Лютый русский комикс: рецензия на «Майор Гром. Чумной Доктор»

1 апреля 2021 | Георгий Фадин

Фото: kinopoisk.ru

Без долгих подводок и ужимок скажем – «Майор Гром. Чумной Доктор» хороший фильм, который превзошел все наши ожидания. Сразу видно: создатели понимают, какие карты у них на руках и что стоит на кону. Это не первая попытка снять российский супергеройский фильм. Все мы с содроганием вспоминаем «Защитников» и «СуперБобровых». Но тут мы имеем дело с экранизацией довольно неплохих комиксов, так уж вышло, что мы знакомы с первоисточником. Кроме того, полуторный метр «Майор Гром» 2017 года был вполне хорош, что уже внушало определенную надежду на успех полнометражки. И (надо же!) надежа оправдалась. Ну, давайте разбираться — что именно делает «Майор Гром. Чумной Доктор» таким крутым?

Фото: kinopoisk.ru

Сюжет

Действие происходит в Санкт-Петербурге, обставленным чуть ярче и карикатурнее реального Питера. Вообще, стоит сразу рассказать об антураже фильма. Все в фильме выглядит как смесь из российских реалий и стерильных американских фильмов. Причём, всё сделано грамотно и со вкусом, соблюдается некоторый баланс. Чуть больше в сторону реализма и мы смотрели бы очередной фильм про ментов и пацанов, чуть больше в сторону иностранного кино и мы смотрели бы бездарную кальку с зарубежных фильмов. Но создатели грамотно сохраняют баланс и держат планку на нужном уровне. При желании, можно придраться к форме, автомобилям, интерьерам и внешнему виду персонажей. Но в том-то и дело, что желания не возникает. При просмотре мы готовы были поверить в окружение и происходящие события, и просто смотрели фильм.

Главный герой, майор Игорь Гром является своего рода смесью из советского Дяди Стёпы и Глеба Жеглова, с примесью Дукалиса и американского Джона МакКлейна. При этом персонаж грамотно приближен к современности, насколько это возможно для героя комиксов. Он упрямый и непримиримый боец с преступностью, служащий закону и стремящийся к справедливости. В то же время майор далеко не дурак и прекрасно понимает жизненные реалии. Он вполне способен пойти в обход системы правопорядка: выбить информацию, попросить об услуге знакомого гопника и использовать другие неофициальные методы. Кроме того, несмотря на склонность к силовым методам, Игорь Гром далеко не из тех, кто сперва делает, а потом думает. Наоборот, он очень быстро взвесит все возможные варианты и их последствия, проговаривая про себя Винни-Пуховское «Думай-думай…» и только потом начнёт действовать. Выглядят такие моменты примерно так же, как в экранизации 2017 года, только лучше. Здесь эта черта Майора не только служит частью образа, но и станет одним из «чеховских ружей», грамотно использованных в конце.

Фото: kinopoisk.ru

Скоро в Петербурге появляется и главный злодей – Чумной Доктор. Мрачный борец с «заразой» охватившей город. Он убивает мажоров, избежавших наказания за ДТП, коммерсантов, обманувших клиентов, чиновников, злоупотребляющих властью и других негодяев. Дело осложняется тем, что доктор быстро приобретает популярность и считается народным героем. Но не для Игоря Грома, убежденного в том, что никто не имеет права убивать. Злодей интересен уже тем, что, по сути, он является злой российской версией Бэтмена. Он умен, силен, упорен, полон благих намерений, но остаётся злодеем, который считает себя героем и готов оправдать любое свое действие. Кроме того, хотим отметить, что его раскрытие представлено намного лучше, чем в комиксах. Деталь, про которую многие могут не знать, но которая ещё раз показывает грамотность киноделов. Что срабатывает в комиксе, не всегда срабатывает в кино. Создатели знали об этом и изменили, за что им отдельный плюс.

Вообще, раз речь зашла о комиксе, то создатели грамотно и умело используют первоисточник. Фильм не пересказывает сюжет, а берет его в качестве основы и грамотно обыгрывает. Баланс соблюден не только во внешней оболочке, но и во внутренней составляющей. Создатели понимают какие сюжетные ходы выглядели бы карикатурно или откровенно неправдоподобно и меняют их, на более подходящие для кинополотна.

