«В нашей семье третьим родился Илюша. Ребёнок с особенностями развития. Мы его очень любим, но мне не хватает поддержки как маме. Я только в начале пути: собираю информацию, начинаю общаться на форумах… Но вопросов пока больше, чем ответов…»
Татьяна П., Березовский.
Вопрос нашей читательницы мы переадресовали специалисту. Кемеровчанка Юлия Бердникова, психолог, трижды мама, замечает:
– В последнее время увеличилось количество детей с неврологическим статусом. Как правило, это обычные дети, наблюдающиеся у невролога по каким-то причинам, или дети с диагнозом. Как мама особого ребёнка и психолог, я хочу поддержать всех родителей, у которых дети с особенностями. При этом неважно, диагноз это (как синдром Дауна, СДВГ и другие) или особенность, которую замечают родители (высокая чувствительность, плаксивость, замкнутость). В любом случае родители, сталкиваясь с такими нюансами, испытывают разный спектр чувств – от беспомощности, непонимания («почему я?») до раздражения, злости («когда он наконец-то вырастет?»).
Родителям детей с особенностями развития важно:
- Принять свои эмоции и работать с ними, чтобы не накапливать их и не раздражаться на ребёнка. Чаще нас раздражает не конкретное поведение малыша, а то, что он не оправдал определённых ожиданий. Так, например, если мама мечтала, что её чадо с рождения будет спать отдельно, она очень расстраивается, когда к кроватке приходится подходить пять раз за ночь.
- Развивать, лечить, корректировать сразу, когда стала понятна особенность или диагноз. Не ждать, когда пройдёт само. Это важно, чтобы не терять время. Чем младше ребёнок, тем проще справиться с трудностью. Например, если у него задержка речевого развития, то начинать занятия можно с двух лет.
- Общаться в сообществах мам детей с такими же диагнозами, чтобы понять, кому и что помогло. Особенно искать поддержку у тех мамочек, чьи дети уже выросли. Важно смотреть на положительные примеры для вдохновения. Смотреть на то, чего ребёнок может достичь, а не на то, что у него никогда не получится.
- Вкладывать усилия в развитие сильных сторон, а не только в коррекцию слабых. Например, дети с дисграфией могут отлично играть в шахматы. Если мы все усилия направим на занятия письмом, можно научить писать, но до совершенства в этом не дойдёте, однозначно. А вот возможность стать шахматистом может быть упущена.
- Поддерживать чадо, относиться к нему как к обычному, давать задания по силам и чуть сложнее, чем он может выполнить сегодня. Дело в том, что если постоянно давать задания не по силам, у малыша не будет получаться. Соответственно, самооценка будет падать и не будет желания что-то делать.
- Не пренебрегать диагностикой разных специалистов. Врачи, психолог, дефектолог, специалист по нейрокоррекции и другие смежные специалисты могут помочь. С их помощью можно повлиять на поведение, развить компенсаторные способности.
- Заниматься в домашних условиях. Например, мы знаем, что сенсорная интеграция полезна, но мало кто знает, что сенсорной интеграцией можно заниматься и дома.
- Относиться к особенности как к черте характера, а не как к диагнозу, от которого в короткие сроки нужно избавиться. Например, гиперактивный ребёнок может вырасти в активного, любознательного, подвижного и многозадачного взрослого. Но может быть подавленным, если не направить его активность в нужную сторону.
- Помнить, что любая особенность для чего-то нужна ребёнку. Она ему помогает, и в коррекции нужно сосредоточиться на вопросе: «Что я дам своему чаду вместо этого?» Например, у вашего карапуза много страхов. И задача специалистов и родителей не избавить его от страхов, а дать ему почувствовать себя смелым, уверенным, доверять себе.
- Направить внимание на эмоциональное развитие и поведение. Если снижены умственные способности – всё равно говорите с ребёнком о чувствах, отмечайте их, работайте с поведением – это основа его будущей самостоятельной жизни.
- Готовить своих сыновей и дочерей к самостоятельной жизни. Пусть она будет самостоятельной настолько, насколько это возможно именно для них.
- Если у вас много страхов и тревог – обращаться к психологу. Что будет завтра, нам неизвестно, и всех вариантов не просчитать. Будьте опорой своему чаду сегодня!
- Помнить, что окружающие относятся к ребёнку так, как относятся к нему родители. Поэтому учитывайте его мнение, советуйтесь, будьте уважительны.
- Развивать у ребёнка разные навыки. Не нужно думать, что если малыш не говорит, то он не сможет понимать речь или читать. Дело в том, что моторные навыки сами по себе более сложные, чем сенсорные. Поэтому ребёнок может научиться читать «про себя», в то время как навык чтения вслух может формироваться долго или не сформироваться вовсе.
- Наслаждаться общением друг с другом. Жизнь – это то, что происходит сейчас, а не тогда, когда ваш карапуз научится говорить или «станет нормальным, вылечится».
Если в вашем окружении есть дети с особенностями, то вы можете:
- Обсуждать дома, что дети бывают разные. Читать книги, смотреть фильмы, говорить о том, что даже если мы разные, у нас есть общее стремление дружить, радоваться.
- Давать обратную связь родителям особого ребёнка при возникновении спорных вопросов лично, наедине. Никто из нас не любит общей критики в родительских чатах или на собраниях. Но если моего ребёнка обижают (например, ребёнок с гиперактивностью дерётся), то я могу коротко рассказать об этом родителям, передав им ответственность за решение вопроса. Важно не внушать родителям чувство вины, не стыдить, искать варианты мирных переговоров.
- Решайте проблемы по мере поступления, не нужно заранее настраиваться на негатив. И помните: все дети уникальные и особенные!
ПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ
Книги для чтения с детьми:
Света Нагаева «ХромоСоня»
Наталья Ремиш «Детям о важном. Про Диму и других. Как говорить на сложные темы»
Наталья Ремиш «Про Миру и Гошу»
Книги для родителей:
Ирина Млодик «Ограниченные невозможности. Как жить в этом мире, если ты не такой, как все»
Анат Баниэль «Дети с неограниченными возможностями»
Гленн Доман, Джанет Доман «Да, ваш ребёнок – гений!»
Гленн Доман «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга».
АННА ТИМОЩУК.