По итогам 2021 года пассажиропоток аэропортов региона не только вернулся к допандемийным показателям, но и превысил их. Во многом это связано с развитием внутреннего туризма и открытием границ. География межобластных полётов сохранилась, а где-то и расширилась, благодаря программе субсидирования рейсов.
В последние годы, не считая 2020-го, пассажиропоток в кузбасских аэропортах демонстрирует существенный рост. Начиная с 2019-го область участвует в федеральной программе субсидирования региональных воздушных перевозок (реализуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2013 № 1242), когда часть затрат перевозчикам возмещает бюджет субъекта. Как сообщили в областном Министерстве транспорта, в 2020 году из регионального бюджета на эти цели выделили 127,2 млн руб. и заключили соглашения с пятью авиакомпаниями. Тогда появились авиарейсы из Кемерова в Новосибирск, Казань, Красноярск, из Новокузнецка – в Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Омск, Томск.
В 2021 году при том, что сумма субсидии осталась на прежнем уровне (126 млн руб.), правительство региона заключило соглашения с шестью авиакомпаниями, организовавшими рейсы из аэропортов Кузбасса до Новосибирска, Красноярска, Екатеринбурга, Казани, Омска и Абакана.
В нынешнем году маршрутная сеть региональных авиаперевозок расширилась за счёт уже выполняемого рейса Екатеринбург – Кемерово и рейса Кемерово – Омск (полёты запланированы с мая). С учётом новых направлений пассажиропоток на субсидируемых рейсах увеличится более чем на 100 человек в год, ожидают в Минтрансе Кузбасса.
Кемерово встал на крыло
По данным Федерального агентства воздушного транспорта, в 2021 году кемеровский международный аэропорт «Алексей Леонов» (холдинг «Новапорт») обслужил 564 033 пассажира против 512 900 в 2019-м. По пассажиропотоку Кемерово занял 14-е место среди 24 аэропортов, входящих в состав холдинга, сообщил генеральный директор аэропорта Николай Тарануха. При этом в сибирском кластере «Новапорта» по итогам года «Алексей Леонов» встал на вторую строчку, уступив лишь крупнейшему аэропорту компании – новосибирскому Толмачево. Также через кемеровские воздушные ворота прошёл больший пассажиропоток, чем через аэропорты соседних сибирских городов, не входящих в структуру холдинга, отмечает собеседник газеты. Так, услугами аэродрома Новокузнецка воспользовались 398 тысяч человек, Абакана – 253, Горно-Алтайска 312 тысяч. Вне конкуренции пока красноярский Богашево с его почти 2,7 миллиона пассажиров по итогам прошлого года.
В 2022 году «Алексей Леонов» рассчитывает принять около 630 тысяч человек (+10% к 2021-му). Планы по дальнейшему росту пассажиропотока, озвученные бенефициаром «Новапорта» Романом Троценко на открытии нового терминала в мае, кемеровский аэропорт сохраняет. «В целом, несмотря на последствия COVID-19, мы планируем до 2028-го или 2030-го достигнуть планку в один миллион пассажиров в год, – комментирует Николай Тарануха. – Очень много при этом будет зависеть от возобновления разрешений на полёты и массовые туристические посещения ЮВА (Таиланд, Вьетнам, Китай)».
Юг прирос Шерегешем
Новокузнецкий международный аэропорт имени Бориса Волынова «Спиченково» по сравнению с допандемийным годом нарастил пассажиропоток на 35% (397 730 человек в 2021-м против 256 150 в 2019-м). Важным драйвером такого роста, конечно, стали ограничения на полёты за рубеж и увеличившаяся популярность Шерегеша у российских туристов. «Для удовлетворения спроса на авиаперевозки и комфортной доставки туристов из международного аэропорта Новокузнецк (Спиченково) в зимний период времени введены дополнительные авиарейсы», – рассказывает генеральный директор компании «Аэрокузбасс» (главный оператор аэропорта) Виктор Белозёров. Так, «Сибирь», помимо того, что летала из Новокузнецка в Москву и обратно каждый день, добавила ещё две частоты три раза в неделю. Кроме того, на московском направлении пассажиров перевозит «Аэрофлот» (каждый день), «Северный ветер» (два раза в неделю), «Уральские авиалинии» (раз в неделю). Также «Северный ветер» четыре раза в неделю летает в Санкт-Петербург и обратно.
Заточены под Шерегеш и субсидируемые перелёты в Новокузнецк из Омска, Екатеринбурга и Красноярска. Кроме того, «Аэрокузбасс» на 50% софинансирует стоимость аэропортового обслуживания питерского рейса.
В январе 2021 года прилетающие в Новокузнецк горнолыжники жаловались на большие очереди на входе в терминал и на долгое ожидание багажа. В преддверии этого туристического сезона в Спиченково заработал построенный по быстровозводимой технологии временный павильон выдачи багажа площадью 720 квадратных метров. Как сообщили в «Аэрокузбассе», это позволило развести потоки прилетающих и вылетающих пассажиров. Пропускная способность павильона – 400 человек в час. Багаж двигается по современному пластинчатому транспортёру длиной 19 метров. Отапливаемое помещение отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобным объектам, заверили в аэропорту: есть сидения, вентиляция и кондиционеры, туалеты и так далее.
Для мягкой посадки
О том, что Новокузнецку нужен новый аэровокзал, говорили давно. Ранее «Аэрокузбасс» заявлял, что не обладает для этого достаточными финансами, поэтому ищет инвестора. И его удалось привлечь, сообщили в компании. Проектирование современного терминала площадью 18 000 квадратных метров началось в прошлом году: предполагается, что он будет четырёхэтажным, с тремя телетрапами. Запланированный объём инвестиций в новую инфраструктуру – 7,5 млрд.
По оценкам регионального Минтранса, строительство нового терминала позволит увеличить пропускную способность аэропорта с 270 до 630 пассажиров в час. Первый этап строительства планируется завершить в феврале 2023 года. Сейчас на аэродроме проводят изыскательские работы, готовят стройплощадку.
Что же до столь необходимой реконструкции взлётно-посадочной полосы (федеральное имущество), пакет документов на включение мероприятия в федеральный проект главный оператор подал в правительство РФ ещё в 2019 году. Предполагается, что ВПП не только обновят, но и удлинят с 2679 до 3000 метров. Кроме того, реконструируют рулёжные дорожки и перрон, построят водно-дренажную систему, очистные сооружения, стоянку для обработки самолётов против обледенения и другие элементы аэродромной инфраструктуры.
Аналогичные мероприятия по реконструкции ВПП в кемеровском аэропорту вошли в Программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. На эти цели из федерального бюджета выделяют 3,5 млрд руб. Собственник аэропорта проектирует работы за свой счёт.
«Разработка проектной документации завершается, она готовится к передаче в Главгосэкспертизу России, – говорит Николай Тарануха. – После прохождения экспертизы подрядчика на строительство определят по результатам конкурсных процедур. Учитывая значимость и масштабность проекта для региона, можно надеяться на значительную вовлечённость в него местных строительно-монтажных организаций, а также поставщиков строительного оборудования и материалов. Заказчиком работ по реконструкции ВПП, которая является государственным имуществом, будет выступать государство в лице ФКУ «Ространсмодернизация».
Стройка ориентировочно начнётся во второй половине этого года. Напомним, сдача готовых объектов запланирована в 2024 году.
Куда и почём летим
В Министерстве транспорта отмечают, что заполняемость самолётов из Кузбасса колеблется от 50 до 85%. «Можно сказать, что существующих маршрутов достаточно для удовлетворения спроса населения области, – говорит руководитель ведомства Сергей Рубан. – При этом есть потенциал для расширения маршрутной сети и в другие регионы».
В начале февраля сертификат эксплуатанта получила новая российская авиакомпания-лоукостер Citrus (дочка S7). Она будет специализироваться на бюджетных пассажироперевозках между регионами. В Кемерово Citrus пока летать не собирается. Однако такая возможность будет прорабатываться и обсуждаться с авиакомпанией дополнительно, сообщил гендиректор кемеровского аэропорта, добавляя, что переговоры по развитию маршрутной сети ведутся регулярно со многими российскими и зарубежными авиаперевозчиками.
Больше авиакомпаний – выше конкуренция – ниже стоимость билета на самолёт. Ещё лет десять назад летать из Кузбасса в Москву (других направлений особо и не существовало) было значительно дороже, чем из Новосибирска или даже Томска. Сейчас разница в цене уже не столь существенна, а на сезонных распродажах можно купить билеты с большой выгодой. Тем не менее самолёт остаётся не самым доступным транспортом для путешественников в Кузбассе и в Росси в целом.
«На цену билета для потребителя влияет большое количество факторов, включая время покупки, бренд, продукт, расписание, сезон, цель полёта, наличие и количество конкурентов у авиаперевозчика, – комментирует Николай Тарануха. – В связи с этим билеты, предусматривающие практически одинаковые условия обслуживания, могут быть приобретены по ценам, значительно различающимся».
Авиакомпании используют сложные схемы, рассчитывающие операционные расходы относительно пассажиропотока, как правило, на целый год, продолжает эксперт. Каждый перевозчик стремится привлечь на свои рейсы как можно больше пассажиров, используя различные маркетинговые ходы для гибкого ценообразования. Во время высокого спроса билеты стоят значительно дороже, и наоборот.
Все собеседники газеты отмечают, что на ценообразование региональных перелётов существенно влияет субсидирование. Благодаря тому, что правительство Кузбасса софинансирует такие рейсы, местные жители могут добраться, к примеру, до Красноярска или Новосибирска по цене, сопоставимой с ценой билета на поезд или автобус.
для справки
Самолёты в Москву трёх разных авиакомпаний вылетают из Кемерова ежедневно, в Санкт-Петербург – два раза в неделю («Северный ветер»). Увеличить частоту полётов в столицу до трёх рейсов каждый день планируют и в Новокузнецке. Также в Спиченково намерены запустить ежедневный рейс в Санкт-Петербург (сейчас самолёты летают четыре раза в неделю). В последние годы из Кузбасса появилось несколько новых рейсов в города Сибири (Новосибирск, Красноярск, Абакан, Омск), Поволжья (Казань) и Урала (Екатеринбург).