Завершена надвижка металлоконструкций на Звёздном мосту, который связал воедино два участка Северо-Западного обхода Кемерова.
И хотя до ввода в эксплуатацию объекта ещё несколько месяцев, тем не менее врио губернатора Кузбасса Илья Середюк уже назвал это событие историческим. Вместе с блогерами и журналистами глава региона проинспектировал этот важнейший этап работ.
«Мостовое соединение – один из ключевых этапов строительства Северо-Западного обхода города Кемерово. Ежедневно более тысячи человек трудится на всём Северо-Западном обходе, а на строительстве моста – 180 человек. Значимое событие – соединение двух берегов Томи. С одной стороны подошла магистраль, с другой – надвинут мост. Сейчас нужно использовать каждый погожий день, чтобы защитить сооружение от влаги, используем только новейшие российские технологии», – рассказал Илья Середюк.
В присутствии врио губернатора Ильи Середюка, журналистов и блогеров мостостроители произвели десятый, завершающий этап надвижки. Остаётся всего 25 сантиметров. Дана команда, и не спеша многотонная металлоконструкция преодолевает последние сантиметры до конечной точки.
Со вводом в работу Звёздного моста, а вместе с ними и всего Северо-Западного обхода, кемеровчане избавятся от огромного потока транзитных фур и легковых автомобилей. Ведь Кемерово все ещё остаётся единственным крупным городом Сибири, через который проходит федеральная трасса Р-255 «Сибирь». Ежедневно по центральным улицам областного центра проезжают тысячи машин транзитного транспорта, что осложняет жизнь горожан: выхлопные газы ухудшают экологию, тяжёлые машины разбивают асфальт, на без того загруженных дорогах образуются пробки.
Современные технологии
Возведение Звёздного моста через реку Томь началось в сентябре 2022 года. Длина сооружения составляет 884,6 метра, ширина – 27,1 метра, высота опор – 42 метра. Это один из ключевых объектов объездной дороги, которую строят по поручению президента России Владимира Путина в рамках программы социально-экономического развития региона до 2024 года. Протяжённость Северо-Западного обхода составит почти 48 километров, по новой трассе смогут проезжать более 16 тысяч автомобилей в сутки.
Врио губернатора Илья Середюк вместе со строителями осмотрел мост. Здесь предстоит оборудовать деформационный шов. Без него никак. Мост, словно живой организм, находится постоянно в движении, при перепадах температур от -40 до +40 градусов расширяется и сужается. Как поясняют специалисты, деформационный шов поможет балансировать конструкции при вибрациях, температурных расширениях металлоконструкций и покрытия между неподвижной частью магистрали и подвижной частью моста. До 15 июля мостостроители смонтируют эти швы.
Сейчас идут работы по гидроизоляции металлической основы пролета, её покраска, чтобы уберечь от влаги и коррозии, установка освещения и ограждений, затем дорожники начнут укладывать асфальтобетонное покрытие.
О том, насколько это грандиозное строительство, говорит такой факт: более шести миллионов кубометров скальной породы мостостроителям пришлось взорвать и вывезти, чтобы обеспечить и оборудовать подъездные пути и съезды к мостовой конструкции.
На основной дороге Северо-Западного обхода Кемерова ведутся работы по монтажу водопропускных труб, устройству дорожного покрытия, установке опор освещения и интеллектуальных транспортных систем, автоматических пунктов весового и габаритного контроля, обеспечивается транспортная безопасность, переустройство газопроводов, а также рекультивация притрассовой полосы.
Гордость отечественного мостостроения
При возведении Звёздного моста были использованы только отечественные материалы, которые производят в первую очередь в Кузбассе. Также их поставляли из других регионов страны: Кургана, Москвы, Санкт-Петербурга.
«Мало того что здесь всё российское, здесь применено всё, что может поставить Кузбасс (цемент, металл, арматура, инертные материалы, асфальтобетон, рабочая сила), – отметил глава региона.
– Важно, что мы можем делать это, локализуя поставку всех вспомогательных материалов и оборудования в России». А это сказывается на своевременности поставок и строительства, которое ведётся точно в установленные сроки.
Объект уникален по многим характеристикам. Как рассказали строители, исключительность в габаритах – высота опор достигает 42 метров, плюс коробчатые пролётные строения опор установлены без ригелей, что создаёт лёгкость конструкций. Мост уникален по длине пролётов – семь из них по 105 метров. Да и в целом это уникальное сооружение, словно украшение, удачно вписалось в живописные виды кузбасской природы.
Восточный объезд
Следом за Звёздным кемеровчане будут ждать строительства ещё одного моста, который обеспечит восточный объезд областного центра. Его планируют построить в створе Ленинградского и Комсомольского проспектов.
Как отметил Глеб Орлов, заместитель губернатора Кузбасса по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, пока только обсуждается концепция этого недешёвого проекта. Помимо самого мостового соединения необходимо продумать строительство развязок. Презентовать концепцию будут по мере готовности – примерно через два месяца.
«Идёт рабочий процесс, важно учесть много факторов, в том числе пересечения нескольких дорог, продумать многоуровневые или кольцевые переходы. Это решение должно быть экономически целесообразным. Бюджет – в пределах 40 миллиардов рублей. Постараемся войти во все возможные федеральные программы», – отметил Глеб Орлов.
Отметим, что новый мост в Кемерове позволит в будущем сформировать транспортное кольцо, которое поможет оптимизировать движение на дорогах города и сделает более удобным выезд в соседние населённые пункты. Главное, что это разгрузит центральные магистрали.
Как отметил глава города Дмитрий Анисимов, на сегодняшний день полная пиковая пропускная способность каждого из действующих мостов в Кемерове – Кузбасского и Кузнецкого – составляет около трёх тысяч автомобилей в час. И сейчас они загружены почти на пике возможностей. А автомобилистов становится всё больше и больше. Восточный мост также будет рассчитан на такую нагрузку, и он позволит распределить автомобильный поток.
«Много жителей Кузбасса едут из Южной в Северную агломерацию, пересекая Кемерово, это тоже нагрузка. Наличие третьего моста поможет комфортно проезжать областной центр транзитом», – отметил глава города.
А Звёздный мост, являющийся частью всего Северо-Западного обхода Кемерова, который откроется в обозримом будущем, уже сейчас выведет основную часть транзитного транспорта за пределы областного центра, а это около 19 тысяч фур в год и около 40 тысяч легковых автомобилей.
Как отметил Илья Середюк, все строительные работы на Звёздном мосту должны быть завершены до начала октября. А чтобы запустить по этому важному ответственному участку движение, нужно привести в порядок всю необходимую документацию и сдать объект госкомиссии. Всё это будет делаться параллельно. Открыть мост планируют в этом году. На данный момент общая готовность объекта составляет более 63 процентов.
Цифры
Длина моста составляет 884,6 метра, ширина – 27,1 метра, а вес металлоконструкций превышает 9,5 тысячи тонн.
Между тем
Протяжённость Северо-Западного обхода составит 47,6 км, расчётная перспективная интенсивность движения по новой трассе – более 16 тысяч автомобилей в сутки.