиск данных».

– Существует несколько причин, помимо технического сбоя программы, из-за которых портал «Госуслуги» не находит полис ОМС.

Такая ситуация может возникнуть, если на портале «Госуслуги» отсутствуют персональные данные застрахованного лица или они были изменены. Например, если гражданин впервые получил паспорт (в 14 лет), поменял паспорт по возрасту (в 20 и 45 лет) или получил новый документ взамен утерянного или в связи со сменой фамилии, имени или отчества; если родители получили повторно свидетельство о рождении ребёнка; если у гражданина на руках полис ОМС старого образца, то есть выданный до 1 мая 2011 года.

Вторая причина – это ошибки в персональных данных застрахованного лица. В этой ситуации гражданину необходимо обратиться в свою страховую медицинскую организацию и актуализировать свои персональные данные в Едином регистре застрахованных лиц.

– А если все персональные данные актуальны, но полис ОМС всё равно не отображается?

– Часто в обращениях, которые поступают в Фонд, граждане так и пишут: «Все мои данные на портале «Госуслуги» введены правильно, я проверил, но полис ОМС всё равно не отражается».

Дело в том, что в личном кабинете на портале «Госуслуги» отражаются те персональные данные, которые гражданин вводит самостоятельно. Но при поиске номера полиса ОМС на портале «Госуслуги» программа опирается на другой источник персональных данных – Единый регистр застрахованных лиц, куда персональные данные застрахованного попадают через сложную цепочку, которая начинается со страховой медицинской организации.

Поэтому мы рекомендуем гражданам своевременно предоставлять в свою страховую медицинскую организацию (СМО) актуальные персональные данные – в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли. Речь идёт об изменении фамилии, имени и отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства.

– И что делать человеку, если он вдруг оказался в такой ситуации?

– Прежде всего необходимо проверить свои персональные данные в личном кабинете на «Госуслугах».

Затем в разделе «Профиль» зайти во вкладку «Согласия и доверенности», выбрать «Согласия» и кликнуть по кнопке «Отозвать согласие», указав любую из пяти предложенных причин.

Следующий шаг – это визит в страховую компанию, в который вы застрахованы по ОМС, чтобы сверить или актуализировать персональные данные. Сделать это нужно лично. Персональная информация не принимается ни по телефону, ни путём предоставления сканов документов по электронной почте или через мессенджеры. Возьмите с собой паспорт, СНИЛС, для ребёнка – свидетельство о рождении. На основании представленных документов специалист страховой компании внесёт в базу ваши данные.

После этого на портале «Госуслуги» нужно повторно выдать согласие на получение данных от Федерального фонда ОМС, нажав на кнопку «Дать согласие». Обновление информации на «Госуслугах» может занять от 15 минут до пяти дней.

– Наталья Валерьевна, вы сказали, что через «Госуслуги» можно приостановить и возобновить действие полиса ОМС. Эта возможность предусмотрена на случай, если потерял бумажный или пластиковый полис ОМС, по аналогии с банковскими картами?

– При утере полиса ОМС на материальном носителе аннулирование документа не требуется. Единый номер полиса ОМС, присвоенный застрахованному лицу при первичной выдаче полиса, сохраняется. В случае утери дубликат полиса ОМС больше не выдаётся – гражданин либо самостоятельно формирует себе выписку о полисе ОМС на Госуслугах, либо обращается для этого в страховую компанию.

На портале «Госуслуги», действительно, можно приостановить и возобновить действие своего полиса ОМС, но эта функция предусмотрена для определённых категорий граждан, например для аттестованных сотрудников некоторых ведомств (Министерства внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний, Росгвардии и т. п.), которые по действующему законодательству не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Однако в последнее время к нам в Фонд стали часто поступать такие обращения: «Случайно закрыл свой полис ОМС на «Госуслугах». Что теперь делать?» В таких случаях гражданину необходимо лично обратиться в свою страховую компанию и предоставить полный пакет документов для процедуры восстановления действия полиса ОМС.

А чтобы не попасть в подобную ситуацию, рекомендую очень внимательно читать сообщения, которые появляются на экране во время работы в личном кабинете на портале «Госуслуги».

– Сегодня мы поговорили о цифровых сервисах, которые открывают новые возможности для всех участников системы обязательного медицинского страхования. Однако тонкостей и нюансов очень много. Если у наших читателей возникнут вопросы, куда они могут обратиться за разъяснениями?

– По любым вопросам, которые касаются обязательного медицинского страхования, застрахованные граждане могут обращаться за консультацией к страховому представителю своей страховой медицинской организации – телефон указан на полисе ОМС, в личном кабинете на портале «Госуслуги» и на сайте СМО. А также в Контакт-центр Территориального фонда ОМС Кемеровской области – Кузбасса по бесплатному круглосуточному номеру 8-800-200-60-68.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo