29 февраля 2024 | Евгения Близникова

Геннадий стал лучшим среди участников конкурса «Лучшие студенческие инновации» студенческой научной сессии в КузГТУ. Фото Павла Шилова.

Всё в этом мире взаимосвязано: наука и искусство, свет и звук. В истории студента второго курса института профессионального образования КузГТУ Геннадия Маноенко всё это сошлось воедино. А результат – лазерная арфа, которая удивила региональное научное студенческое сообщество.

Это моя жизнь

Такими словами Геннадий не задумываясь описал увлечение физикой и информатикой. Тяга к этим предметам началось у молодого человека ещё в школе. Тогда юноша много знаний получал вне основной учебной программы, потому что просто было интересно.

«У нас сейчас есть чудесные возможности освоить много ценной информации в интернете, в том числе и из разных областей науки. Так я и учился конструировать, программировать по материалам, имеющимся в общем доступе в Сети, – говорит Геннадий.

– Как только начал углубляться в темы, появились первые идеи для научных работ, которые я защищал потом на научно-практических конференциях».

Для молодого человека процесс создания приборов сродни творческому. Как молния, появляется идея, которую потом остаётся только воплотить в жизнь. И этот процесс затягивает Геннадия.

Чтобы быть ближе к науке, он решил получать среднее специальное образование сразу в КузГТУ, затем поступить здесь на высшее. Теперь рад, что занимается углублённо тем, что отзывается в душе.

«Науку воспринимаю в основном как хобби. В любое свободное время что-то изучаю или мастерю. Мне нравится делать что-то своими руками, создавать новое, своими глазами видеть, как работают известные схемы. Меня этот процесс всегда удивляет», – признаётся начинающий учёный, потирая руки от азарта и внутреннего нетерпения вновь окунуться в любимое дело.

Жадность до знаний и желание создать что-то своё видят и педагоги, потому уверены, что у студента большое будущее.

Просто захотелось сделать арфу

Когда учащимся предложили вести проектную деятельность в рамках основной программы, Геннадий сразу загорелся этой идеей и начал работу с наставниками КузГТУ, предложив свою старую идею о лазерной арфе, которая появилась ещё несколько лет назад, в школе. Тогда Геннадий создал основу компьютерного кода для программного обеспечения, а потом уже началось конструирование прибора, в котором используется свет для создания звука. Первая конструкция была в деревянном коробе, сейчас же прибор собран в пластиковом корпусе.

Технология подразумевает работу по принципу фотогальванического эффекта: свет, попадая на определённые материалы, изменяет их электрические свойства. Датчики улавливают движения рук музыканта и преобразуют их в электрические сигналы, которые затем переводятся в звуки. Прибор не только красиво звучит, но и выглядит эстетично: лазерные «струны» имеют приятный человеческому глазу зелёный цвет, но бывают в мировой практике и разноцветные лучи.

«Конечно, эта технология была известна ещё с 1980-х годов, изобретённые прототипы давно используют в музыкальных шоу. Но те инструменты, которые собирали изобретатели с мировым именем, имеют полумиллионную стоимость. Мой вариант лазерной арфы тот же по функционалу, но намного доступнее по цене», – отметил молодой человек.

Обучение в КузГТУ дало кемеровскому студенту знания, которые и помогли довести старую идею до конца. Помощь в работе юному исследователю оказала Юлия Струкова, его научный руководитель. Геннадий признаётся, что Юлия Викторовна для него прежде всего моральная поддержка в работе, а уверенность в научном процессе важна для большего эффекта. Преподаватель исполняет значимую роль в этой работе: направляет обучающегося в ходе мыслей, ищет возможности реализации и помогает в оформлении идей.

«Гена очень интересный, талантливый, харизматичный, любит и не боится работать руками, что в наше время довольно редко. Он умеет критически мыслить, творчески подходить к решению задач и организовывать работу. Особенно здорово у него получаются выступления на конференциях, где он представляет свои идеи. Приятно смотреть на увлечённого деятельностью человека, который разбирается в том, о чём говорит. Думаю: именно благодаря этому он занимает первые места в конференциях», – отмечает педагог.

Изобретение Геннадий уже не раз демонстрировал в региональных научных состязаниях среди школьников и студентов ссузов и вузов, где получал высшие оценки. Одна из значимых наград – победа в конкурсе «Лучшие студенческие инновации» КузГТУ студенческой научной сессии, где по результатам начинающий учёный смог обойти более опытных участников, которые получают уже высшее образование. Студент признаётся, что это было нелегко, но этот опыт позволил вновь доказать себе, что важно верить в себя и свои возможности.

«Я всегда соревнуюсь с самим собой, чтобы достигнуть большего результата, и ставлю себе планку выше, чтобы видеть, куда расти», – отмечает молодой человек.

Кстати, тяга к изобретению электронного музыкального инструмента неслучайна. Юноша уже давно увлекается музыкой: играет на гитаре и даже пишет мелодии к трекам, которые, правда, не выходили пока в свет. На гитаре тоже учился играть по видео в интернете. Но сконструировать захотелось именно арфу.

«Таким было вдохновение», – признаётся молодой человек.

В перспективе Геннадий планирует развивать проект: в мыслях – улучшить дизайн арфы и программное обеспечение, чтобы добавить возможность тонкой настройки и использования звуковых эффектов, а также повысить надёжность самого устройства, сделать его более современным и удобным для использования.

Стану педагогом

У Геннадия много научных идей, но это направление, хоть и останется в его жизни, в этом молодой изобретатель уверен, не станет основной деятельностью.

«Я планирую получить высшее образование после среднего и стать педагогом, потому что передавать полученные знания другим людям мне нравится. Увлекает этот процесс. Это понял на многочисленных выступлениях на научных конференциях ещё школьником. Я вижу разные реакции у аудитории и получаю удовольствие от того, что удаётся заинтересовать темой, привлечь внимание», – сказал Геннадий.

Изобретение молодой человек тоже планирует использовать в педагогических целях, рассказывать на примере арфы детям и студентам о законах физики и принципах работы электроники. Для него важно в будущем вызывать эмоцию в слушателях, делать процесс изучения стандартной школьной программы интересным и увлекательным, чтобы показать, насколько удивителен этот научный мир, и вовлечь в эту деятельность как можно больше ребят.

«При изучении технических наук важна не только теория, но и практика, которой мне хочется заниматься больше и делать на это упор в моей дальнейшей педагогической работе, – говорит молодой человек. – А ещё хочется донести до ребят простой тезис: для того чтобы увлечься наукой, достаточно только желания и вдохновения придумать и реализовать идеи. Необходимые знания и навыки тоже появятся, но позже, в процессе, как только увлечёшься этой деятельностью».

Сейчас молодой человек настроен идти к цели стать педагогом, получая новые научные знания, которыми потом обязательно поделится с учениками. А ещё мечтает собрать музыкальную группу, где, возможно, пригодится и его электронный инструмент. И он не исключает возможности, что в его руках появится не только лазерная арфа, но и другие приборы, которые удивят сочетанием творчества, эстетики и научных технологий.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo