4 августа 2022 | Алена Смирнова

Дмитрий Маренин. Фото Сергея Гавриленко.

Кемеровчанин Дмитрий Маренин успешно и результативно трудится в финансовой компании, но это только одна из частей его богатой событиями жизни. В городе его знают как талантливого скрипача, смело вливающегося в самые отчаянные коллаборации и музыкальные эксперименты. Сегодняшний разговор посвящён прекрасному: музыке, впечатлениям от неё, трендам, нетленной классике и, конечно же, романтике.

– Дмитрий, почему именно скрипка? На какой благодатной почве выросли музыкальные корни?

– Музыка – моя вторая жизнь, которая никогда от меня не уйдёт. Я вырос в музыкальной семье: мама, кстати, математик, играет на фортепиано, бабушка, инженер, замечательно пела. Многое по части музыки перенял от папы – он обладал прекрасным музыкальным слухом, сам научился играть на нескольких инструментах.

Помню, мы часто устраивали домашние концерты, а некоторые даже записывали на камеру. В репертуаре доморощенных артистов были романсы и произведения классиков.

Едва мне исполнилось пять лет, родные спросили, хочу ли учиться в музыкальной школе, и я с уверенностью ответил «да». Начал с фортепиано, через год добавилась скрипка. Причём одновременно ходил в разные музыкальные школы. Учился долго: до 18 лет. После класса скрипки и фортепиано занимался академическим вокалом.

– Не было желания всё бросить?

– Нет, такого желания не было, но был тяжёлый год, когда у меня сменился один из преподавателей. В своей педагогической практике она больше внимания уделяла технике, а мне это категорически не нравилось. Пришлось переходить к другому педагогу, которая вернула прежний вкус к музыке.

– И вот вы окончили школу, и встал вопрос выбора вуза…

– Школу я окончил с золотой медалью и подал документы сразу в несколько вузов. В конечном итоге выбрал политех, прикладную информатику в экономике.

– Музыку сравнивают с высшей математикой – согласны?

– Это и есть математика. К примеру, если взять такую музыкальную дисциплину, как гармония, то там приходится решать задачки, очень похожие на задачки из этой точной науки.

– Учёбе музыка не мешала?

– Нет. Более того, продолжалась насыщенная концертная жизнь, как сольная, так и в различных коллективах. Конечно, участвовал в фестивале «Студенческая весна» и даже дважды брал Гран-при на региональном этапе: на первом курсе и когда выпускался. К стартовому номеру – чардашу (традиционный венгерский танец) – привлекал своего концертмейстера, пока не нашёл хорошую минусовку. Второй номер в последующем вообще стал моей визитной карточкой. Это песня, которую исполнили Брайан Адамс, Род Стюарт и Стинг, – All for Love (трек из американских «Трёх мушкетёров»).

– Отзывы у слушателей положительные?

– Да. Особенно приятно работать на торжествах по случаю бракосочетания, когда под живую музыку пара ставит свой свадебный танец.

– Значит, вы романтик?

– Получается, так.

– В чём ещё это проявляется?

– В образе жизни. Пою женщинам, играю им на скрипке… Но стихов не пишу, а вот моя бабушка писала. У неё были и свои стихотворения, и переводы с немецкого языка.

– Вам даже довелось попробовать себя в качестве артиста драматического театра. Расскажите об этом опыте.

– Меня пригласили поучаствовать в спектакле «Поминальная молитва» по одноимённой пьесе Григория Горина. Режиссёр искал подходящего скрипача с артистическим опытом. Меня порекомендовал мой преподаватель по джазовой импровизации. Получилось удачно. Следующим спектаклем стала «Примадонна» по пьесе Кена Людвига – в нём я заменил пианиста. Довелось даже поучаствовать в гастролях. Сейчас на театр нет времени – процесс этот энерго- и времязатратный, но опыт действительно очень интересный.

– В творческих экспериментах участвуете?

– Самый интересный проект, в котором мне довелось поучаствовать и в который планирую вернуться, – «Джазовая среда». Сначала он получил прописку в Доме актёра, а потом начал менять локации. Регулярно проводятся джемы: разные музыканты на время объединяются в единый коллектив. На площадке в режиме реального времени рождается оригинальный музыкальный проект.

Были в моей практике и коллаборации с диджеями на всевозможных оупен-эйрах в разных городах Кузбасса. Успел поиграть даже техно, хотя перестраиваться довольно сложно, потому что музыка может быть атональной, диссонансной. Электронной музыкой начал увлекаться в студенческие годы.

– Что сложнее: импровизировать или разучивать готовое произведение признанного гения?

– На текущий момент подготовить классическое произведение сложнее, потому что в большей степени я уже перестроился на импровизационный лад.

– Есть какие-то жанровые пространства, которые вы предпочтёте обойти?

– Русский шансон, хотя против настоящего французского ничего не имею. Помню, один из преподавателей мне сказал: «Если хотя бы один раз в культурном заведении сыграешь «Мурку», то работать ты там уже никогда не будешь».

