Хоть и с задержкой, но до России добрался новый фильм о Торе. Строили ли мы на его счёт большие ожидания? Сложно сказать. С одной стороны — франшиза Марвел редко радует чем-то уникальным, а из последних нескольких фильмов выгодно выделяется только «Человек-паук». Но с другой стороны — режиссером значится Тайка Вайтити, в послужном списке которого шикарные «Реальные упыри», «Кролик Джоджо». А поставленный им «Тор: Рагнарёк» хоть и далёк от шедевра, всё-таки является неплохим фильмом, который сдвинул сюжет про Бога Грома в более интересном направлении. У нас были равные шансы получить удовольствие от просмотра и разочароваться в ожиданиях. По итогу мы получили и первое и второе. Как так вышло? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Помните, чем закончилась история Тора в «Мстителях: Финал»? Помните, как нам обещали его мегапутешествие со Стражами Галактики? Так вот, забудьте! Стражи здесь на пять минут и только для затравки и пары шутеек. Основная история фильма развернётся вокруг четырех персонажей: Тора, Валькирии, Джейн Фостер и местного главгада: Горра – убийцы богов. Кто он? Простой человек, который однажды разочаровался в богах. Когда-то он был истово верующим и поклонялся своему божеству, но всё изменилось, когда он встретил объект поклонения вживую. Тут-то его и постигло разочарование. Выяснилось, что его бог эгоистичный и самовлюбленный самодур, которому плевать на страдания людей. Горр негодует, чем вызывает гнев божества и вроде как уже должен погибнуть. Но по очень удачному совпадению, рядом с ним находится Некромеч – оружие способное убить бога. Вооружившись им, Горр убивает ненавистное ему божество и решает убить всех богов во вселенной.
Злодей постепенно приводит в исполнение свой план, убивая мелких божков по всей вселенной. В определенный момент он и сталкивается с Тором и Могучим Тором. Кто он? Точнее она – Джейн Фостер, его возлюбленная из предыдущих фильмов. Выясняется, что между Мьёльниром и Джейн есть особая связь. Причём настолько сильная, что громовой молот берёт и восстанавливается из разбитых осколков. Как так вышло? Ну, фильм пытается дать объяснение, но оно лишь всё усложняет и выводит одну главную проблему – новые условности. Про них по порядку.
На наш взгляд любовная линия Тора и Джейн самая слабая за всю франшизу. В первом фильме она была сделана для галочки. Ведь в комиксах у Тора тоже есть возлюбленная, а значит, по мнению создателей, она должна быть и во франшизе. С момента выхода первого фильма про Бога Грома прошло 11 лет. За это время связь между Тором и Джейн никак не развивалась и не раскрывалась. Вроде как и владельцы франшизы поняли, как слабо она выглядит и постепенно свели её на нет. За весь «Рагнарёк» и «Войну бесконечности» про неё вообще не вспоминают, а в «Финале» просто упоминают вскользь. А теперь, внезапно, решили вспомнить и сильно сфокусироваться на ней. Генитальная продюсерская находка – взять то, что плохо работало, постепенно отдалиться от него, а потом взять и влепить этим зрителю в лицо. Это как если бы Джа-Джа Бинкс из «Зведзных войн» внезапно взял и появился в новых фильмах про Далекую Галактику. Причем не как эпизодический персонаж, а как один из центральных. Да, в отличие от упомянутого земноводного гуманоида, Джейн Фостер не нервирует и даже вызывает симпатию. Но как персонаж она абсолютно малоинтересна.
Ещё одни сомнительные решения касаются оружия богов. Первое из них – наделить Мьёльнир и Громсекиру разумом. Да, осознайте, всё это время у них были мысли и чувства. Причем развитые настолько, что они были способны ощущать и проявлять ревность и преданность. Наблюдалось ли подобное в предыдущих фильмах? Нет. Это нововведение больше похоже на бред сивой кобылы? Да. При этом совершенно непонятно – зачем нужно было данное нововведение. Оно ничего не меняет в основной истории и лишь вносит в фильм пару нелепых и глупых шуток.
Второй недоработкой стало обесценивание предыдущего нарратива. Помните, как много внимания акцентировалось на том, что Мьёльнир может поднимать лишь достойный? А что Громсекирой может владеть только бог, и то не каждый? Думаем, вы догадываетесь, что про данную деталь можно забыть. Здесь уничтоженный Мьёльнир восстанавливается и дарует Джейн силу бога, просто потому что. А Громсекиру использует каждый второй персонаж фильма.
Создатели также обесценивают весь путь, который Тор проделал как персонаж. Связь Одинсона с Мьёльниром проходила через всю франшизу. Уничтожение молота стало для асгардца большим потрясением, ведь фактически – он лишился главного атрибута своей силы. Но данный коллапс раскрыл, что Тору не обязательно носить молот: ведь он могучий бог сам по себе и даже без него способен на подвиги. А «Война бесконечности» и «Финал» ещё лучше раскрыли и развили Тора как персонажа. Из тщеславного и самовлюбленного героя-эгоцентриста он превратился во всё ещё тщеславного, но менее самовлюбленного и более человечного и ответственного героя-заступника. Здесь же создатели возвращают нас к тому же, с чего начинался путь Тора. Он снова могучий и тщеславный разгильдяй, совершающий подвиги ради поднятия собственного ЧСВ. В рамках фильма подобная сюжетная арка всё ещё работает, но в рамках франшизы – это явный шаг назад.
Ещё один минус фильма – очень сильный уклон на детскую аудиторию. Злодей похищает детей Нового Асгарда и начинает использовать их как приманку. В связи с этим значительная часть экранного времени посвящена персонажам-детям. Мы не против детских персонажей в принципе, но в данном фильме они создают противоречие. Тут сюжет про убийство богов, ведутся разговоры про оргии, озвучиваются шутки с явным прицелом на взрослую аудиторию и открыто намекают на однополые отношения. Но при этом кровь заменяется на жижу золотистого и черного цвета, а когда дети выходят на сцену всё превращается в ясельный утренник.
При всём наличии недостатков, назвать фильм откровенно плохим – нельзя. Здесь срабатывает известная формула – фильм хорош настолько, насколько хорош злодей. А Горр в исполнении Кристиана Бейла выглядит действительно жутким персонажем с вменяемой мотивацией и внушительными способностями. Кроме того, связанные с ним драматические моменты действительно трогают и хорошо срабатывают. Пожалуй только из-за него нам хотелось досмотреть фильм до конца.
Также, стоит отметить, создатели хоть и решили вспомнить про слабую любовную линию, хотя бы смогли грамотно её использовать. Это не отменяет её недоработку в предыдущих фильмах, но вполне уравнивает положение.
В целом, сюжет кинополотна глуп, предсказуем и вписывается в стандартную схему всех сценариев фильмов от Марвел. Но при этом всё ещё способен развлечь и повеселить, если не углубляться в его связь с остальной франшизой.
Немного о комиксах
В данной ситуации нельзя не упомянуть связь кинофильма с комиксами. Дело в том, что Горр впервые появился в комиксах лишь в 2013 году. То есть в отличие от классических злодеев Марвел, вроде Таноса и Локи, он является новым персонажем. Тем не менее, он настолько хорош, что первый же сюжет с ним вошел в топ-10 лучших комиксов о Торе.
Начнём с того, что он не является человеком. Горр – инопланетный гуманоид из другого мира. Жизнь на его планете была, мягко говоря, суровой – постоянные землетрясения, засухи и прочие прелести дикой природы. Племя, в котором он жил почитало богов и считало все происходящее их великим планом и промыслом. Горр также был истовым верующим, но со временем его мировоззрение начало меняться. Один за другим члены его семьи умирали жуткой и тяжелой смертью. В итоге, Горр настолько разочаровался, что решил, что никаких богов нет, за что был бит и изгнан из племени.
И вот, скитаясь по пустыне, избитый и истощенный, он случайно наткнулся на битву двух божеств (причем не абы кого, а двух очень важных для вселенной). Черный и золотой бог нещадно бились, пока оба не проткнули друг-друг оружием. Черный бог умер, а золотой был ещё жив и стал умолять о помощи. И тут даже сложно сказать, что для Горра было хуже – утратить веру в богов или осознать, что они есть, но им всё равно, что происходит с их паствой. Тогда Горр подобрал меч черного бога и добил им золотого. Тогда же он решил, что все боги тщеславные и эгоистичные существа, которые причиняют смертным вред просто ради забавы. Поэтому он и преисполнился мотивацией убить их всех.
