Чем мы руководствовались, когда шли на «Легенду о Зелёном Рыцаре»? Пожалуй, анатомическим интересом и жаждой разнообразия. После громких премьер вроде «Главного героя» и «Отряда самоубийц» нам хотелось рассказать о чём-то более нишевом. Поэтому выбор и пал на визионерскую адаптацию британской легенды. Жалеем ли мы о своём выборе? Пожалуй нет, но и сильно хвалить фильм не хочется. Почему? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Создатели почти сразу решили защититься от нападок типа «в легенде было иначе», и с первых же титров заявили, что клепают произведение по мотивам. Хотя поначалу фильм пытается больше соответствовать первоисточнику. Действие начинается в безымянном городе, где правит безымянный Король. Нам намекают, что действие происходит в Камелоте и правит всем Король Артур, но напрямую никто не называет ни имён и мест. Похоже, что таким образом создатели хотели ещё сильнее откреститься от первоисточника.
Среди придворных Короля живёт Гавейн, племянник правителя и наследник престола. И с первых же кадров бросается в глаза неоспоримая родственная связь Короля и Гавейна (нет). У короля бритта оказывается есть сестра индуска и племянник индус. Мы конечно всё понимаем, но способность толерантных тенденций обходить здравый смысл в последнее время уже даже не смешит. Ну да ладно, сюжет.
Король устраивает рождественский пир, куда приглашает своих рыцарей и подданных, в том числе и Гавейна. Гавейн только сел рядом с дядей и начал вести душевную беседу, как вдруг на праздник заявился Зеленый Рыцарь, напоминающий энта из Властелина Колец. Зеленый предложил рыцарям игру: любой храбрец может нанести ему какой угодно удар, но через год он нанесёт точно такой же в ответ. Гавейн решает выслужится перед дядей и вызывается нанести удар. Не почуяв подвоха, племянник монарха одним ударом сносит древо-человеку голову. Тот же спокойно встаёт на ноги, забирает голову под руку, напоминает про уговор и уходит под злобный хохот. А Гавейну теперь предстоит приключение за ответным ударом.
И вот тут начинается главная проблема фильма – его главный герой. Гавейн труслив, жалок, никчёмен и совершенно не способен проявить хоть какое-то подобие силы воли. Год до своего похода он проматывает по борделям и кабакам. А когда приходит время отправиться в путь, то открыто заявляет, что не хочет рыцарской славы. Но, поддавшись на уговоры короля, всё же отправляется в путешествие.
Нам довольно трудно объективно оценить фильм, поскольку мы знакомы с первоисточником. Но на наш взгляд всё дальнейшее повествование будет совершенно непонятно тем, кто не читал оригинальной легенды. Всё дальнейшее повествование вызывает всё больше вопросов и не даёт ни одного ответа. Да, визуальные решения выглядят красиво, но что происходит, будет решительно непонятно. Появляются сказочные существа, природу которых никто никак не объясняет, происходит сверхъестественная дичь, которую тоже никто не торопиться прояснить. Вообще, половина происходящего напоминает горячечный бред. Создаётся впечатление, что автор валялся дома с температурой под 40, смотрел клипы группы Wardrunna, читал попавшую под руку книжку о короле Артуре, и потом вдруг в его больной голове появился сценарий. Других легальных версий, как пришла идея подобного фильма, мы не находим.
Картинка
Визуальная часть фильма является одной из немногих причин, из-за которой его можно смотреть. Операторские решения, монтаж, работы декораторов и художников постановщиков – всё, что касается зрительной части фильма, выполнено на высшем уровне. Видно, что создатели хотели, чтобы фильм визуально напоминал средневековые гравюры и иллюстрации. И с этой задачей они отлично справились. Конечно, есть пара огрехов. Вроде непонятного костюма Лорда, приютившего Гавейна или поля крупной битвы, где по одному трупу на сорок квадратных метров. Но про всё это мигом забывается, после королевских залов и желтых лесов.
К слову о цветах, они также играют заметную роль в повествовании. Видно, что фильм в первую очередь снимал художник. Небольшой экскурс, у художников принято разбивать цвета на два оттенка: зеленый и красный. Первый создаёт ощущение покоя и порядка, второй используется, чтобы создать напряжение, подчеркнуть страсть, добавить жизни. Все хорошие кинокартины – это умелое использование соотношений зелёного и красного. Всё это очень поверхностно и сумбурно, но примеры всё расставят по своим местам.
«Кошмар на улице вязов» — хрестоматийный пример использования красного цвета. Выделяемые зелеными оттенками герои попадают в красную страну кошмаров Фредди Крюгера. Только увидев их в красном свете, зритель чувствует напряжение и буквально чувствует опасность. Хрестоматийный пример использования зеленого цвета – «Матрица». Отточенный и стерильный компьютерный мир контрастирует с красной таблеткой и другими деталями.
Весь этот экскурс стоило упомянуть, для более понятной оценки работы режиссера Дэвида Лоури и его команды. Они умело используют нужное освещение и цветокоррекцию, для создания определенного настроения. Зеленый, который обычно ассоциируется с природой и гармонией здесь символизирует гниль и разложение. Даже персонажи обсуждают, что это цвет мха, ползущего через каменную кладку. И это крайне любопытно, учитывая общий настрой фильма, но об этом чуть ниже.
Саундтрек фильма также пропитан атмосферой британских легенд и тёмных времён. Все композиции звучат там где надо и как нужно. Картинка и звук смогли создать нужную атмосферу. И только благодаря ней, желание смотреть фильм не пропадало.
Актёры
Работа актёров не вызывает никаких нареканий. Куда больше вопросов к ответственным за кастинг. Каким бы хорошим актёром ни был Дев Патель, он похож на средневекового английского рыцаря также сильно, как Райан Гослинг на Мартина Лютера Кинга. И при этом он сильно контрастирует с остальным окружением. Шон Харрис, Джоел Эдгертон смотрятся более подходящими эпохе. Также сильно контрастирует с окружением и возлюбленная главного героя, сыгранная Алисией Викандер. Хотя, после того как она сыграла племянницу нациста в агентах А.Н.К.Л., удивляться нечему.
При этом стоит упомянуть, все актёры играют хорошо. Ничего шедеврального, но и сильных нареканий нет. У фильма достаточно крепкий каст, который играет по бредовому сценарию.
Сходство с легендами и историей
Вообще, упомянутый выше цвет разложения выглядит довольно иронично, учитывая общую тенденцию фильма успешно обгадить всё хорошее, что было в легенде. То, что Гавейн стал индусом ещё можно было бы простить, новые времена новые тенденции в кино. Но они ещё и в плане характера неимоверно исказили оригинал. Гавейн славился своими исконно рыцарскими добродетелями: храбростью, благородством, верностью слову и долгу. А что у нас здесь? Гавейн из трущоб малодушен и жалок. Все подвиги рыцаря, его мотивы и поступки искажены до какого-то нового, запредельного уровня. Всем кто жаловался на «Меч короля Артура» от Гая Ричи, или на «Король Артур» с Клайвом Оуэном стоит посмотреть «Легенду о Зеленом Рыцаре». В упомянутых фильмах персонажей, конечно, переиначивали, но, по крайней мере, храбрые герои и лидеры оставались таковыми. А что в «Легенде»? Гавейн из Мумбаи не имеет ничего общего с Гавейном из Камелота, ни внешне ни внутренне. Он куда больше похож на князя Владимира, сыгранного Данилой Козловским в фильме «Викинг». Только ещё хуже, Козловский хотя бы внешне соответствует роли.
При этом сценарное самодурство соперничает с внешней составляющей. Какой смысл во всех костюмах, интерьерах и декорациях, если по итогу нам хотят выдать историю из другого антуража? Кто-то скажет, новое видение, новая адаптация. Ладно, допустим, создатели убрали пафос древних легенд. Но что мы получили взамен? Красивое, но невнятное и бессмысленное кинополотно о бесхарактерном трусе, который сам не знает, что ему нужно. И проблема в том, что такой ход скорее всего не понравится ни людям знакомым с легендой, ни людям смотрящим фильм под чистым впечатлением. Те, кто не знаком с оригиналом попросту не поймут, что за бред порой творится на экране. А тем, кому интересна легенда, скорее всего совсем не понравится как создатели обошлись с главным героем.
Итог
«Легенда о Зеленом Рыцаре» представляет собой прекрасный аудиовизуальный бред сивой кобылы. При просмотре мы получили сильное эстетическое удовольствие от картинки и звука, почти каждую минуту можно ставить кино на паузу и делать скриншот для рабочего стола. В противовес визуалу и саундтреку выступает невнятный сценарий. Массовому зрителю мы рекомендуем воздержаться от просмотра. Если и смотреть «Легенду», то только из-за его внешней составляющей, и то, далеко не каждому она придётся по вкусу. Если хотите разнообразия, то можете рискнуть. Если же хотите получить в кино 100% удовольствие, то лучше сходите на «Главного героя» или «Отряд самоубийц» пока они ещё идут.