В Кузбассе выбрали победителя регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель года России».
Это профильное состязание проходило в два этапа: победители муниципального уровня стали участниками регионального. В общей сложности на конкурс было подано более 200 заявок, в очном этапе приняли участие 33 человека из разных территорий Кузбасса. Они провели открытый урок и мастер-класс по воспитательному событию, где рассказали про организацию цикла уроков «Разговоры о важном».
В итоге триумфатором областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2023 года экспертами названа Ольга Пиреева, учитель начальных классов школы № 2 Калтана. Ольга Павловна – автор уникальной программы формирования мотивации к обучению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Её ученики регулярно становятся победителями, призёрами и лауреатами конкурсов, научно-практических конференций муниципального, регионального и всероссийского уровней («Кузбасская школьная академия наук», «Диалог», «Школьный университет», «Мир моих исследований»), а несколько выпускников зачислены в курсанты Кемеровского президентского кадетского училища.
Ольга Пиреева является руководителем методического объединения учителей начальных классов. Прошла конкурсный отбор и на данный момент состоит в должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями, а также она руководит детским школьным объединением «Олимп».
Ольге Пиреевой вручили золотой почётный знак «Учитель года Кузбасса» и премию. Накануне наш журналист расспросил победительницу о её педагогической практике. И не только об этом.
– Ольга Павловна, у каждого человека есть любимая книга, которая в той или иной степени повлияла на него. Есть ли такая книга у вас?
– «Пеппи Длинныйчулок» – книга моего детства, любимая моя книга и сегодня. Эта история научила меня не бояться верить в себя, свои фантазии. Как героиня произведения Астрид Линдгрен, которая разбила нечаянно яйцо о голову и сказала, что это очень полезно для волос. Важно видеть даже в неудачах положительные моменты, находить новые пути решения проблем. Эта история научила меня быть любознательным ребёнком, который в будущем станет взрослым, но не забудет прислушаться к желаниям и огорчениям маленьких детей. Не сидеть на месте, расти вместе с детьми, учиться вместе с детьми, глядя в их сверкающие глаза, не потушив этот огонёк, – вот одна из задач, которую я сегодня ставлю перед собой.
– Какой была в детстве лучший учитель Кузбасса?
– Бунтаркой и заводилой, но я часто слышала слова своей бабушки: «Ты ответственная, справедливая, наблюдательная, ты умеешь находить общий язык с людьми. Ты была бы хорошим учителем». И я поверила в эти слова, начала прислушиваться к себе.
– Сразу пришли в педагогику?
– Нет. Сначала поступила в университет на факультет государственного и муниципального управления, однако уже после четвёртого курса меня рекомендовали на должность воспитателя в детский оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей в посёлке Шерегеш. Проработала там один сезон, потом был и второй, и третий, и десятый… Как один незабываемый миг.
Мой диплом с отличием менеджера государственного и муниципального управления давал возможность работать в администрации города, социальной защите, судебным приставом в правоохранительных органах.
– И что вы выбрали?
– Я выбрала журналистику. Так как работа со словом всегда была мне близка. И в этой сфере я видела пространство для творчества. В телередакции прошла путь от корреспондента до выпускающего редактора. Мне удавалось вести прямые эфиры, посчастливилось встречаться с интересными людьми, творчески выражаться через создание различных программ.
– Получается, вы долго раскрывали в себе педагогические таланты?
– Да. Я долго искала себя в профессии, однако слова бабушки, летняя практика в оздоровительном лагере не прошли даром. Пришло осознание необходимости учиться дальше – стать педагогом. Как результат – диплом, подтверждающий мой новый статус – учитель начальных классов. В средней школе № 2 Калтана и началось моё педагогическое становление. Всё то, чем я овладела ранее, стало прочным фундаментом для становления меня как педагога. Например, конспекты своих уроков я выстраивала по принципу новостного сюжета. Когда нужно не только интересно начать урок, но и удержать «зрителя» – ученика, включить его в учебный процесс так, чтобы дети стали полноправными участниками урока, не боялись высказывать свои мысли, совершать ошибки. Ведь даже ошибка может дать повод для сомнений, размышлений и исследований. Несомненно, начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка. А именно систему учебных и познавательных мотивов, умение понимать, реализовывать учебные цели, анализировать результат.
– В чём, на ваш взгляд, главная миссия педагога?
– Я ставлю перед собой цель – посредством интерактивных приёмов воспитать функционально грамотную личность. Самостоятельного, познающего человека. Человека, который в силах адаптироваться, перестроиться к изменяющимся условиям современного мира. Новейшие педагогические технологии позволяют достичь этого результата.
В своей практике начинаю использовать интерактивные приёмы с первого класса. Работа в парах ставит ребёнка в условия, когда не обойтись без речевой деятельности, умения слушать и слышать, анализировать (работа по карточкам, пазлы, рисование диафильма, ключевое слово, ассоциативный куст, синквейн, кластер, фишбоун, ромашка Блума, пиктограмма). Вместе с моими учениками расту и я.
– Помните свой первый урок?
– Начало моего педагогического пути не стало простым. Я вошла в класс, на меня смотрели 20 учеников, я знала про особенности некоторых из них – дети с различными нозологиями. Эти обстоятельства подвигли меня снова на получение знаний – новую ступеньку роста. Окончила курсы, которые помогли мне овладеть технологией и методикой организации инклюзивного процесса для учащихся с ОВЗ. В этот период мною был разработан тренажёр, направленный на формирование положительной мотивации к обучению у детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
– В чём особенность вашей разработки?
– Универсальность тренажёра «Ромашка» состоит в том, что его мы можем перенести на экран. Занимательный интерактивный образовательный приём позволяет учитывать потребности ученика, осуществлять адресную корректировку знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, самостоятельность, ученик анализирует собственную деятельность. Этот приём подходит для разных возрастных категорий, учебных предметов и тем. Одна из особенностей данного приёма заключается ещё и в том, что «Ромашку» можно использовать при обучении детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
– Как современные технологии влияют на образовательный процесс, на самого педагога?
– Необходимость работать в нестандартном формате подвигла меня изучать новые приёмы и методы работы с детьми. Я освоила работу в программе CORE, стала участником Всероссийского конкурса педагогического мастерства Rybakov Foundation Teacher`s Lab, а также поделилась на городском методическом объединении и опубликовала на сайте методическую разработку «Особенности траектории индивидуального развития младшего школьника через использование ИКТ в обучении».