«Недоросль»: новое звучание

28.06.2023

28 июня 2023 | Информационный портал Кузбасс

АВТОР: АННА ПАХОМОВА, ИСТОЧНИК: АРХИВ ТЕАТРА

В Кемеровском театре драмы имени А.В.Луначарского состоялась премьера спектакля «Простаковы», по мотивам известной комедии Фонвизина «Недоросль»

Пьеса, написанная литератором еще в екатерининскую эпоху, сегодня не только сохранила актуальное звучание, но и обрела современные формы. Режиссер Дмитрий Мульков, для которого спектакль «Простаковы» стал дипломной работой, вместе с драматургом Артёмом Казюхановым и артистами областной драмы по-новому взглянули на классику. Современный мир и старые традиции – знакомый всем сюжет о сватовстве в реалиях 21 века: Митрофан (актер Андрей Куликов) приводит невесту в дом властной «маменьки» и начинается настоящее испытание, знакомство с родителями.

Те же проблемы, тот же смех, переработанный сюжет и новые повороты. Митрофанушка уже не дворянин-недоучка, а молодой студент юрфака. Софья (её сыграла Виктория Егорова), вместо кроткого создания, предстает зрителям преуспевающей девушкой, добившейся успеха собственными силами. И только госпожа Простакова, что в веке 18-м, что в веке нынешнем, осталась прежней — невоспитанной, крикливой и деспотичной женщиной, слепо любящей сына.

В основе сюжета – семейные передряги, в центре – стол, за которым и происходит действие «Простаковых». Здесь и помыкание мужем, и чрезмерная опека матери с возражениями невесты, и вредная привычка заедать стресс. На фоне – бабуля (мать Терентия Простакова, которую играет народная артистка России Лидия Цуканова), то и дело прибавляющая звук на телевизоре.

Необычным элементом здесь стал процесс готовки, происходящей на сцене в реальном времени. Герои пьесы в принципе постоянно едят. Пекут блины, замешивают тесто. Общее действие картины можно уложить в три этапа: завтрак, обед и ужин. Через «физиологические» действия и раскрываются непростые взаимоотношения внутри семьи. Кому-то, однако, сюжет может показаться мало динамичным.

Пространство комнаты насыщено соответствующими деталями «евроремонта». Немалую роль в создании обстановки сыграл художник Игорь Каневский. Обои с вензелями, красный кожаный диван «по-моде», увешанный магнитами холодильник, закваска и сушеная вдоль стен рыба -деревенский погреб внутри современной квартиры — именно так выглядит убранство жилища Простаковых. Своеобразные элементы «народной культуры», добавляющие спектаклю особый комический колорит, но при этом наполняющие его атмосферой уюта и душевности.

Хотя в спектакле и сохранен оригинальный контекст, постановка все-таки расходиться с классическим сюжетом. Одно из главных различий заключается в самом мотиве женитьбы. Если в оригинале госпожа Простакова активно сватает Митрофанушку за богатую девушку, или вернее за ее богатства, то в современном варианте о том, чтобы доверить сына другой женщине и речи быть не может. Лишь мать знает, как будет лучше ее сыночку.

Простакова продолжает жить по привычному сценарию и мешать самостоятельной жизни своему сыну, отрицая все то, что лишает ее зоны комфорта. Актрисе Наталье Амзинской удалось потрясающе передать непростой характер своей героини, показав, что и у той могут быть чувства. Женщина глупа, но не цинична до глубины души, что делает ее персонаж более неоднозначным.

Отдельно хочется отметить естественность диалогов и живые перебранки персонажей. Они забавны, но в них нет вычурности. Текст, в основном, состоит из реплик и диалогов, набросанных самими актёрами во время репетиции. Их персонажи говорят языком людей, за которыми они долго наблюдали, чей стиль перенимали.

Необычную роль здесь сыграл телевизор, а точнее человек из телевизора – Стародум – напомнивший о важности прощения и умении признавать ошибки.

Спектакль получился смешным и вместе с тем вынуждающим задуматься над актуальными для каждого времени вопросами о взаимоотношениях между людьми и умением снисходительно относиться к чужим недостаткам.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *