Кузбасс преображается. Так, в Кемерове вдоль проспекта Притомского вырос целый современный район с комфортными жилыми домами, прекрасной набережной и спортивными объектами мирового уровня. За этим стоит огромный труд команды Кузбасса.
А начинается всё с проектировщиков. Главный инженер ПИ «Кузбасспроект» Елена Паймурзина уже 18 лет работает в строительной отрасли. Под её руководством прошла планировка множества значимых проектов: Московской площади, ледового дворца «Кузбасс», Мемориала Воину-Освободителю, а также новых жилых районов, объектов социальной инфраструктуры и многого другого. Сейчас она курирует застройку Шерегеша.
– Как вы решили посвятить жизнь строительной отрасли?
– В старших классах я видела себя учёным-микробиологом или мечтала, что буду заниматься квантовой физикой. Писала научные работы и очень любила рисовать. Но поступать в итоге решила на гражданское строительство. Даже не могу объяснить, почему так вышло. Думаю, что это была судьба. Я довольно хорошо училась и знала, что могу поступить в любой вуз. Выбрала политехнический. Кроме того, на эту специальность был самый высокий проходной бал. Вот я и решила, что там должно быть очень интересно. Так и получилось.
– Не хотели полностью уйти в искусство?
– Нет. У меня аналитический склад ума. К тому же моя профессия очень творческая. Каждый проект – это изучение новой сферы. Когда мы проектируем храм, то узнаём все тонкости: как проводятся службы, где проходят священнослужители, какие нужны помещения и для каких целей используются. Проектируя здание суда, вникаем в работу этой системы. Например, потоки людей и судей не должны пересекаться. Это значит, что должно быть два параллельных коридора, два входа и несколько въездов. И так каждый раз. Мы полностью погружаемся в новое дело, узнавая все его нюансы, и придумываем пространство, которое должно быть функциональным и красивым.
– Благодаря вашему участию областной центр буквально изменил своё лицо.
– Это было удивительно. Под руководством народного архитектора РФ Олега Ражева, который был главным архитектором Кемерова, а сегодня является главным архитектором и вдохновителем нашей компании, мы планировали новый центр города: спортивный и жилой кластер, площадь, для проведения культурно-массовых мероприятий – место притяжения сотен людей. Затем – культурный кластер. Пространство от Искитимки до озера Красного. Честно признаться, не все верили, что это может воплотиться в жизнь, тем более так скоро. Я была счастлива, когда начали строить новую набережную. Первые 800 метров – мой объект.
– Предполагаю, что это была нетривиальная задача.
– Да. Это был очень интересный проект. Например, волнистые ограждения с фонарями. Естественно, хорошо, когда на таких пространствах всё лёгкое и воздушное . Возникает вопрос: почему бы не сделать ограждение обычным, как на уже существующей набережной? Но у нас было требование от экспертов по результатам гидрологии, что нужен волноотбойник высотой не менее полутора метров, чтобы избежать возможных затоплений. Мы долго пытались это как-то решить. В других городах, например в Казани, просто построили глухую бетонную стену. Нами же был найден такой компромисс, что выступающие части были сделаны воздушными, а основное ограждение – декоративными волнами из сборного железобетона. В итоге такой необычный вариант согласовали, и было получено положительное заключение, разрешение на строительство.
– Какие ещё были необычные инженерные решения?
– Было много разных моментов. Так, инженерная подготовка к строительству Московской площади заняла два года. Территорию нужно было поднять на три метра. Естественно, если бы это всё отсыпали накануне и замостили плиткой, то она бы просела. За пару лет грунт слежался, и теперь на нём спокойно возвели все сооружения. Поэтому в том числе и само строительство прошло в столь короткие сроки.
– Как рассчитывали опасность от паводков?
– Мы взяли метрологические наблюдения за сто лет. И спроектировали всё с учётом паводка. Причём если вдруг случится что-то экстраординарное, наши объекты тоже устоят. Вертикальная планировка территории сделана таким образом, что даже если всё-таки вода зайдёт, она будет перенаправлена так, чтобы не подтопить объекты. Например, площадь Московская на самом деле не плоская, а выполнена в виде конуса. Получается, что вся вода сойдёт вниз. Мы учитывали и другие нюансы. Например, как будет проходить техника во время уборки. Если высадить много растений, то будет сложно проводить эти мероприятия. Очень важная задача была поставлена в плане антитеррористической безопасности. Так появилось ограждение вокруг Московской площади. Оно позволяет теперь проводить там массовые мероприятия очень высокого уровня: День шахтёра, День города и другие. На площади прекрасная акустика, поскольку она находится возле реки и вокруг нет высоких зданий, от которых бы отражался звук. Это тоже делает место уникальным и с невероятными возможностями для проведения различных активностей.
– Что испытываете вы и ваша команда, когда проектируете такие объекты, с которыми входите в историю города?
– Мы действительно испытываем невероятную гордость. Та трансформация, которая происходит с Кузбассом за последние пять лет, не может ни радовать. И очень приятно, что наш институт к этому имеет непосредственное отношение. Здорово, что появляются новые пространства и объекты. Мы действительно очень напряжённо над ними работаем. Приходится выходить внеурочно. Но мы готовы к этому и понимаем, зачем берём на себя столько задач.
– Как ваши близкие относятся к внеурочной работе и командировкам?
– Мой муж тоже из строительной отрасли. Мы познакомились ещё во время учёбы в КузГТУ. Сыну уже 12 лет. Все вполне самостоятельные и могут о себе позаботиться. Единственное – нам с супругом приходится подстраивать графики командировок друг под друга.
– А как вы отдыхаете?
– Мы с семьёй обожаем путешествовать на машине. Два раза в год обязательно бываем на Алтае. В такие поездки берём собаку. Также любим ездить по стране. В новых городах я всегда обращаю внимание на архитектурные решения. Очень нравится Казань. Сейчас мы мечтаем съездить на восток. В Южно-Сахалинске уже были. Теперь на очереди Владивосток. Также было бы здорово доехать на автомобиле до Байкала.