Летние каникулы завершаются, а учреждения культуры начинают активную работу. Как превратить поход в музей (сегодня он – наш главный герой) в увлекательное совместное путешествие с собственным ребёнком? О тонкостях восприятия прекрасного «Кузбассу» рассказала Елена Митрофанова, директор филиала Русского музея в Кемерове.
«Что наша жизнь? Игра!»
– известная фраза Модеста Ильича Чайковского. Сегодня она поможет нам немного иначе взглянуть на поход в музей вместе с детьми.
Но прежде попробуйте вспомнить себя в детстве, свои ощущения от окружающего «большого» мира, эмоции и желания. Пусть это будут воспоминания именно о том, чего вам по-настоящему хотелось, о радости открытий, о доверии к родителям, о том, как вы познавали мир через игру. Во что вы играли? Как вам нравилось играть: одному или с другими детьми? Участвовали ли в ваших играх взрослые? Уделите этому процессу достаточное время, чтобы почувствовать те детские ощущения. Если у вас получится «впасть в детство», то превратить поход в музей в увлекательную совместную игру с вашим ребёнком будет проще. А самое главное, он станет интереснее.
Потому что так вы и ваш ребёнок становитесь участниками именно совместного увлекательного путешествия. Приключения с познанием нового, в том числе и в вашем эмоциональном состоянии. Потому что встреча с прекрасным может таить в себе много тайн и открытий. И вы, как настоящий проводник, можете открыть для своих детей удивительный мир. Мир знаний, мир символов и цвета. Мир людей, создающих искусство, – художников, мир людей, его изучающих, – искусствоведов, мир возвращающих его к жизни – реставраторов, и мир тех, кто поможет, не потеряв состояния игры, разобраться во всём этом многообразии – музейных сотрудников.
Секреты успешного приключения
Для того чтобы ваше путешествие в музей было ярким и запоминающимся:
– настраивайтесь на игру и открытия сами и настраивайте вашего ребёнка;
– заранее узнайте, какую выставку вам предстоит посмотреть, выберите несколько картин, которые вам хотелось бы прежде всего показать вашему малышу, но не зацикливайтесь только на вашем выборе;
– станьте чувствительнее, чем обычно, внимательно наблюдайте за эмоциональным состоянием ребёнка, следуйте его интересу, и если он захочет «пообщаться» с совсем другим произведением, не тем, которое выбрали вы, – подчинитесь его выбору;
– предложите ребёнку подольше задержаться возле картины, обсудите с ним то, что он видит на полотне, какие переживания оно вызывает, слушайте внимательно: ответы могут быть очень необычными, и в них будет много полезной для вас информации о вашем ребёнке, той, которой в других обстоятельствах вы не получили бы;
– постарайтесь придумать сценарий этого события, в котором будут именно игровые моменты: поиск «сокровища», ответ на вопрос о чём-то важном для вашего ребёнка, неожиданные «находки». Например, если вы идёте на выставку живописи, открытием может стать то, что художник использовал для создания работы кисти и краски. Да-да, те самые, которые «мы с папой подарили тебе на прошлой неделе». А по завершении вашего путешествия его может ждать сюрприз – например, набор гуаши. Так вы постепенно будете расширять его познания о том, как он сам может стать творцом, при помощи каких инструментов.
Это то немногое, что может стать интересным ребёнку при первом знакомстве с музеем. Он, играя, в компании самых любимых людей, будет открывать неизвестный пока, но такой прекрасный мир изобразительного искусства, пластики, гармонии цвета и форм. И конечно, это поможет ему формировать своё представление об окружающем мире и понимание, что в нём есть пространство, место – музей, в котором внутри рождаются незнакомые до того чувства: восторг от красоты, неожиданная грусть, необъяснимое волнение.
Технологии – в помощь
Очень важно, чтобы вы понимали, что ведёте ребёнка в музей не только для его интеллектуального и психоэмоционального развития (что, конечно, так), но и для того, чтобы создать мост между ментальными мирами друг друга, а через них – с необъятным океаном познания красоты и гармонии.
В последнее время музеи, понимая важность этих процессов, стали всё чаще использовать технологии, привлекающие внимание детворы: это демонстрация познавательных мультфильмов, и интерактивные информационные дисплеи, и то, что можно потрогать и даже переместить. В экспозицию включаются элементы, которые, к примеру, не только рассказывают, но и показывают, что такое перспектива, из чего состоит грунтовочный слой на холсте. Они дают ребёнку возможность САМОМУ (ну, почти самому) найти ответы на вопросы, которые возникают, когда смотришь на произведение искусства.
В Русском музее есть специальный отдел – Российский центр музейной педагогики и детского творчества, где сотрудники придумывают, как сделать музей ближе юному поколению и делятся такими практиками. К примеру, музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» создана для продуктивного взаимодействия художественных музеев с системой образования на всех ступенях. Её аудитория – от дошкольников до студентов вузов. Специально для программы разработаны интереснейшие учебные материалы, среди которых «Математика и изобразительное искусство», «Химия и живопись в Русском музее».
С четырёх лет дети посещают занятия, которые представляют собой сочетание похода на выставку и творческих упражнений в художественной студии. Так они на практике развивают свою визуальную грамотность, знакомятся с языком изобразительного искусства, его видами и жанрами, приобретают культуру поведения в музее и умение нестандартно мыслить. В игровой форме им рассказывают, к примеру, что такое супрематизм, как художники рисовали музыку и для чего совмещать на картине несовместимое. А потом ребята и сами создают картины в стиле авангарда. Экскурсии для малышей превращаются в приключение, во время которого они ищут сокровища или попадают на бал, разгадывают загадки и играют в игры.
Выходит, музей для ребёнка – намного больше, чем занимательная прогулка. Это выход из пространства привычных впечатлений, из рамок своего дома, из обыденности. Это – и машина времени, и место, в котором для души можно устроить настоящий праздник.