– Сейчас вы составляете график репетиций?

– Нет. Даже если не поиграю две-три недели, то навёрстываю пропущенное быстро.

– С соседями по дому мирно живёте?

– Мирно. Даже в детстве, когда играл на замечательном фортепиано «Октава», звук от которого слышно на несколько этажей, все относились с пониманием.

– У вас есть домашние животные? Подпевают, подыгрывают?

– Все члены нашей семьи заядлые кошатники. У меня сейчас «чёрная жемчужина» с золотыми глазами по кличке Феликс. Его в плачевном состоянии подобрал в подъезде. К музыке он равнодушен, чего не скажешь о птицах: когда окно открыто, из кормушки всегда громко и старательно подпевают снегири, воробьи и синички.

– На каких площадках вас можно встретить как музыканта?

– У нас есть небольшой некоммерческий музыкальный проект. Оказалось, что мой коллега программист – гитарист. Примечательно, что играть он научился самостоятельно и добился определённых высот в исполнении цыганского джаза (по-другому мануш, или цыганский свинг). Начинали с квартирников, позднее вышли в народ с уличными концертами. Спустя некоторое время наш коллектив пополнил товарищ, играющий на ударном музыкальном инструменте – кахоне. Вот так и образовалось замечательное трио.

– Музыкантам важна эмоциональная подпитка? Благодарный зритель?

– Да, особенно в начале пути. Помню, в подростковом возрасте подрабатывал в ресторане. И это была достаточно тяжёлая подработка: программа длилась порядка двух с половиной часов. Мой старший товарищ меня учил спокойно относиться к тому, что люди в первую очередь приходят в ресторан поесть, а не музыкантов послушать. Считаю, я прошёл правильную закалку, и, надо отдать должное, большинство людей всё-таки живо реагируют на выступающих: поднимают глаза, аплодируют, выражают эмоции. Сейчас обратная связь для меня желательна, но не обязательна. И другое наблюдение: публика любит интерактивы. Например, были опыты предложить зрителю включить какую-нибудь музыку на телефоне, и я тут же её подхватывал.

– Приходилось попробовать свои силы в композиторском деле?

– Один раз. И это была гитарная запись.

– Какой характер у вашей скрипки? И вообще, как нашли свой инструмент?

– Совершенно случайно, и играю на ней уже более десяти лет. Перепробовал в магазине множество скрипок, но выбор пал на самую обыкновенную. Рабочая лошадка китайского происхождения с прекрасным характером и великолепным звучанием. Причём хороший комплект струн стоит дороже всей моей скрипки вместе со смычком и футляром.

– Струны часто меняете?

– Струны желательно менять раз в год. Доверяю это ответственное дело профессионалу – виолончелисту из филармонии, который помимо исполнительства занимается мастеровым делом.

– Всегда было интересно, носят ли бороду скрипачи, или всё-таки она мешает «сцеплению»?

– Козью бородку я пробовал отращивать (смеётся. – Прим. автора.), а вот «хрестоматийную» не доводилось. Думаю, что всё-таки будет мешать.

– Музыкальная тусовка – особенная, специфическая?

– Очень. Люди позитивные, увлечённые, сложно устроенные, но с богатым внутреннем миром.

– Если бы в вашей жизни не было музыки, чем бы вы увлеклись?

– Шахматами. До восемнадцати лет профессионально занимался этим видом спорта. Были неплохие результаты на городских и региональных соревнованиях – постоянно брал призы. Тренер ревностно относился к музыке. На шахматы я тоже пошёл в пять лет. В последующие годы приходилось разрываться между занятиями. Тренер был с юмором и говорил мне: «Опыт нельзя пропить, но его можно проиграть на скрипке». Кстати, шахматы начались задолго до профильной школы. Опять же, в семье все играли в шахматы, начиная с прабабушки. Мы даже устраивали многоборье: шахматы, нарды, карты. Думаю, это позитивный опыт в вопросах общего развития, логики, счёта. А ещё, когда мне было три с половиной года, родители купили приставку «Денди», ставшую стимулом быстрее научиться читать, потому что поиграть разрешали только после прочтения определённого количества страниц. Спасибо родителям за правильный подход! В ранние годы «съел» множество художественной литературы.

– В чём секрет успеха музыканта? Что важнее: вдохновение или усердный труд?

– Труд у меня был первые три-четыре года музыкальной школы, а потом всё перешло в творчество. А здесь уже и радость сцены, и приятное тревожное состояние перед выходом на неё. Я не люблю шоу, я музыкант, и для меня, конечно, важно вдохновение.

Кстати, после первого курса у меня был интересный творческий период. Тогда я познакомился с одним флейтистом и даже некоторое время жил у него. Нужно было зарабатывать, и мы создали дуэт, набрали хорошую программу и нашли места для выступлений – рестораны, кафе и открытые площадки. Это творческое лето существенно повлияло на моё становление как музыканта.

Дмитрий Маренин. Фото Сергея Гавриленко.

Кусочек музыкальной жизни. Фото из личного архива Дмитрия Маренина.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo