Ежегодно с наступлением весны на дорогах увеличивается число мотоциклов, появляются мопеды и велосипеды. И к сожалению, ежегодно водители двухколёсной техники пополняют статистику аварий. Об ответственности и обязанностях этих участников движения рассказывает заместитель начальника отдела пропаганды ГИБДД Кузбасса подполковник полиции Анна ТАНЦЕРЕВА.
Мототехника
С начала 2021 года на дорогах области произошло 22 ДТП с участием водителей мототехники, в результате которых 2 человека погибли, 14 получили травмы. В прошлом году в 332 аналогичных ДТП погиб 21 человек, еще 203 были травмированы.
Одна из самых распространённых причин таких аварий – превышение скоростного режима. При возникновении опасности высокая скорость не позволяет не только мотоциклистам, но и другим участниками движения предпринять попытки избежать столкновения. На тяжесть травм существенно влияет и неиспользование мотошлемов водителями и пассажирами.
Другое массовое нарушение – отсутствие права управлять транспортом данной категории, а отсюда и отсутствие достаточных навыков вождения. Для управления мотоциклом необходимо иметь водительское удостоверение категории А, для управления мопедом с объемом двигателя более 50 см³ – удостоверение категории М.
Раньше водителям мопеда или скутера за любое нарушение Правил дорожного движения грозил только административный штраф 800 рублей. Если нарушение совершалось в пьяном виде, штраф увеличивался до 1000-1500 рублей. Однако начиная с 2015 года они несут ответственность на общих основаниях с водителями других категорий.
Например, водитель мопеда может быть наказан за выезд на полосу встречного движения. Закон предусматривает за это штраф в размере 5000 рублей или лишение права управления на срок от четырёх до шести месяцев. Езда в нетрезвом состоянии влечёт за собой лишение прав на срок от полутора до двух лет и штраф в размере 30000 рублей. Управление транспортом, в том числе мопедом, без водительского удостоверения наказывается штрафом в размере от 5000 до 15000 рублей.
Единственным исключением из общего свода правил являются моменты, связанные с регистрацией скутеров и мопедов и страхованием автогражданской ответственности: эти требования ПДД на водителей данных категорий транспорта не распространяются. А вот на мотоциклы – да. Управление мотоциклом, не зарегистрированным в установленном порядке, чревато штрафом в размере 500-800 рублей. В случае повторного нарушения водителю грозит штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок от одного до трёх месяцев.
Велосипеды
В прошлом году в Кузбассе зарегистрировано 62 ДТП с участием велосипедистов, два человека погибли, 69 травмированы. Большинство ДТП спровоцировали сами водители велосипедов. Чаще всего они попадали под колеса автомобилей, переезжая дорогу по пешеходному переходу, что категорически запрещено. Особенно опасны такие манёвры на нерегулируемых переходах, так как внезапное появление велосипедиста на дороге не позволяет водителю автомобиля вовремя остановиться и избежать наезда.
Приближаясь к переходу, велосипедист должен остановиться и перейти дорогу, ведя двухколёсный транспорт рядом с собой. Так, помимо соблюдения личной безопасности, он не создаст помех пешеходам.
Двигаться на велосипеде по проезжей части разрешено с 14 лет, при отсутствии велодорожек – строго по крайней правой полосе движения и только в один ряд. Правила разрешают ехать и по полосе, предназначенной для общественного транспорта, но только если она располагается справа.
В тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендовано иметь при себе световозвращающие предметы. Это позволит им стать более заметными на дорогах.
ПДД запрещают велосипедистам разворот и поворот налево на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Нельзя управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой. Нельзя перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией велосипеда, и крупногабаритный груз.
За нарушение этих требований велосипедистам грозит штраф в размере 800 рублей. За нарушение в состоянии опьянения – 1000-1500 рублей.
Электрический индивидуальный транспорт
Электросамокаты, сигвеи, гироскутеры и моноколеса по своим характеристикам не относятся ни к одному виду транспорта, указанному в Правилах дорожного движения. Лица, которые на них передвигаются, считаются пешеходами. Для катания они могут использовать только закрытые площадки, тротуары и велопешеходные дорожки.
При пересечении проезжей части по пешеходным переходам они наравне с пешеходами должны убедиться в том, что водители уступают им дорогу, а это трудно сделать в движении. Поэтому ГИБДД настоятельно рекомендует переходить дорогу пешком.
Акцент на детях
Вдвойне трагично, когда участниками аварий становятся дети. В 2020-м было зафиксировано 32 ДТП с участием юных велосипедистов, причем 22 аварии произошли по их вине. Травмы получили 32 ребёнка. Ответственность за это лежит и на их родителях тоже. Прежде чем покупать ребёнку велосипед, следует рассказать ему, где можно кататься, а где нельзя, и по возможности контролировать маршрут его движения.
Родители, которые приобретают для детей мопеды и мотоциклы, подвергают их жизнь и здоровье ещё большей опасности. С участием несовершеннолетних, управлявших мототехникой, в прошлом году произошло 56 ДТП, в результате которых 57 детей были травмированы. В 44 ДТП усматривалось нарушение правил движения самими водителями.
Родительская любовь должна выражаться не в исполнении всех капризов ребёнка, а в обдуманном и взвешенном подходе к обеспечению его безопасности. Заметивший нарушение инспектор ГАИ, конечно же, остановит нарушителя и заполнит карточку учёта нарушений, а после передаст эту информацию в инспекцию по делам несовершеннолетних. Сотрудники инспекции в рамках своих полномочий могут привлечь родителей к ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей и наказать их 500-рублевым штрафом. Но эти меры не уменьшат тяжесть аварии, которая может изменить жизнь ребенка…