Новокузнечанин Валерий Грибанов назван победителем престижного конкурса профессионального мастерства «Преподаватель года».
Лучший преподаватель Кузбасса 2022 года Валерий Грибанов. Фото из личного архива.
В нынешнем году областное состязание проводилось уже в 17-й раз. Напомним: в 2021-м триумфатором конкурса стал представитель новокузнецкого профессионального колледжа Сергей Мельников, интервью с которым наше издание ранее публиковало.
На сей раз на звание лучшего из лучших в финале претендовали 20 педагогов и мастеров производственного обучения из профессиональных образовательных организаций Кузбасса. Они проводили открытые уроки, личные мастер-классы и брифинги, которые оценивали члены экспертного жюри. В его состав вошли специалисты Министерства образования Кузбасса, Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Союза директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области, а также победители и лауреаты конкурса «Преподаватель года» прошлых лет.
Как отметили в Минобре, соревнование направлено на повышение престижа профессии преподавателя и создание возможности для индивидуальной траектории профессионального роста педагогов.
В 2022-м звание «Преподаватель года» с вручением золотого нагрудного знака и денежной премии было присуждено преподавателю химии Новокузнецкого торгово-экономического техникума Валерию Грибанову. Накануне наш журналист встретился с победителем и расспросил его о секретах профессионального мастерства.
– Валерий Валентинович, сколько лет вы верны своему делу? Расскажите, что повлияло на выбор профессионального пути?
– В педагогику я пришёл поздно: в возрасте 29 лет. Изначально собирался заниматься генной инженерией, именно поэтому поступил в вуз на биологический факультет. Но с наукой не сложилось. В последующем мне довелось поработать в разных отраслях: и в общественном питании, и в рекламе… Позднее всё-таки решил получить второе образование, уже гуманитарного профиля, – именно этих знаний мне не хватало. Пополнил ряды студентов новокузнецкой педагогической академии и спустя пять лет стал дипломированным педагогом-психологом. Ну а далее по велению случая устроился преподавателем химии. С тех пор прошло уже шесть лет. Кстати, все знания, которые получил в разных отраслях, мне самым непосредственным образом пригождаются в работе с детьми – я обучаю будущих поваров.
– Был ли в вашей жизни человек, которого вы считаете своим главным учителем?
– Действительно, был в моей жизни учитель, ставший тем образом, на который я равняюсь, и делаю это, возможно, даже неосознанно. Все методы, используемые мной в работе, стиль педагогического общения – всё отсылает к Юрию Павловичу Бирюкову, учителю биологии одной из сельских школ Алтайского края (родом я оттуда). Он привил любовь к своему предмету и готовил меня к участию в олимпиадах. Кстати, мы доходили с ним до пятого, заключительного, этапа всероссийской олимпиады школьников.
Юрий Павлович отличался от других преподавателей не только своим возрастом – он был моложе, но и демократическим стилем общения (другие наши педагоги придерживались авторитарного). Он давал возможность проявлять себя, находить свои решения.
– А почему именно химия?
– Химия вообще как-то странно появилась в моей жизни. У меня есть старшие братья и сёстры. Когда они учились, книжные полки были заставлены учебниками. Помню, мне особенно нравились старые учебники по химии. В них картинки были в чёрно-оранжевой гамме. Листал их и незаметно втянулся, мне интересно было разобраться в сути того или иного процесса, описываемой химической реакции. То есть я начал изучать химию задолго до того, как начались уроки по этой дисциплине в школе. Химия – интересный предмет. Он похож на магию: постоянно что-то горит, меняет цвет, форму, взрывается.
– Приходится химичить по жизни?
– Приходится (смеётся. – Прим. автора.). К примеру, сам изготавливаю средство для выведения пятен от зелёнки. Рецепт простой: наливаю на глаз немного перекиси и капаю в неё нашатырный спирт. От зелёнки не остаётся и следа, при этом ни ткань, ни поверхность какого-либо предмета не повреждаются.
– О каких тенденциях в образовании сейчас можно говорить? Интеграция «цифры», оснащение мастерских современным оборудованием трансформировало классическое образование?
– Конечно. Что же касается лично меня, то расскажу о следующем: в нашем техникуме в рамках чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) открылась компетенция «Виноделие», которая на девяносто процентов представляет собой химический анализ. Среди прочих наставников я принимаю участие в подготовке участников. К примеру, в прошлом году студентка третьего курса Янина Хоробрых заняла первое место и на региональном, и на всероссийском этапах состязания. Площадка компетенции – аналог лаборатории винодельческого предприятия. Конкурсное задание демонстрирует умение осуществлять физико-химические исследования виноматериала, проводить фильтрацию и перегонку виноматериала на коньячный дистиллят, рассчитывать компоненты купажа и составлять купаж, создавая новые вина. И наши учащиеся выполняют всё это с завидным успехом.
– На чём сделан главный акцент в преподавании?
– Лично я делаю главный акцент на мотивации студентов, ведь если её не будет, то ребята не станут изучать предмет. К слову, в текущем году дети во всех территориях Кузбасса выполняли проверочную работу, результаты которой показали, что химию они знают хуже других предметов. Поэтому стараюсь сразу показать студентам интересную сторону этой науки, а уже потом перемещаюсь в плоскость именно практической части. Например, тем же виноделам важно освоить методы химического анализа, так вот, данные моменты оттачиваем на лабораторных работах, которым предшествуют самые простые, но зрелищные опыты, демонстрационные эксперименты. Часто опыт можно провести из того, что есть даже дома: марганцовки, перекиси и прочего. К примеру, эффектный эксперимент «Фараонова змея». Это когда из небольшого объёма вещества выделяется много твёрдой пены, похожей на пресмыкающихся. А ведь для магии требуется всего лишь одна таблетка глюконата кальция и одна таблетка сухого горючего. При нагревании и образуется сухая пена.
– Преподаватель – это человек, который не только передаёт знания, но и постоянно их получает. Конкурс «Преподаватель года» чему-нибудь вас научил?
– Безусловно. Один из этапов конкурса был посвящён электронному образовательному ресурсу. Благодаря этому я осуществил своё давнее желание и создал блок на «Яндекс. Дзене». Он называется «Реактор». Сейчас там порядка тридцати материалов: собраны опыты и их описания, которые показываю на своих занятиях. Думаю, контент будет интересен и студентам, и коллегам, и всем, кому любопытна химия. Кстати, оформление блока выполнено в чёрно-оранжевом колоре, как иллюстрации из советских учебников, о которых я уже говорил.
– Вы в первый раз участвовали в «Преподавателе года»?
– Да, но планировал давно. Для участия мне важно было наработать, систематизировать навыки, чем, собственно, я и занимался в течение шести лет. А вообще, люблю участвовать в конкурсах. Это у меня со школы. Подготовка к «Преподавателю года» восполнила все пробелы в методических знаниях. В итоге получился хороший открытый урок. Теперь я хочу, чтобы все мои уроки были именно такими, но это, конечно, большой труд. Это и презентации, и демонстрационные опыты, и видеоролики (кстати, Валерий Валентинович руководит студенческим медиацентром. – Прим. автора.), и прочие наработки. Кроме того, так как обладаю некоторыми знаниями в области программирования, сделал систему, собирающую данные об уровне владения предметом конкретной аудитории. Причём осуществляется это буквально за пять минут.