В обществе потребления, когда практически любой товар или услуга находятся в шаговой доступности, сложно представить, что есть уголки, где каждый день в магазине у дома нельзя купить даже хлеба. В Кузбассе есть такие малочисленные и отдаленные поселки. В вопросе доступности снабжения продовольствием на селе разбирался наш корреспондент.
В редакцию «Кузбасса» пришло письмо из села Новохудяково Беловского района, написанное красивым почерком на правильном русском языке. Под письмом – 51 подпись. Это ненамного меньше, чем фактическое население Новохудякова: по сведениям администрации Беловского муниципального района, сегодня в селе живет 71 человек. За прошедшие десять лет, судя по данным всероссийской переписи 2010 года, население Новохудякова сократилось в два раза.
«Село наше не очень большое, проживают в основном пожилые люди (в том числе маломобильные), инвалиды, – рассказывает автор письма. – Молодежи немного, так как многие ездят работать на разрезы и выезжают поближе к ним. В самом селе рабочих мест очень мало. С начала 2000-х годов в Новохудяково ликвидировали основную школу, затем библиотеку и клуб. Остались только ФАП и магазин».
Единственный в селе магазин закрылся 24 сентября. По словам местных жителей, они узнали об этом от продавца: схода не было.
«Селяне остались без продуктов и сопутствующих товаров, хотя все, что мы покупали, имело 30-процентную надбавку из-за удаленности села от города Белово, – объясняет читатель. – Мы лишились и этого. Нам сообщили, что будет ходить автолавка, но у некоторых жителей вместо наличных на расчет только карты оплаты, так что они тоже не могут ничего купить. 30 сентября в холодный ветреный день люди на улице ждали автолавку. Хлеб продавали тоже на улице прямо из хлебовозного фургона. А что будет зимой или в сильный дождь? В Белово поездка обойдется в 163 рубля от Новохудякова и обратно – в 116 рублей, по времени – почти три часа. Так что даже съездить за необходимым товаром пенсионерам очень затратно».
Торг неуместен?
В администрации Беловского района рассказали, что руководство потребительского кооператива «Пермяковский», в чью структуру входил магазин в Новохудякове, было вынуждено закрыть его из-за неокупаемости. В последние пять лет доходы от продажи не покрывали расходы по содержанию торговой точки. За 2019 год убытки предприятия составили 400 тысяч рублей.
То, что магазин работал себе в убыток, подтверждает и председатель совета потребкооператива «Пермяковский» Светлана Петрова.
«Лет 15 назад администрация выделила нам два класса в школе, которые мы оборудовали под магазин, – рассказывает она. – Школа была очень большой для этого села. В этом же здании была и библиотека, и ДК – хватало всего для всего. Первые годы за отопление платила администрация. Со временем закрылась школа, библиотека и ДК – остались только мы. Нас перестали отапливать – пришлось взять заботу об этом на себя. Затраты на отопление наши обороты не покрывали».
Общая наценка на товары, о которой пишут жители, делалась на складе и один раз, поясняет Петрова. Но даже с учетом этой накрутки возить продукты в Новохудяково было невыгодно. Между тем нерентабельность стала главной причиной закрытия магазина, но не единственной: некого было поставить за прилавок. В последнее время продавца из соседнего села приходилось каждый день привозить на работу и увозить обратно. В конце концов, желающих трудиться на таких условиях не осталось, да и для кооператива это было слишком накладно.
Светлана Петрова говорит, что была на сельском сходе по поводу закрытия магазина, выслушала сетования местных жителей – их можно понять, но и работать себе в убыток кооператив не может.
«Меня спрашивали, почему тогда мы не закрыли магазин в деревне Рямовая (тоже малочисленный населенный пункт Беловского района. – Прим. авт.). Там нам дали комнату в ДК, отапливают (мы платим только за электроэнергию) и продавец есть местный».
Все, что остается жителям села сейчас – закупаться в автолавке, которая приезжает три раза в неделю (или ехать за 14 километров в райцентр Пермяки, если, конечно, есть машина). Торговлю с колес организовал тоже «Пермяковский». По словам председателя, как и по данным администрации района, помещения, где селяне могли бы ждать автолавку в тепле, в Новохудякове действительно нет. Здание бывшей школы не отапливается: свой электрический котел кооператив вывез. Сейчас, как рассказал собеседник газеты, администрация сельского поселения пытается договориться о том, чтобы покупателей запускали в ФАП. Вопрос с расчетом по картам тоже решается: кооператив поменял банковский терминал (старый не срабатывал), главное – найти место, где будет ловить интернет.
Продукты на колесах
То, что в Новохудякове в ближайшее время возобновится стационарная торговля, надеяться не приходится.
«Администрация готова оказать любому гражданину методическую и консультационную помощь через центр содействия предпринимательству по регистрации ИП, а также оказать помощь в выдаче разрешения на размещение нестационарного торгового объекта, – поясняет заместитель главы района по экономике Анастасия Рубцова. – Однако на сегодняшний момент заявок не поступало, а ритейлеры не заинтересованы в открытии торговых точек в малонаселенных пунктах. Для них представляют интерес только поселения, расположенные недалеко от городов, и с численностью более 1000 человек. Местные производители также отказываются от открытия торговых точек в удаленных и малочисленных деревнях».
По данным департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса, автолавки сегодня курсируют по всем 34 территориям Кемеровской области.
«Мобильная торговля актуальна для отдаленных районов, где нерационально размещать большие магазины – нет достаточного количества покупателей, – поясняют в департаменте. – Но и там это должны быть современные павильоны или автолавки. Многие торговые мобильные объекты, как правило, имеют узкую специализацию, это так называемая фирменная мобильная торговая сеть от производителей области».
Если брать статистику за последние годы, то количество автолавок немного сократилось: в 2017 году – 243, в 2018-м – 259, в 2019 году – 228. Данными за 2020 год редакция не располагает. Между тем департамент в качестве примера приводит Кемеровский муниципальный район, где закрылись магазины (деревня Бердовка, разъезд Буреничево) – на смену им пришел формат автолавки. Особую актуальность он приобрел во время эпидемии коронавируса. Маршруты мобильных торговых точек, ассортимент и качество товаров корректируются с учетом потребностей жителей, уточняют в департаменте.
…Светлана Петрова говорит, что и торговлю с колес в Новохудякове выгодной не назовешь: за октябрь кооператив выручил с нее 44 тысячи рублей. По мнению председателя, предприятиям, снабжающим продукцией оделенные населенные пункты, помогла бы субсидия из бюджета. В других регионах, например, в Новосибирской области, часть транспортных расходов по доставке товаров первой необходимости в отдаленные села (начиная с 11-го километра от районных центров) предпринимателям компенсируют из областной казны. Такой формат поддержки по линии департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса отсутствует, пояснили в ведомстве.