25 апреля 2022 | Алена Смирнова

Фото из личного архива Михаила Носкова.

Официально мотосезон в Кузбассе ещё не стартовал, а на дорогах уже встречаются байкеры на рычащих скакунах разных пород и цветов. Кроме того, в наших краях успели случиться и несколько серьёзных ДТП с участием двухколёсного транспорта.

Техническое творчество

Каждую весну в регионе громко и зрелищно проходит открытие очередного мотосезона. К примеру, на сей раз в Новокузнецке байкеры выдвинутся в путь 14 мая, а в Кемерове 7-го числа того же месяца. По традиции они проследуют единой колонной по городу, а потом всей гурьбой устроят вечеринку, уже бесколёсную. Кроме того, 28 мая состоится и всесибирское открытие мотосезона-2022. Цель таких мероприятий не шоу, а своеобразный знак идентификации на дорогах. Сверхзадача – сказать автолюбителям, чтобы те были внимательны и уважительны, ведь любое падение на мотоцикле или с него сопряжено с серьёзными травмами.

Кемеровчанин Михаил Носков, мотостаж которого составляет уже более 20 лет, рассказал нашему журналисту, как байкеры вступают в весну и выздоравливают от довольно-таки продолжительного мототоксикоза (так шутливо называют болезненное состояние мотоциклиста, вызываемое отсутствием возможности поездить на мотоцикле в холодный сезон. – Прим. автора.).

Стоит пояснить, что в качестве эксперта Михаил выбран не случайно: сфера его профессиональной деятельности – мотосервис.

«Ответственный мотоциклист начинает готовиться к предстоящему сезону больших дорог ещё с осени, – подчеркнул Михаил. – Чтобы вновь отправиться в путь, мотоциклу важно хорошо перезимовать. Сначала его нужно выставить на центральную подножку (колёса не должны касаться земли). Затем наполнить бак бензином и снять аккумулятор. Желательно, чтобы транспорт стоял в тепле. Весной алгоритму надо следовать в обратном порядке. Так, сперва ставим аккумулятор, проверяем, не делся ли никуда бензин, накачиваем колёса и осуществляем активный запуск. Если никаких сложностей нет, следующий шаг – замена масла. И существенный момент: если техника капризная и требует каких-либо дополнительных операций, то лучше сразу отдать её в сервисный центр. Кроме того, весной обязательно надлежит проверить тормозную жидкость. Вот как раз данное мероприятие, которое проводится раз в два года, рекомендуется доверить спецам, разбирающимся в этом вопросе. Также надобно проверить резину и подготовить документы (наличие техосмотра и страховки)».

Между тем специалист уточнил, что западные санкции самым непосредственным образом отразились и на мотомире, но пока запасов запчастей и расходников у поставщиков хватает, поэтому сезон-2022 в этом плане должен пройти без особых проблем.

Кстати, сейчас в личном пользовании у Михаила мопед на 250 кубов. По меркам мотоциклетного мира это немного, однако пробег у мотика серьёзный – двадцать-тридцать тысяч километров за сезон! Михаил исколесил сотни дорог: Крым, Питер, Ямал, Крайний Север… Словом, всего и не перечесть, а Байкал и Алтай вообще стали поездками выходного дня. Чаще всего мужчина путешествует вместе с женой.

«Путешествие с супругой и путешествие в одиночку – это два разных путешествия, – сказал байкер. – Когда я один, могу и на остановке вздремнуть, а с супругой так не получится. Здесь нужны гостиница, тёплый душ и всё остальное, что не вписывается в философию аскетизма».

Михаил добавил: в среде опытных мотоциклистов есть и неизменное правило: нет смысла выезжать на дорогу, пока не пройдут три ливневых дождя.

«Дорожная пыль, весенняя грязь очень скользкие, – объяснил он. – После дождей сцепление будет более безопасным. Также в этот период ещё и холодный асфальт. Хорошее сцепление начинается где-то от плюс восьми градусов. Многие говорят, что идеальная пора для эксплуатации мотоцикла – когда в квартирах отключают отопление».

Также Михаил отметил тенденцию ежегодного увеличения владельцев двухколёсного транспорта в Кузбассе.

«Это активный отдых, вид технического творчества. Кроме того, мотоцикл становится более доступным: рынок пестрит предложениями на всякий кошелёк, плюс можно оформить кредит. Активно в регионе развиваются и мастерские, поэтому обслуживать мототехнику становится проще», – заключил земляк.

И пикник на обочине

Никита Пятенко, президент мотоклуба «Крутящий момент» в Новокузнецке, обуздал своего первого железного коня 17 лет назад, то есть мотостаж у молодого мужчины уже солидный. Мотоциклов у него много, но основной Suzuki GSX 1300R Hayabusa.

