В этом месяце 70-летие отмечает ветеран кузбасского тренерского цеха Людмила Манина. Юбилей тренер-преподаватель высшей категории встречает на боевом посту – она продолжает обучать художественной гимнастике девочек в кемеровской детско-юношеской спортивной школе № 4.
Глядя, как работает Людмила Манина со своим воспитанницами на тренировках в большом спортивном зале губернского центра спорта «Кузбасс», диву даёшься! На ковре одновременно отрабатывают вращения, перекаты, прыжки и множество других элементов два-три десятка юных гимнасток. У постороннего человека глаза разбегаются, а опытная наставница каким-то непостижимым образом успевает уследить за всеми. Подсказкам, коротким и точным, девочки стараются следовать неукоснительно – тренер с более чем 40-летним стажем больше всего ценит дисциплину и трудолюбие, без которых успехов не добиться ни в спорте, ни в обычной жизни. А если что-то не получается, Людмила Иосифовна подробно объяснит и в некоторых случаях покажет, как правильно выполнить то или иное упражнение. Даже не верится, что этой подтянутой подвижной женщине на днях исполнится 70 лет.
Призвание – детей к спорту приобщать
Людмила Манина начинала заниматься художественной гимнастикой во Дворце пионеров в родном Томске, на одном из турниров подающую надежды девочку увидели тренеры местной детской спортивной школы и пригласили к себе. Людмила успешно выступала на областных соревнованиях, ездила на летнюю Спартакиаду народов СССР в 1967 году, получила звание «кандидат в мастера спорта». По окончании средней школы встал вопрос – куда двигаться дальше? Век спортсменок в художественной гимнастике скоротечен – в 22-23 года, когда многие хоккеисты или лыжники ещё считаются перспективными, гимнастки обычно завершают карьеру. Выпускница решила пойти по иному пути и освоить профессию инженера.
Однако судьба распорядилась, чтобы Людмила Манина осталась в спортивной сфере: вступительные экзамены в политех девушка не сдала и по совету бывших наставников попробовала себя в тренерском деле, набрав первую группу малышей из детского сада. На соревнованиях, наблюдая за первыми воспитанницами Людмилы, старшие товарищи отмечали грамотную работу молодой коллеги. Чтобы подкрепить практические навыки теорией, она окончила пединститут по специальности «Физическое воспитание». А в 1977 году вышла замуж и переехала в Кемерово, где привила любовь к здоровому образу жизни многим поколениям кузбассовцев.
«У меня как у тренера-преподавателя в детско-юношеской школе основная задача – это массовое приобщение ребятишек к спорту. Со многими повзрослевшими воспитанницами держу связь и по сей день, они приводят ко мне на занятия уже своих детей, – говорит Людмила Манина. – Когда видно, что девочки достигают определённого уровня и им нужно расти выше, мы передаём их в спортивную школу олимпийского резерва, чтобы они могли добиваться высоких результатов».
Азы художественной гимнастики под руководством Людмилы Маниной осваивала многократная победительница всероссийских турниров и участница чемпионата страны по художественной гимнастике Виктория Вахнова. На сегодняшний день наставница ДЮСШ № 4 подготовила несколько десятков мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и гимнасток первого спортивного разряда. Она следит за развитием карьеры своих воспитанниц и искренне радуется их успехам.
Любить не себя в гимнастике, а гимнастику в себе
Художественная гимнастика – один из самых эстетичных видов спорта, граничащий с акробатикой и хореографическим искусством. Каждое выступление представляет собой яркое мини-шоу, за полторы минуты девушки показывают всю свою грацию, так легко и красиво управляются с мячами, булавами, лентами и скалками.
Но за грацией и красотой кроется титанический труд на тренировках, причём с самого раннего детства. В художественную гимнастику приходят с пяти-шести лет. Людмила Манина быстро определяет, у кого хватает гибкости, координации движений и внешних данных, а кому лучше попробовать заняться другим видом спорта. На извечный спортивный вопрос: «Что важнее – природный талант или кропотливая работа?» наставница отвечает исходя из многолетнего опыта.
«Бывает, что у девочки есть всё, для того чтобы стать отличной гимнасткой. Но где-то недорабатывает, начинает отлынивать, и весь потенциал даром пропадает. Многое ведь и от родителей зависит. Если мамы и папы сами недисциплинированные, разрешают пропускать тренировки, то получается как в басне про лебедя, рака и щуку, то есть ничего не получается, – поясняет Людмила Иосифовна. – А за счёт старания, многократного повторения девочка без выдающихся данных может добиться прекрасных результатов. Например, в моём первом наборе мастерами спорта впоследствии стали не те, кого природа наделила шикарными способностями, а те, кто по полной выкладывался на каждой тренировке. В спорте главное – это твёрдый характер и трудолюбие. Вот мы и учим ребёнка справляться, в первую очередь, с самим собой, вырабатывать силу воли».
Одна из особенностей художественной гимнастики – наличие как индивидуальных, так и групповых дисциплин. И этот нюанс тренер обязан учитывать в своей работе. По словам Людмилы Иосифовны, это ох как непросто! Каждая из девочек мечтает быть лидером, а капитан в команде только один. До детей тяжело донести этот простой тезис, но грамотному специалисту удаётся настроить правильный микроклимат в коллективе.
«Я им объясняю, что командный дух в нашем виде спорта жизненно необходим, они на ковре должны дышать вместе. Нужно любить не себя в гимнастике, а гимнастику в себе. Иногда с девочками надо и строго поговорить, но не переходя определённые рамки. Главное, чтобы поняли», – говорит наставница.
Людмила Манина отмечает, что раньше дети полностью отдавались спорту. У новых поколений появляется всё больше увлечений, особенно отвлекают детское внимание всевозможные гаджеты. И опытный педагог, почетный работник сферы образования Российской Федерации, помогает своим воспитанницам расставлять приоритеты: на первом месте должна быть учёба, на втором – спорт, и только потом уже – компьютеры, смартфоны и прочее.
Семейный тренерский тандем
Одним из главных тренерских качеств Людмила Манина считает поистине бесконечное терпение. Иногда наставники с замиранием сердца смотрят за тем, как на соревнованиях их подопечные совершают ошибки в элементах, отработанных на тренировках сотни раз.
«В такие моменты эмоции зашкаливают! Иногда во время выступлений волнуешься даже больше, чем спортсменки на ковре. Мы тщательно анализируем все недочёты и продолжаем упорно работать над их исправлением», – признаётся тренер.
К тому же, если гимнастки занимают призовые места, то все хвалебные слова звучат в адрес спортсменок, а если девочки выступают неудачно, то камни первым делом летят в огород тренера. Труд тяжёлый, поэтому Людмила Иосифовна была настроена против желания дочери пойти по её стопам.
«Поначалу удалось уговорить её поступить в институт культуры на библиотечное дело. Но в один прекрасный день она сказала: «Не буду библиотекарем, хочу быть тренером!», – вспоминает Людмила Манина. – Сейчас мы работаем в одной спортшколе, у неё свои группы. Жанна – больше теоретик, а я практик. Мы постоянно советуемся, обсуждаем те или иные моменты, совместно разработали несколько методических рекомендаций по тренерско-преподавательской работе».
Оставлять любимое дело тренер-ветеран не планирует. Говорит, когда весной ввели жёсткие антикоронавирусные ограничения, очень скучала по детям. Онлайн-занятия, конечно, проводились, но живого общения со своими воспитанницами никакой компьютер не заменит. Силы и здоровье есть, а значит, можно приобщить к спорту ещё не одно подрастающее поколение.