Мы шли на сеанс «Последней Дуэли» надеясь на лучшее, но готовясь к худшему. Ридли Скот снова снимает исторический фильм. Чего стоит ожидать? Трудно сказать. С одной стороны, «Царствие небесное» и «Гладиатор» многими считаются классикой. С другой — многие историки критиковали режиссёра за сильное переиначивание реальных событий. Кроме того, в последнее время он ассоциируется не с такими легендарными фильмами, как «Чужой» и «Бегущий по лезвию», а с такими недоразумениями, как «Исход» и «Чужой: Завет». Но ведь кино — искусство коллективное, может, сценаристы внушат надежду? И тут снова неопределённость. С одной стороны Бен Аффлек и Мэт Деймон в свое время написали сценарий к таким фильмам как «Город воров» и «Умница Уилл Хантинг». Но они не работали над сценариями исторических фильмов, что тоже вызвало сомнения. Поэтому мы решили ничего не загадывать и не ждать. Что мы увидели в итоге? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Стоит начать с исторической основы фильма. Действие происходит в средневековой Франции. Между двумя знатными господами — Жаном де Карружем в исполнении Мэтта Деймона и Жаком ле Гри в исполнении Адама Драйвера — возник конфликт. Ле Гри обвиняется в серьезном преступлении — изнасиловании знатной дамы, жены де Карружа Маргариты, сыгранной Джоди Кормер. Конфликт осложняется тем, что между де Карружем и ле Гри идёт давняя вражда, и изнасилование выглядит лишь удобным поводом расквитаться с недругом. Тогда суд во главе с королём и решает провести испытание поединком.
Фильм по сути разбит на три новеллы, которые показывают ситуацию с точки зрения трёх персонажей: Жана де Карружа, Жака ле Гри и Маргариты де Карруж. Тут-то и начинается главная проблема фильма – сюжет. Это становится заметно скоро после начала – отсутствие одного стиля. Создаётся впечатление, что фильм снимали три разных режиссёра. Первая часть показывает точку зрения де Карружа. И тут сразу видно, фильм снимал Ридли Скот. То, как персонажи ведут себя, подают – всё соответствует заявленной эпохе. Дворяне и феодалы ведут себя как дворяне и феодалы, слуги как слуги, солдаты как солдаты и так далее. Да, есть куча вопросов к матчасти, вроде нелепого шлема Мэта Деймона с половиной забрала, а историки медиевисты наверняка найдут кучу несостыковок. Но атмосфера и нравы хотя бы переданы аутентично. И, возможно, будь весь фильм таким же, наше впечатление было бы положительным. Но началась вторая новелла.
События, показанные с точки зрения Жака ле Гри, выглядят так, будто их снимал не Ридли Скот, а Бен Аффлек и Мэтт Деймон. Подростковые ужимки, студенческие выходки и шутейки – всё смотрится так, будто действие происходит не в средние века, а в современном спальном районе. Феодалы ведут себя не как знать, которая с детства воспитывается особым образом, а как современные мажоры. И претензии были бы нулевыми, если бы фильм изначально подавался в подобном стиле. Но нет, он начинается как исторический фильм с аутентичными персонажами и героями, а продолжается как «Джей и Молчаливый Боб» в средних веках. Кроме того, он очень странно пытается оправдать ле Гри. Историки до сих пор не уверены в том, совершал ли он подобное преступление. То есть вообще приезжал ли он в замок де Карружей. Здесь же он и приехал, и далеко не самым лучшим образом обошелся с Маргаритой. И хотя якобы она до этого симпатизировала ле Гри, всё далеко не выглядит как досуг по обоюдному согласию. И тут вопрос к создателям: зачем? Зачем пытаться создать альтернативную точку зрения, если она всё равно выглядит плохо? Герой Бена Аффлека выдает: «Обыватели не поймут. Им подавай только светлое и тёмное». Но в том-то и дело, что в новелле нет заявленной неоднозначности. Как ни глянь — ничем нельзя оправдать поступок персонажа. Это худшая часть фильма. Но она не единственная.
Третья часть рассказывает события с точки зрения Маргариты. И тут заявленная неоднозначность собрала чемоданы и уехала из данного цирка Дю Солей. Эту часть фильма будто снимала Бри Ларсон или Анита Саркисян или любой другой представитель феминизма третей волны. С точки зрения Маргариты все подается однобоко. Все мужики козлы, неотёсанные и грубые гады, которые думают только о себе. А знатные дамы ведут себя не как представители дворянских родов, а как сборище хабалок. Положение женщин в Европе, и не только, действительно было далеко не сахарным в средние века. Но дамы из знатных родов всё-таки знали себе цену, и не вели себя как современные дурочки. А эта точка зрения подается как истина в последней инстанции. Проблема новеллы в том, что она слишком явно пытается продвинуть современную повестку и от этого рушит всю атмосферу. И самое печальное, что тема заслуживает внимания и могла бы быть интересной. Но из-за неумения или нежелания соответствовать историческому контексту всё сводиться к однобокой и бездарной подаче. В разы удачнее подобную тему подали и раскрыли в фильме «Фаворитка» 2018 года.
Если подытожить, то сюжет «Последней дуэли» непоследователен и не соответствует заявке. Создатели пытаются сформировать впечатление неоднозначности, но сами же успешно выбрасывают его на помойку. Начали за здравие, а закончили за повестку.
Картинка и звук
В плане операторской работы и художественной постановки всё отлично. Планы подобраны прекрасно, пейзажи и интерьеры – наше почтение. Единственное, что напрягает, это замки 16-17 века в средние века и огрехи уровня упомянутого шлема Мэта Деймона. Но эти детали не так заметны обычному зрителю, так что делаем скидку.
Саундтрек тоже звучит отлично: Гарри Грегсон-Уильямс не зря ест свою икру с фотомоделей. Где надо звук прибавит драматизму, добавит спокойствия и так далее. За звук и картинку фильм получает плюс.
Актёры и персонажи
В плане каста к фильму всего пара нареканий и один мега-плюс. Предъявлять претензии к большинству актёров мы не будем в силу глупости сценария. Джоди Кормер прекрасно играет свою роль и находится на своём месте – тут одна похвала, при всех претензиях к истории. Адам Драйвер тоже смотрится хорошо, из своего персонажа он извлек максимум потенциала. Мэт Дэймон хорошо играет по плохому сценарию, к которому приложил руку. А вот Бен Аффлек выглядит во всей этой труппе как канистра бензина в Тесле – бесполезно и глупо.
Каст у фильма достаточно крепкий. Но из-за далёкого от шедевра сценария потеряна как минимум половина потенциала.
Итог
«Последняя дуэль» полностью оправдал опасения тех, кто считал фильм заявлением «Me too» в декорациях средневековья. У фильма был заметный потенциал, хорошая матчасть, превосходный каст и проходной сценарий. Если и идти на сеанс, то только из-за визуальной и звуковой составляющей – сюжет очень однобок. Уж лучше посмотрите «Французский Вестник» Уэса Андерсона. Тут нулевые нарекания к фильму.