Углубляться в подробности мы не будем. Но отметим, что Горр намного древнее Тора. А найденный им некромеч – не просто оружие. Его создал бог симбионтов – существ вроде Венома. По сути некромеч – такой же симбионт, организм со своим разумом и надобностью в носителе. С его помощью Горр приобрел огромную силу и фактическое бессмертие. В течение нескольких тысячелетий он странствовал по вселенной и убивал богов. Причем порой устраивал такой массакр, что Танос мог бы обзавидоваться. И при этом, стоит отметить, что первыми под раздачу всегда попадают действительно не самые приятные божества. Обретя меч, Горр в первую очередь аннигилировал божеств своего мира, которые были ответственны за засуху, землетрясения и другие бедствия. Но Горр также не был пушистым добрячком. Под горячую руку попадают и вполне нейтральные и благоволящие смертным сущности.
К чему мы об этом? К тому, что у Марвел есть злодей с отличной мотивацией, огромной силой и колоссальным потенциалом. Но они низводят всё до уровня главгада на один фильм. Ещё хуже дела обстояли разве что у Мандарина в третьем «Железном Человеке». У владельцев франшизы была возможность рассказать крутую, эпичную, мрачную и интересную историю, может быть даже на несколько фильмов. Но они решили низвести всё до уровня киношки на раз.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм очень хорош, причем есть детали, которые заметно отличают «Любовь и Гром» от стандартов франшизы. В фильме есть сцена, где герои попадают в теневой, черно-белый мир. И тут очень сильно радует визуальный контраст. В черно-белой картинке мелькнут синие и желтые молнии, красные плащи и другие элементы. Казалось бы, мелочь, но визуально подобная деталь смотрится очень красиво. Поэтому только за данный эпизод мы готовы прибавить фильму пару баллов.
В плане саундтрека фильм также очень радует. Уж что-что а музыка в фильме подобрана отлично. Тут речь и про оригинальный саундтрек и про подобранные песни. Так что за звук также можно смело ставить фильму плюс.
Актёры и персонажи
Как мы упоминали выше, фильм спасает главный злодей. Поэтому можно смело заявить, что главной жемчужиной фильма стал Кристиан Бэйл. Наблюдать за ним как и всегда, одно сплошное удовольствие, как в моменты жути так и в моменты драмы.
Ещё одной приятной деталью стал Зевс в исполнении Рассела Кроу. Тут актёр подошёл и справился с ролью идеально. Хоть он и присутствует лишь как эпизодический персонаж – но оставляет о себе очень яркие воспоминания.
Остальной каст также неплохо справляется. Крис Хэмсворт на том же уроне, что и в остальных фильмах франшизы. С одной стороны печально, все кто смотрел «Гонку» знают, что он способен на большее. С другой стороны, образ работает, поэтому вполне понятно, почему его не меняют. При всех претензиях к Джейн Фостер, Натали Портман смогла раскрыть максимум из потенциала персонажа. А Тесса Томпсон, к сожалению уже не выглядит так интересно как в «Рагнарёке». Сама по себе, она будто присутствует в фильме для галочки, убрать её и ничего не изменилось бы в основной истории. Но тут претензии к сценаристам а не к актрисе.
По итогу, каст является одним из главных плюсов фильма и спасает его от полной катастрофы. Поэтому за него фильму можно поставить жирный плюс.
Итог
«Тор: Любовь и Гром» получился глупым и нелепым, но красивым и веселым фильмом на один раз. Да, он очень наивен даже в рамках франшизы и вносит несуразицы в нарратив киновселенной. Но в то же время обладает героями с понятной мотивацией и поступками, что выгодно отличает его от недавно вышедшего второго «Доктора Стренджа». Пожалуй, главной проблемой фильма является то, что он не дотягивает до нужного градуса. Для чисто подросткового или детского фильма он порой слишком жуткий и жестокий. Для сурового и мрачного фильма – слишком мягок и дружелюбен. А для гротескного и веселого боевичка – слишком серьезен и мрачен.
По итогу нам фильм понравился, но мы ясно видим его недостатки и понимаем, что далеко не все отнесутся к ним снисходительно. На наш взгляд, новый «Тор» лучше первых двух сольников про Бога Грома, но слабее «Рагнарёка». Если не завышать ожиданий, фильм вполне заслуживает просмотра один раз, хотя бы из-за Кристиана Бэйла. Если вы хотите просто налегке посмотреть фильм чуть выше проходного уровня – то «Любовь и Гром» вполне вариант. А если ждёте крутой фильм уровня последнего «Человека-Паука», то лучше пройдите мимо.