Фото: kinopoisk.ru

Кроме того, в фильме полно небольших деталей, которые делают его более живым и близким зрителю. Например, шаверма купленная в ларьке за угломили отсылка на «Telegram» и Павла Дурова, ставшего прототипом для одного из персонажей. Но вишенкой на торте для нас стало камео Виталия Милонова. Хорошо, что мы не пили газировку в момент его появления, иначе точно бы поперхнулись. Депутат, играющий в фильме самого себя и орущий в камеру свое коронное: «Запретить!», прекрасен. И это не  фрагмент из новостей. Видно, что это целенаправленная постановочная съемка. Всего несколько секунд, а какое яркое воспоминание. И поводов для таких воспоминаний у «Майора Грома» вагон и маленькая тележка.

Картинка и звук

Вся визуальная оболочка фильма сделана грамотно и со вкусом. И начальные титры, и драки, и погони – всё на высшем уровне. Общие черты художественной составляющей фильма мы уже описали, но теперь хотелось бы рассказать о них подробнее. Видно, что создатели вдохновлялись трилогией Кристофера Нолана о Бэтмене, а так же американскими фильмами про полицейских. Но именно, что вдохновлялись, а не использовали как методичку для работы. Тут и там суровый город Балабанова и Достоевского пересекается с неоном двадцать первого века – и смотрится это очень живо.

Спецэффекты в «Майоре Громе» смотрятся действительно круто. Кроме того, они и используются по назначению, а не для галочки. Каждый взрыв, разрушение, воспламенение – всё служит для придания кинокартине жизни.

Фото: kinopoisk.ru

Кроме того, радует и грамотный монтаж. При просмотре некоторых сцен мы отметили сходство с работами Гая Ричи и Эдгара Райта. Но, как и всё в этом фильме, это ещё один умело позаимствованный приём. Творческая составляющая фильма тесно сплелась с технической и они обе гармонично дополняют и расширяют друг-друга. Тут в двух словах не описать, лучше просто посмотрите сами.

Ещё хочется отметить грамотно подобранный для фильма саундтрек. Такие вещи являются важной составляющей фильма способной как дополнить его красками, так и напрочь убить всю атмосферу, как например в «Последнем Богатыре». Здесь же весь саундтрек подобран почти шедеврально, от минорного кавера «Перемен» в начале, до финальных титров. Современные композиции и каверы на классику улучшают эффект слияния нового и старого, что ещё больше способствует положительным впечатлениям от фильма.

Актёры

Исполнители главных и второстепенных ролей тоже радуют глаз. Небольшое нарекание возникает только в адрес исполнителя роли Майора Грома — Тихона Жизневского. Мы уже отмечали способности данного актёра, он был настоящей находкой для фильма «Огонь». Тут он так же, выкладывается на все 100% и производит впечатление сурового и крутого Майора… ровно до тех пор, пока не снимает куртку. При всём желании создателей и старании актёра, физическая форма актёра не производит нужного эффекта. Ну не можем мы поверить в то, что этот человек способен в одну каску раскидать целую банду. Может дело в стереотипах, может не хватило пары сцен где мы поверили бы что он уникум уровня Брюса Ли, а может мы помним, как в фильме 2017 года Майора играл двухметровый Александр Горбатов. Тем не менее, это единственная деталь, которая показалась нам недоработанной в фильме. И даже несмотря на неё, герой воспринимается крутым и суровым дядей. Впрочем, после титров были намёки на сиквел, так что у Жизневского будет повод подкачаться как следует.

Фото: kinopoisk.ru

Ничуть неменьше радуют исполнители ролей второго плана и массовка. Алексей Маклаков, многим знакомый по «Ночному Дозору» и сериалу «Солдаты» шикарно сыграл начальника питерской полиции. Любовь Аксенова хорошо справилась с ролью жадной до сенсации блогерши, а Александр Сетейкин — с ролью напарника главного героя. Ещё стоит отметить Сергея Горошко и его персонажа. Обычно, когда российские актёры отыгрывают подобный образ, они уходят в сторону детских кривляний, а тут актёр смог прочувствовать грань и сработал как надо, за что отдельный плюс. Массовка фильма тоже отлично использована. Массовых сцен не так уж и много, но те, что есть поставлены на высшем уровне.

Фото: kinopoisk.ru

Итог

«Майор Гром. Чумной Доктор» один из лучших фильмов этой весны иоднозначно лучший российский экшн за последние несколько лет. Мы рекомендуем не только посмотреть данный фильм, но и поддержать его рублем, пойдя в кинотеатр. Полностью коммерческий российский фильм очень в этом нуждается. И поверьте, он этого достоин.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo