6 октября 2022 | Информационный портал Кузбасс

Фото из архива Юлии Бердниковой

«В нашей семье третьим родился Илюша. Ребёнок с особенностями развития. Мы его очень любим, но мне не хватает поддержки как маме. Я только в начале пути: собираю информацию, начинаю общаться на форумах… Но вопросов пока больше, чем ответов…»

Татьяна П., Березовский. 

Вопрос нашей читательницы мы переадресовали специалисту. Кемеровчанка Юлия Бердникова, психолог, трижды мама, замечает:

– В последнее время увеличилось количество детей с неврологическим статусом. Как правило, это обычные дети, наблюдающиеся у невролога по каким-то причинам, или дети с диагнозом. Как мама особого ребёнка и психолог, я хочу поддержать всех родителей, у которых дети с особенностями. При этом неважно, диагноз это (как синдром Дауна, СДВГ и другие) или особенность, которую замечают родители (высокая чувствительность, плаксивость, замкнутость). В любом случае родители, сталкиваясь с такими нюансами, испытывают разный спектр чувств – от беспомощности, непонимания («почему я?») до раздражения, злости («когда он наконец-то вырастет?»).

Родителям детей с особенностями развития важно:

  1. Принять свои эмоции и работать с ними, чтобы не накапливать их и не раздражаться на ребёнка. Чаще нас раздражает не конкретное поведение малыша, а то, что он не оправдал определённых ожиданий. Так, например, если мама мечтала, что её чадо с рождения будет спать отдельно, она очень расстраивается, когда к кроватке приходится подходить пять раз за ночь.
  2. Развивать, лечить, корректировать сразу, когда стала понятна особенность или диагноз. Не ждать, когда пройдёт само. Это важно, чтобы не терять время. Чем младше ребёнок, тем проще справиться с трудностью. Например, если у него задержка речевого развития, то начинать занятия можно с двух лет.
  3. Общаться в сообществах мам детей с такими же диагнозами, чтобы понять, кому и что помогло. Особенно искать поддержку у тех мамочек, чьи дети уже выросли. Важно смотреть на положительные примеры для вдохновения. Смотреть на то, чего ребёнок может достичь, а не на то, что у него никогда не получится.
  4. Вкладывать усилия в развитие сильных сторон, а не только в коррекцию слабых. Например, дети с дисграфией могут отлично играть в шахматы. Если мы все усилия направим на занятия письмом, можно научить писать, но до совершенства в этом не дойдёте, однозначно. А вот возможность стать шахматистом может быть упущена.
  5. Поддерживать чадо, относиться к нему как к обычному, давать задания по силам и чуть сложнее, чем он может выполнить сегодня. Дело в том, что если постоянно давать задания не по силам, у малыша не будет получаться. Соответственно, самооценка будет падать и не будет желания что-то делать.
  6. Не пренебрегать диагностикой разных специалистов. Врачи, психолог, дефектолог, специалист по нейрокоррекции и другие смежные специалисты могут помочь. С их помощью можно повлиять на поведение, развить компенсаторные способности.
  7. Заниматься в домашних условиях. Например, мы знаем, что сенсорная интеграция полезна, но мало кто знает, что сенсорной интеграцией можно заниматься и дома.
  8. Относиться к особенности как к черте характера, а не как к диагнозу, от которого в короткие сроки нужно избавиться. Например, гиперактивный ребёнок может вырасти в активного, любознательного, подвижного и многозадачного взрослого. Но может быть подавленным, если не направить его активность в нужную сторону.
  9. Помнить, что любая особенность для чего-то нужна ребёнку. Она ему помогает, и в коррекции нужно сосредоточиться на вопросе: «Что я дам своему чаду вместо этого?» Например, у вашего карапуза много страхов. И задача специалистов и родителей не избавить его от страхов, а дать ему почувствовать себя смелым, уверенным, доверять себе.
  10. Направить внимание на эмоциональное развитие и поведение. Если снижены умственные способности – всё равно говорите с ребёнком о чувствах, отмечайте их, работайте с поведением – это основа его будущей самостоятельной жизни.
  11. Готовить своих сыновей и дочерей к самостоятельной жизни. Пусть она будет самостоятельной настолько, насколько это возможно именно для них.
  12. Если у вас много страхов и тревог – обращаться к психологу. Что будет завтра, нам неизвестно, и всех вариантов не просчитать. Будьте опорой своему чаду сегодня!
  13. Помнить, что окружающие относятся к ребёнку так, как относятся к нему родители. Поэтому учитывайте его мнение, советуйтесь, будьте уважительны.
  14. Развивать у ребёнка разные навыки. Не нужно думать, что если малыш не говорит, то он не сможет понимать речь или читать. Дело в том, что моторные навыки сами по себе более сложные, чем сенсорные. Поэтому ребёнок может научиться читать «про себя», в то время как навык чтения вслух может формироваться долго или не сформироваться вовсе.
  15. Наслаждаться общением друг с другом. Жизнь – это то, что происходит сейчас, а не тогда, когда ваш карапуз научится говорить или «станет нормальным, вылечится».

Если в вашем окружении есть дети с особенностями, то вы можете:

  1. Обсуждать дома, что дети бывают разные. Читать книги, смотреть фильмы, говорить о том, что даже если мы разные, у нас есть общее стремление дружить, радоваться.
  2. Давать обратную связь родителям особого ребёнка при возникновении спорных вопросов лично, наедине. Никто из нас не любит общей критики в родительских чатах или на собраниях. Но если моего ребёнка обижают (например, ребёнок с гиперактивностью дерётся), то я могу коротко рассказать об этом родителям, передав им ответственность за решение вопроса. Важно не внушать родителям чувство вины, не стыдить, искать варианты мирных переговоров.
  3. Решайте проблемы по мере поступления, не нужно заранее настраиваться на негатив. И помните: все дети уникальные и особенные!

ПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ

Книги для чтения с детьми:

Света Нагаева «ХромоСоня»

Наталья Ремиш «Детям о важном. Про Диму и других. Как говорить на сложные темы»

Наталья Ремиш «Про Миру и Гошу»

Книги для родителей:

Ирина Млодик «Ограниченные невозможности. Как жить в этом мире, если ты не такой, как все»

Анат Баниэль «Дети с неограниченными возможностями»

Гленн Доман, Джанет Доман «Да, ваш ребёнок – гений!»

Гленн Доман «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга».

АННА ТИМОЩУК.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo