Навигатор для смарт-поколения

11.02.2022

10 февраля 2022 | Алена Смирнова

Момент занятия. Фото из личного архива Татьяны Губенковой.

В Кузбассе выбрали лучшего педагога-психолога, который представит наш регион в финале престижного национального состязания.

Акцент на самопознании

В региональном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России» приняли участие 15 победителей муниципальных этапов из образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи без ограничений стажа работы.

Претенденты на победу заочно справились со следующими испытаниями: представили своё резюме, презентовали характеристику профессиональной деятельности и защитили авторские проекты.

Очный же этап проходил в течение двух дней в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Конкурсантам нужно было решить тематические кейсы, показать жюри свои визитные карточки, организовать мастер-классы с взрослыми и успешно ответить на вопросы блица.

По результатам профильных соревнований были определены шесть лауреатов: Вера Бахметьева (Кемеровский муниципальный округ), Владимир Диденко (Прокопьевский муниципальный округ), Мария Ковченова (Прокопьевск), Светлана Хатькова (Юрга), Юлия Ситникова (Яйский муниципальный округ) – приз зрительских симпатий, Анастасия Степанян (Ленинск-Кузнецкий) – за успешный старт в профессии.

А триумфатором регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России – 2022» названа Татьяна Губенкова из кемеровской школы № 85 (педстаж – 4 года). Именно она представит Кузбасс в финале конкурса.

Сфера профессиональных интересов Татьяны Александровны обширна, что, в общем-то, неудивительно, исходя из специфики её деятельности. На конкурсе она сделала акцент на опыте работы по формированию психологической культуры, развитию навыков социальной компетентности обучающихся старших классов.

«Главная задача педагога-психолога – создание эмоционально комфортной среды обучения и воспитание школьников (этот фактор повышает качество учреждения в целом)», – отметила победительница.

Психологическая культура, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, – перечисленные компоненты личности стремится развивать и формировать Татьяна Александровна у подопечных. Ведь именно они становятся стартом в будущее для молодёжи.

Победитель конкурса разработала и успешно реализует программу внеурочной деятельности «Вектор успеха» для десятиклассников, в рамках которой учащиеся расширяют и систематизируют знания в области психологии, учатся выстраивать конструктивные отношения, излагать свою точку зрения, грамотно распределять свои ресурсы. Как подчеркнули эксперты конкурса, программа имеет высокую практическую значимость, так как содействует всестороннему развитию учащихся среднего общего образования.

Зумификация жизни

– Представителей поколения с 1996-го по 2010-й называют зумерами. То есть это поколение Z сформировалось в смарт-среде под влиянием гаджетов и соцсетей. Татьяна Александровна, с учётом тенденций времени изменились ли подходы в образовании?

– Конечно, педагогу постоянно приходится менять формы работы, учитывая особенности современных школьников. Занятия корректируются в зависимости от конкретного класса. Казалось бы, параллель одна, но вводные разные: в одном классе темп работы высокий, дети берут по максимуму, а в другом приоритеты смещаются в иную плоскость. На сегодняшний день деятельность педагога нацелена на индивидуальный подход.

– С какими проблемами сталкиваются современные подростки?

– Одной из таких трудностей вижу снижение потребности личного общения, переключение зоны интересов в виртуальный мир. Дети привыкли общаться через соцсети, а эмоции и мысли выражать смайликами, сленгом. Разумеется, живое, настоящее общение требует других коммуникативных навыков.

– Это учитывая, что вы преподаёте у ребят старшего школьного возраста, когда они уже должны научиться общаться.

– Я работаю с учащимися с 5-го по 11-й класс. Однако иногда замечаю, что дети (чаще всего 5-6-х классов) на переменках погружаются в смартфоны. Предлагаю им отвлечься, поиграть с одноклассниками. На что получаю ответ: «А мы и так играем вместе». И показывают экраны телефонов. Живому общению они предпочитают цифровое. Задача родителей и педагогов объяснить, что «цифра» призвана не заменять, а расширять наши возможности. Для людей важен социум.

– Некоторые из занятий вы посвящаете темам на злобу дня, в частности буллингу, аутоагрессивному поведению. Часто дети стакиваются с ними и как быстро удаётся решить?

– Считаю, что проблемы возникают как раз из-за чрезмерного потока информации, в том числе негативного содержания. Детский мозг не готов ещё переварить подобного рода сообщения. Школьники в возрасте 13-14 лет становятся самыми уязвимыми в этом плане. Именно на данный период выпадает самое большое количество проблем подобного рода. Дети начинают испытывать потребность в самоутверждении, отсюда – вербальная и невербальная агрессия.

Раньше негативную информацию ребята получали поэтапно и дозированно. У меня самой двое детей: сын – студент, дочь – ученица четвёртого класса. И это абсолютно два разных поколения. Дочке я не разрешаю брать с собой телефон, ведь даже детский интернет не гарантирует безопасного контента, иной раз функция родительского контроля не становится щитом от информации 18+. Для связи используем смарт-часы. Лично я как мама против смартфонов для учеников начальной школы. Однако, учитывая, что у нас школа современная, цифровая, необходимо использовать технические возможности для расширения знаний ребёнка об окружающем мире, позитивного отношения к другим.

– Если ребёнка начинают травить одноклассники – это верный знак перевода его в новую школу? Или всё-таки можно погасить конфликт?

– Работать над восстановлением отношений в классе нужно, так как переход в другой класс или школу чаще не решает проблему. Например, в нашем образовательном учреждении действует «Школа примирения», я являюсь её куратором. В случае межличностных конфликтов успешно работает классическая медиация.

Это примирительная процедура, в основе которой лежат переговоры конфликтующих сторон с участием медиатора (независимого посредника) с целью выработки взаимовыгодного соглашения сторон по спорным вопросам. Дети сами вырабатывают и оформляют правила их дальнейшей совместной жизни в классном коллективе. Пока все встречи оканчивались успешно. К счастью, их было не так уж и много.

– Из-за чего чаще возникают серьёзные конфликты?

– По разным причинам, часто по недопониманию. К примеру, один мальчик случайно задел плечом другого. Из-за неумения общаться рядовая ситуация перерастает в ссору.

– Травля выходит за школьные стены?

– Сейчас буллинг активно выражен в социальных сетях (так называемый кибербуллинг). Чтобы распознать скрытого врага, проводится профилактическая работа с ребятами, освещение этих тем на родительских собраниях, размещение информации на сайте школы. Основная мысль, которую стараюсь донести до ребят, – все мы разные. Может случиться ситуация, когда мы кому-то не нравимся и наоборот. Мы должны научиться мирно общаться с окружающими людьми. Мне не близко понятие «толерантность», я предпочитаю «дружелюбие», «нейтральность». Нужно не терпеть, а стараться увидеть в каждом человеке плюсы, ну или просто пройти мимо, сохранив нейтральное отношение.

– Родители активно участвуют в жизни своих детей?

– По личному опыту могу сказать: если родители активно прислушиваются к рекомендациям педагогов и специалистов, выстраивают доверительные отношения со своими детьми, то до крайностей дело никогда не доходит. Все спорные моменты разрешаются оперативно. Ребятишки активнее и адаптируются, и социализируются. Только совместной работой, общими усилиями можно создать успешное поле для реализации способностей и талантов каждого ученика.

– При вынужденном дистанте занятия по внеурочной деятельности продолжаются?

– Да, сейчас многие направления работы психолога осуществимы в онлайн-формате, например, диагностика, психологические тесты доступны в компьютерном варианте, или можно создать их самостоятельно, допустим, в Google-формах. На школьном сайте, странице школы в социальных сетях публикуются различные материалы для всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей (рекомендации, памятки, видеоконференции, вебинары, презентации, фильмы, видеосюжеты). Консультирование может осуществляться в виде дистанционных консультаций при помощи телефона, электронной почты, программ Skype, Zoom, WhatsApp и других. Современные условия заставляют нас адаптироваться к новым цифровым технологиям, которые продолжают изменять образовательный опыт. Однако я отдаю предпочтение личным формам взаимодействия, в ходе которых получаю возможность активного участия в процессе социализации, профессионального самоопределения и развития психологической компетентности учащихся.

«Сейчас ярко выражен вопрос, касающийся подмены понятий в рамках позитивного мышления. С интернет-площадок блогеры тиражируют информацию о своей успешности, денежной независимости. У ребят складываются ложные представления о жизни, профориентационных моментах. Поэтому задача педагога – научить своих учеников отфильтровывать информацию, правильно трактовать полученные сведения. А также грамотно оценивать свои реальные возможности и ставить достижимые цели».

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *