В областной столице запустили автоматизированную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Валидаторы, установленные в городских автобусах, начали работать со вчерашнего дня.
Тестировать бескондукторную систему оплаты проезда в Кемерове начали ещё на прошлой неделе. Первые валидаторы заработали ещё 5 ноября, для эксперимента выбрали не самый популярный у горожан маршрут № 26 (автобусы курсируют от Шалготорьяна до остановки «Сельхозинститут» на улице Ворошилова). И пассажиры уже оценили новшество.
«Мне очень нравится, это удобно и просто – возле каждого входа установлен валидатор. Зашёл, приложил к нему карту, и едешь спокойно. И не надо думать, в какой части салона находится кондуктор, или идти к водителю платить за проезд», – делится впечатлениями Наталья Мельниченко.
Весь процесс занимает пару секунд. Так что даже если на остановке в автобус будут заходить двадцать человек, посадка с новой системой оплаты не займёт много времени. Но только при условии, что в салоне будут открыты все три двери (а кемеровские водители автобусов по непонятным причинам не любят открывать переднюю дверь, и просьбы пассажиров не всегда помогают). Новых транспортных карт горожанам покупать не придётся, валидатор без проблем списывает деньги с ныне действующих электронных проездных.
«Также пассажиры могут расплатиться банковскими картами, оснащёнными чипом или технологией бесконтактной оплаты, смартфонами, смарт-браслетами и прочими гаджетами, – сообщил заместитель директора УЕЗТУ Артём Шаклеин. – Валидатор билета в классическом понимании не выдаёт. При считывании карты на его экране появляется сообщение о списании средств. Эти данные уходят в процессинговый центр, и пассажир может получить билет в электронной форме».
Как быть льготникам, которые могли бесплатно проехать в общественном транспорте по бумажным единым социальным проездным билетам, позволяющим бесплатно ездить в общественном транспорте? В мэрии пояснили, что эти пассажиры должны заменить свои старые проездные на социальные транспортные карты (в отделах социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово) или карты жителя (они оформляются в Сбербанке). А если нет никакой карты, всегда можно расплатиться мелочью или купюрами даже при наличии действующих валидаторов. «В таком случае необходимо подойти к водителю, который выдаст билет за наличный расчёт», – отметил директор УЕЗТУ Константин Лопатенко.
Правда, валидаторами оснащены не все кемеровские автобусы. На автоматизированную систему оплаты проезда, а также электронную систему подсчёта пассажиров переведено немногим более 20 процентов муниципального автопарка. В основном это синие «НефАЗы», которые были в этом году приобретены в лизинг. Впрочем, и в этих автобусах кондукторы никуда не делись, пока они работают в прежнем режиме и разъясняют пассажирам, как оплачивать проезд по-новому. Время для адаптации действительно необходимо. Автор, проехавший несколько раз в «валидаторном» автобусе, заметил, что люди стараются быстрее проскочить в салон и занять место поудобнее, не обращая внимание на валидатор и по старинке дожидаясь кондуктора.
А когда бескондукторная система заработает в полную силу, некоторые могут поддаться соблазну и проехаться «зайцем». Несознательных пассажиров будут ловить группы контроля, вооружённые специальными терминалами и картами ревизора. При входе в салон они заблокируют валидаторы и начнут проверку. Кстати, месячники «охоты на зайцев» регулярно устраивают в Новокузнецке, где новая система действует на всех автобусах. К примеру, в июне только за один день 62 безбилетника были оштрафованы на 500 рублей каждый.