Музыкальное просвещение и развитие детей и молодёжи – одно из важнейших направлений деятельности Государственной филармонии Кузбасса. Сколько здесь всего интересного придумано для ребятишек! А дети, в свою очередь, очень отзывчивы и внимательны к музыке. Она их трогает, впечатляет. И что самое интересное, посещение филармонии всегда рождает много вопросов, связанных с музыкой и процессами, около неё происходящими. И вопросы эти не остаются без ответов.
«У дирижёра устают руки во время концерта? На сколько он может похудеть за один музыкальный вечер?»
Жанна К., 6 лет, Кемерово.
На вопрос отвечает музыковед филармонии Олеся Карманова:
– Работа дирижёра очень ответственная и напряжённая. Можно сказать, что во время концерта он «играет» на всех инструментах оркестра сразу (а в оркестре их может быть 70-80-90) и держит в голове всю партитуру. А ещё дирижёр, зная особенности стиля композитора, его эпохи, верно стилистически воспроизводит произведение, а также привносит своё индивидуальное прочтение. Это большая и трудная работа, и устают здесь не столько руки, сколько голова и плечи. На вопрос о том, на сколько килограммов может похудеть дирижёр, в принципе, тоже можно ответить. Всё зависит от психоэмоционального и двигательного темперамента дирижёра. Ведь, по сути, он во время работы творит музыку не только головой, руками, но и всем своим телом. У каждого дирижёра свой язык тела. Например Бернстайн был очень щедр на широкие жесты, а Рихард Штраус очень скуп на движения. Одним из его золотых правил было, чтобы рубашка дирижёра всегда оставалась сухой. При таком подходе не похудеешь.
«Какая музыка вызывает слёзы?»
Алина П., 12 лет, Кемерово.
На этот вопрос ответила музыковед филармонии Ольга Гусева:
– Музыка имеет такое большое влияние на человека, что может вызвать самые разные эмоции: смех, слёзы, улыбку, восхищение, сентиментальную грусть. Иногда музыка захватывает дух, иногда заставляет трепетать от неожиданности. А бывает, что с первых же нот в памяти человека всплывают воспоминания, навеянные музыкальным произведением, и они тоже могут быть разными. Реакция человека на то или иное музыкальное произведение зависит от его собственного состояния, его эмоциональной отзывчивости. К примеру, слёзы могут пойти при прослушивании произведения, взывающего к духу патриотизма (финал увертюры П. Чайковского «1812 год»). Многие отмечают, что испытывают сильные и глубокие эмоции от лирических произведений, например, фортепианных концертов Сергея Рахманинова или ноктюрнов Фредерика Шопена. А какое изобилие музыкальных произведений лирического или трагического характера создано композиторами в разные времена и эпохи! И содержание каждого из них способно вызвать и сопереживание, и слёзы. Реакция слушателя на музыкальное произведение – явление чрезвычайно индивидуальное! Она меняется даже при повторном прослушивании музыки у одного и того же человека.
«Чем хормейстер отличается от дирижёра? И что в папке у хористов – слова или ноты?»
Илья О., 15 лет, Березовский.
На вопросы отвечает музыковед филармонии Олеся Карманова:
– Отличия нет. Дирижёрами принято называть руководителей оркестров, а хормейстерами – руководителей хоровых коллективов. Суть одна. Единственное, хормейстер – слово, которое произошло от двух слов: хор и мейстер (что на немецком – мастер, начальник). А функции – одни и те же.
В папках у хористов прописаны их партии. Могут быть и ноты, и слова. Это зависит от типа музыки. Если музыка со словами, то обязательно идут ноты со словами. Но, опять же, всё зависит от произведения. Может быть написана партия только конкретно этого голоса, а может быть прописана вся хоровая партитура.
«Где шьют такие красивые платья вашим дамам?»
Илья П., 7 лет, Топки.
Вот что ответили сотрудники филармонии: «Эскизы платьев и костюмов для артистов разрабатывает художник по костюмам, затем их отшивают особые портные – специалисты по театральному костюму, а бережный уход обеспечивают сотрудники мастерской по реставрации и сохранению костюмов при филармонии. В их заботливых руках более 2000 нарядов. И все они должны быть в полном порядке ко времени концерта или спектакля».
Между тем
С 2000 года все творческие коллективы принимают участие в проекте «В филармонию – круглый год». В него входят более 30 абонементных циклов для малышей, младших школьников, подростков, молодёжи. С 2018 года проект приобрёл статус «Детской музыкальной академии» и подарил возможность ребятам не только наслаждаться удивительным и прекрасным миром музыки, но и проявить свои знания и творческие способности: принять участие в симфонических викторинах, обучиться «хоровым премудростям» и разгадать музыкальные загадки. Отдельный блок академии посвящён городскому фестивалю «Музыка – детям», который проходит каждый год в апреле. В 2021 году юбилейный XX фестиваль «Музыка – детям» собрал более 7500 ребят, а онлайн-трансляции двух концертов посмотрели свыше 4000 зрителей.