«Владею своим сапсаном (в переводе с японского «хаябуса» означает сокол-сапсан. – Прим. автора.) уже шесть лет, – рассказал Никита. – Первый пуск мотоцикла после зимней спячки – это как получить дозу адреналина! Конечно, за всю зиму соскучились друг по другу. Цены на детали, расходники, масла подскочили, а вот страховку получилось сделать за 1300 рублей – это, в принципе, нормальный ценник. Планы на сезон простые: проехать безопасно и в кайф».

Кстати, самый запоминающийся мотопробег байкера был в 2019 году, когда он с супругой Валентиной в свою годовщину свадьбы поехали на Байкал.

Супруги Пятенко испытали дух байкерской романтики. Фото из личного архива.

«В тот самый момент, когда затопило Тулун, когда сходили оползни на дороги и дождь шёл на протяжении трёх дней без остановки», – поделился дорожной романтикой новокузнечанин.

Пожалуй, каждый истинный мотоциклист, перед тем как выбрать именно свою технику, делает отнюдь не единичные пробы.

«Раньше у меня было несколько мотоциклов, но сейчас я решил поменять класс и остановился на максискутере, – сказал кемеровчанин Илья Дукалис. – Это удобный, вместительный и экономичный «гаджет» для передвижения из пункта А в пункт Б в рамках города. Речь идёт о Suzuki SkyWave 400. Мне повезло с тёплым гаражом, поэтому в предзимовой консервации скутер не нуждается. По весне просто меняю ему расходные средства: практически все жидкости и свечи. Кстати, в тёплом гараже даже аккумулятор не снимаю, только клеммы скидываю».

Илья уже смыл прошлогоднюю пыль и сел наращивать новую, весеннюю.

«Санкционное давление практически никак не отразилось на моём мотосезоне, потому что ещё с прошлого года заготовил все необходимые ресурсы, – как говорится, готовь сани летом, а телегу зимой. Разве что только страховка подорожала, на мой взгляд, неоправданно. Если в прошлом году рассчитывали под 319 рублей, то в этом году все 870, а где-то и 1200 вышло бы. И это невзирая на мой большой безаварийный коэффициент».

Илья признался, что планов на сезон он никогда не строит – всё происходит спонтанно.

«Захотелось, так сел и покатил – хоть до Москвы, хоть на юга. Чувствую, что в этом году осуществлю все свои давние желания, но уже на туристическом мотике».

Добавим: стаж на двух колёсах у Дукалиса идёт с 2009 года.

Фото Татьяны Созиновой.

«Купил мотоцикл и буквально на следующий день отправился на фестиваль «Полный газ», сразу начал вливаться в городскую мототусовку. Поскольку я себя не отношу к касте мотопутешественников, то особых дальнобойных пробегов у меня и не было. Ближайшие – внутри региона, ну и в соседние области. Хоть я и не дальнобойщик, но хорошие пробеги наматываю даже по городу, колеся по своим делам и иногда подрабатывая на доставке. Ездить комфортно в любую погоду, потому что имеется при себе отличный вместительный багажник, где у меня хранится специальный шлем от дождя и дождевой костюм».

Когда сезон не твой

«С наступлением весны на дорогах появляются новые участники движения – водители двухколёсной техники – мотоциклов и мопедов, – констатируют в ГИБДД Кузбасса. – Ежегодно эта категория водителей пополняет статистику аварийности. С начала года уже произошло шесть ДТП с их участием (по данным на 14 апреля 2022-го), в результате которых два человека погибли и пять получили травмы. В 2021 году зарегистрировано 307 происшествий с участием водителей мототранспорта, 14 человек погибли, 213 травмированы».

Как рассказали в ведомстве, одна из самых распространённых причин ДТП с участием мотоциклистов – превышение скоростного режима. Высокая скорость не позволяет при возникновении опасности предпринять попытки избежать аварии как мотолюбителям, так и другим участникам дорожного движения. Среди наиболее частых нарушений водителями мототехники также и нарушения очередности проезда, правил маневрирования и перестроения. Достаточно распространённое опять же среди райдеров нарушение – отсутствие права управления транспортом этой категории и, как следствие, отсутствие необходимых навыков вождения. Кроме того, существенно влияет на тяжесть получаемых травм и тот факт, что водители и пассажиры порой не надевают защитную экипировку и мотошлем.

Контроль за соблюдением мотоциклистами ПДД инспекторы ГАИ осуществляют как на патрульных автомобилях, так и на специальных мотоциклах, которые имеются в распоряжении сотрудников ГИБДД Новокузнецка и в Отдельном специализированном батальоне ДПС областного управления ГИБДД.

С начала года инспекторы ГИБДД пресекли 183 нарушения водителями мототехники (статистика на 14 апреля), в 2021 году к ответственности были привлечены более 6000 мотоциклистов. Также контроль осуществляется стационарными приборами фиксации нарушений и переносными техническими средствами, которые на летний период приближаются к возможным маршрутам движения мотоциклистов. Ежедневно приборы фиксируют десятки таких нарушений. В 2021-м зарегистрировано 900 нарушений правил водителями мототехники, с начала года в поле зрения камер попал один нарушитель.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo