Кемеровский театр для детей и молодежи представил очередную премьеру этого сезона. Это новогодний спектакль для взрослых – опыт для театра новый и неожиданный. «Рождество в доме Купьелло» – постановка, которая подарит зрителям много приятных эмоций и предновогоднее настроение. О том, как стартовал сезон в театре, что ожидает зрителя, говорим сегодня с директором театра Григорием Забавиным.
– Григорий Львович, обычно перед Новым годом ставится детская новогодняя сказка. А тут и взрослым подарок. Расскажите про спектакль немного.
– 4 декабря мы предложили нашему зрителю комедию «Рождество в доме Купьелло» от известного итальянского комедиографа XX века Эдуардо Де Филиппо. В Италии эта история исполняет ту же роль, что и в России «Ирония судьбы, или С лёгким паром». На Новый год и Рождество итальянцы в театрах, кино, по телевизору каждый год смотрят эту душевную, трогательную, искреннюю комедию.
Сюжет повествует нам о нескольких днях из жизни простой итальянской семьи. Ее глава синьор Купьелло чрезвычайно увлечен и озабочен: ему нужно успеть смастерить к Рождеству праздничную игрушку-ясли. Все его время и силы уходят на это. Остальные члены семьи не просто не разделяют его увлечения, оно их даже раздражает! Жена постоянно ворчит на Купьелло. Сын, избалованный подросток, оказывается еще и воришкой. Брату негде жить, кроме дома Купьелло, и он не дает покоя всей семье. Дочь влюбилась и собирается бросить законного мужа и сбежать с любовником! Синьор Купьелло – большой ребенок, не будучи в силах установить мир в своей семье, он отгораживается от нее тем, что мастерит игрушки. Это скрашивает его жизнь. Что же касается окружающих, никто не воспринимает то прекрасное, к чему тянется его душа.
В спектакле плачут и смеются, ругаются и идут на примирение, но главное – все ждут чуда.
– А вы ждали открытия сезона как чуда?
– Ждали, конечно. Как сейчас помню, 27 марта (в международный день театра) мы остановили нашу деятельность. Но надо сказать, все это время мы не скучали. Точнее, скучали без зрителей, но достаточно активно работали. Апрель и май было тихо, понятное дело. А потом, в июне, мы даже выпустили премьеру – «Пропущенный вызов». Это достаточно уникальный спектакль. Создали мы его исключительно для одного зрителя и двух артистов по телефону. Как это работает? Зрителю звонят по очереди артисты, а он с ними разговаривает по заранее выданной ему пьесе. Там вписано именно его имя. И у зрителя создается полное ощущение, что сценарий написан прямо под него. При том, что мы просим от пьесы сильно не отклонятся, всегда рады, когда при этом живом душевном разговоре человек искренне раскрывается и что-то рассказывает настоящее. В финале есть возможность поговорить по душам. Собственно, это и было главной задумкой в напряженное для всех нас время… Попытка достаточно удачная, спектакль до сих пор популярен среди зрителей.
– В этом сезоне много новых спектаклей?
– Поскольку очень соскучились, то подготовили пять новых постановок.
Открываться планировали спектаклем «Роналду сюда не приедет». Но не случилось. У нас есть проект «Театр другого пространства», в его рамках мы выступаем вне стен театра. Так, в ресторанах города успешно идут «Пьяные» и «Про Любовь и Нелюбовь». И эта премьера («Роналду сюда не приедет». – Прим.ред.) предполагала другое пространство. Мы нашли идеальное место – кемеровский железнодорожный вокзал. В зале ожидания и планировали развернуть действо. Там зычная акустика. Но ситуация с коронавирусом нас не оставляет, и все отложили на какое-то время. Локацию менять не хотим. Есть идея, и она хороша. И зал ожидания вокзала – не случайное место: оно пограничное. Это когда ты уже не дома, но еще и не в дороге. Спектакль «Роналду сюда не приедет» о любви, новых начинаниях и неожиданных встречах, способных заставить людей по-иному взглянуть на себя и понять, что они могут больше. Это жизнеутверждающая история о том, как героиня попадает в маленький провинциальный город, из которого все хотят уехать. Но в конце истории и она, и остальные герои понимают, что здесь есть дружба, любовь, здесь они могут стать счастливыми, потому что здесь их Родина. Место и время действия – наша жизнь. Очень надеемся, что в январе-феврале все-таки сделаем.
Уже прошел премьерный показ спектакля «Гардения» по пьесе Э. Хованец. Ей и открыли сезон. Поставил спектакль Михаил Сабелев – наш друг, молодой актер музтеатра Кузбасса. Перспективный, многообещающий, нам было интересно с ним сотрудничать.
Третья премьера – для детей. Это «Маленькие дикари», зритель успел его уже посмотреть. У нас есть проект «Клуб любителей приключений» (режиссером выступил Федор Бодянский), в рамках которого и вышел спектакль по повести канадского писателя и художника Эрнеста Сеттон-Томпсона. Он рассказывает о приключениях мальчишек, которые решили поселиться в лесу и пожить жизнью индейцев. Как и водится на заседаниях «Клуба любителей приключений», маленькие зрители и их родители вместе с актерами узнают много интересного. Например, как построить типи – палатку, подобную тем, в каких жили индейцы. Как без спичек развести костер, по каким приметам найти дорогу, если ты заблудился в лесу. Можно ли пить болотную воду и многое другое. Эта пьеса поднимает темы дружбы, взаимовыручки и смелости в трудных ситуациях! Такой вот получился литературный спектакль с элементами интерактива.
Четвертая постановка – «Рождество в доме «Купьело», о которой я уже рассказал.
– А новогодняя сказка для детей будет?
– Обязательно. Это и будет пятый премьерный спектакль, запланированный на вторую половину декабря, – новогодняя сказка для детей «Золоченые лбы» по произведению Бориса Шергина. Подробности раскрывать пока не будем. К слову, у нас был опыт работы с этим автором. Новогодний спектакль «Волшебное кольцо» стал лауреатом российской национальной премии «Арлекин» в 2013 году. У нас такая есть я традиция в театре – мы на Новый год стараемся ставить хороший детский спектакль, а не просто новогоднюю «поскакайку». Задача – чтобы он вошел в репертуар и жил долгие годы.
Вот такие новости и ближайшие планы. С одной стороны, странно мы сезон открыли. С другой – хорошо, что вообще открыли.
– На открытии было много зрителей?
– На первый спектакль пришли самые искренние, преданные зрители, поклонники театра. Их немало. И мы, и зрители, были готовы ко всем мерами, которые приходится соблюдать. Мы очень признательны людям за понимание. Сезон начался тяжело. В том смысле, что пока нет зрительского ажиотажа, но для меня это тоже понятно. Сегодня люди боятся посещать массовые мероприятия. В театре однозначно безопаснее, чем в общественном транспорте или самолете, супермаркете. Но тревожит другое: люди полгода не были в театре, многие отвыкли, забыли. И я очень боюсь, на самом деле, поколенческого кризиса в театре, искусстве… Как мы через полгода-год вернем своего зрителя? Что сказать ему такого, ради чего он бы вернулся в театр? Я большой противник онлайна. Потому что общение с искусством требует непосредственного контакта. Это ошибка – считать, что копия равнозначна оригиналу. Разговоры о новой реальности – очень вредные разговоры. Какая-то подмена идет. Ситуация серьезная, надо возвращать людей в театры, на концерты, в музеи. Да, может быть не сейчас. Но возвращать надо.
Полгода мы не играли спектакли. Артист – тоже живой человек, и он неизбежно потерял форму. Актерский аппарат требует постоянной работы, с одной стороны. А с другой, когда мы стали возвращаться, стало видно, как же все соскучились по сцене! И разыгрались, увидев любимых зрителей в зале через яркий свет софитов.
– Кстати, у вас же есть традиция – «заманивать» взрослых на детские спектакли?
– Да, потому что это важно – ходить вместе со своими детьми, сопереживать вместе, обсуждать что-то потом. На 23 февраля у нас всегда проходит акция «В театр с папой»: ребенку покупают билет, а папа идет «прицепом». Полный зал пап, знаете ли, это очень трогательно. Еще трогательнее, когда взрослые дети приходят с уже не молодыми отцами… Также у нас есть акция «Билет в детство», она как раз накануне Нового года случается. Ребятишки идут на новогодние спектакли за полную стоимость, а родители «за десять копеек». Так вот, мы видели эти восторженные взрослые лица после «Золушки» или «Айболита». И проект Федора Бодянского – «Клуб любителей приключений», где ребята встречаются с приключенческой литературой», – хорошее продолжение этой традиции. У родителей опять есть возможность окунуться в свое детство вместе со своими детьми. Это ли не прекрасно?
– Чего бы вы хотели пожелать зрителям?
– Ходить в театр! Многие живут вне искусства, не только театрального. Мне кажется, это очень бедная жизнь. Иногда спросишь: «Почему в театр не ходишь?» И прилетает ответ: «Мне надеть нечего». Ребят, к нам можно прийти и в рваных джинсах. Для нас это не главное. Гораздо важнее как-то попасть в душу, чтобы что-то произошло с тобой в театре. Не надо бояться театра. Не надо бояться, что театр – это какая-то мудреная, непонятная, заумная сложная штука. Во всяком случае, в нашем театре мы стараемся делать спектакли, чтобы они «по сердцу корябали». Это дает человеку возможность жить. Чтобы случились какие-то открытия духовные. Поэтому нужно ходить в театры, музеи, слушать хорошую музыку. Желаю зрителю не проходить мимо искусства.