Кемеровская область четвертый год подряд лидирует в Сибири по покупкам новых автомобилей. По вторичному авторынку регион по итогам 2020-го в пределах СФО – на пятом месте. Какие марки предпочитали кузбассовцы и как это отвечает общероссийским трендам в год пандемии, разбирался наш корреспондент.
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в прошлом году в Кемеровской области на учет поставили 21 102 новых легковушек. Падение к к 2019 году, когда кузбассовцы приобрели в салонах 22 756 машин, составило 7,3%. В целом по стране объем рынка новых легковых автомобилей снизился на 8%. В рейтинге 30 регионов-лидеров Кузбасс по покупкам новых авто занимает 20-е место, а в Сибири – первое. На втором месте – Красноярский край (16 627 авто, -9,1% к 2019 году), на третьем – Новосибирская область (с 18 131, -3%). Отметим, что население этих регионов в среднем за 2020 год разительно не отличается, причем в высокоурбанизированном Кузбассе все же проживает на несколько сотен меньше человек.
Из локдауна с дефицитом
Самой продаваемой маркой на первичном авторынке в Кузбассе, как и России в целом, стала LADA. В 2020 году жители региона купили 4146 легковушек с конвейера российского автопрома (это меньше на 13,8%, чем в позапрошлом году). На втором месте – KIA (3606 штук, или +3,6% к 2019 году), на третьем – HYUNDAI (3335, + 6,5%). Примечательно, что в июле, когда по всей стране начался рост продаж новых авто после ослабления коронавирусных ограничений, на первом месте по покупкам в Кузбассе был HYUNDAI Creta – городской кроссовер корейского производства.
На рынке легковых автомобилей с пробегом по итогам 2020 года самой популярной маркой в Кузбассе тоже стала LADA (купили 21 092 штук, -2,5% к уровню 2019 года). Вторую строчку занимает TOYOTA с 18 978 автомобилями (-0,3%), на третьем месте NISSAN – 9470 (-0,3%).
В целом кузбассовцы поставили на учет 10 4349 подержанных автомобилей (в эту статистику входят все перерегистрации). Рост к предыдущему году составил 1,2%, по России в целом – 2%.
«Вторая половина года прошла достаточно интересно для дилеров и менее интересно для потребителей, – комментирует директор «АВТОСТАТАТА» Сергей Целиков. – Основной тренд был такой – машин не хватало, машины были в дефиците. И по такой легкой оценке, если бы авто было в достатке и не были бы так задраны цены за счет дополнительного оборудования (дилеры накручивали по 100, 200, а были случаи – и по 300 тысяч на каждой машине)… Если бы этого всего не было, я не исключаю, что динамика падения первичного рынка была бы существенно меньше – 2-4%, а в самом благоприятном исходе мы бы, может, год закончили на уровне 2019-го. И тогда многим людям не пришлось бы переключаться на автомобили с пробегом. Но в этом есть и плюс. Часть спроса перешло на начало этого года, и мы видим, что в январе-феврале он уже достаточно хороший – нет падения».
В прошлом году 44% новых авто, или 640 тысяч штук, россияне купили в кредит. Это на 9% меньше, чем годом ранее. В целом падение автокредитования коррелирует с падением рынка. Самое серьезное снижение выдачи автокредитов (среди 30 регионов-лидеров по количеству выданных автокредитов) по сравнению с 2019 годом зафиксировано в Кемеровской области (-20,3%). Справедливости ради стоит отметить, что годом ранее в Кузбассе отмечался самый активный рост выдачи займов на покупку машины (+77,8% к 2018 году).
По данным Минпромторга, примерно треть от всех кредитных автомобилей купили по льготным программам.
«Если бы не автокредитование, падение авторынка было бы еще более ощутимым, – говорит исполнительный директор «АВТОСТАТА» Сергей Удалов. – И этого удалось избежать, в первую очередь, благодаря действию госпрограмм льготного кредитования («Первый / Семейный автомобиль»). Поэтому решение об их продлении в 2021 году можно рассматривать только с позитивной точки зрения».
Доступная роскошь
По результатам исследования доступности покупки автомобиля в регионах, которое агентство РИА провело в 2020 году, в среднем 28,3% российских семей могут взять в кредит и содержать недорогой автомобиль за 550 тысяч рублей. Машину среднего ценового сегмента (1,4 млн руб.) могут себе позволить уже 12%. Кемеровская область, которая в этом рейтинге занимает 23 строчку, отвечает среднероссийским показателям: 29,7% и 10,9% семей соответственно. Для сравнения, Красноярский край по доступности авто занимает 18 место, Томская область – 19, Новосибирская – 31.
Как выяснил «АВТОСТАТ», обеспеченность легковыми авто в целом по России – 309 шутк на 1000 жителей (по состоянию на 1 июля 2020). То есть примерно каждый третий россиянин имеет автомобиль. В среднем по Сибири этот показатель равен 301. Если исходить из среднегодовой численности населения Кемеровской области за 2020 год по данным Росстата (2 646 115 человек) и парка личных легковых авто на первое полугодие (690 500 штук), обеспеченность средством передвижения в регионе будет равна 260. Отметим, что автомобилизация Кузбасса ежегодно растет, как и России в целом.
Средневзвешенная цена (рассчитывалась на основе средних значений рекомендованных дистрибьютором цен и объемов продаж по каждой модели с учетом модификаций) нового легкового автомобиля в России, по оценкам «АВТОСТАТА», в 2020 году выразилась в 1,68 млн рублей, повысившись на 7%. Причем в массовом сегменте ценник прибавил 4% (1,33 млн руб.), а в премиальном – 13% (4,93 млн. руб.) Номинально же, если сложить все прайсы начала и конца года, машины из салона за год подорожали на 16%, отмечает Сергей Целиков. Но за счет того, что структура рынка накренилась в сторону более дешевых авто, средневзвешенная цена изменилась не так сильно.
Средневзвешенная цена автомобиля с пробегом (с учетом всех машин, в том числе автохлама) в прошедшем году выросла на 10% до 550 тысяч руб. Причем в сегменте свежих авто от трех до семи лет произошло и существенное падение рынка, и цены выросли на 15-20%. В то же время авто в возрасте 10-20 лет стали дороже всего на 5-6%.
В массовом сегменте средневзвешенная цена машины составила 450 тыс. руб. (+ 10%), в премиальном – 1,46 млн руб. (+ 11%).
«Если цена нового премиального авто в среднем 5 млн руб., то за 1,5 млн вполне реально находить хорошие варианты с пробегом, – комментирует Сергей Целиков. – С этим связан тот факт, что вместо нового относительно доступного автомобиля люди выбирают премиальный в возрасте 3-10 лет, и остаются довольны».
Кстати, рынок автомобилей премимум-сегмента с пробегом в 2020 году в Кузбассе вырос на 2,9%.
Электрификация с Востока
Еще один общероссийский тренд авторынка – он становится меньше и однообразнее. За прошлый год открылись 353 дилерских центров (новые заключенные контракты), закрылись – 513. В итоге дилерская сеть легковых авто в России сократилась на 5% (минус 160 дилеров).
«Все знают, что фактически ушел «Форд» – он постепенно закрывался все это время, – комментирует директор «АВТОСТАТА». – И вообще доля американских авто на российском рынке стала крайне мала – порядка 2%. И соответственно, дилеров все меньше».
Кроме того, падение демонстрируют дилеры европейских, японских и российских (хоть и не столь заметное) марок. Заметно прибавилось в стане китайского автопрома. Если говорить о модельном ряде легковых авто, то в 2020 году в России было представлено 329 наименований. Для сравнения, в 2014 году – 442.
Наконец, в стране продолжается электромобилизация, констатирует «АВТОСТАТ». И хотя рынок новых электрокаров по итогам 2020-го мизерный – 678 шутк, динамика его роста замечательная: +95% к 2019 году. И лидер здесь американская TESLA (32% покупок). Половина всех новых электрокаров регистрируется в центре России. На долю Сибири приходится лишь 8%. Однако ситуация резко меняется в сегменте электрокаров с пробегом. Здесь СФО уже занимает второе после ДФО место с долей 26%. Всего в России в прошлом году купили 5 273 подержанных электрокаров (+60%).
«Уже третий год мы наблюдаем взрывной рост притока электромобилей на Российский рынок с Востока, – говорит Целиков. – Это NISSAN Leaf, это правый руль. Цена интересная – людям направится».
На начало года парк электрокаров России представлен 10 836 автомобилями, это +71% к уровню прошлого года. Директор «АВТОСТАТА» не исключает, что такими темпами электромобилизация страны будет продолжаться в течение следующих нескольких лет.
Кузбассовцы только за прошедший год купили четыре новых электрокара (в 2019 году – три) и 67 подержанных (против 39 годом ранее). Парк авто на электротяге в регионе сегодня насчитывает примерно 140 штук (три года назад – восемь). Развивается и сеть электрозаправочных станций. Компания «Россети Сибирь» заявляло намерении установить в Кузбассе в этом году 12 зарядных станций плюсом к девяти существующим. Все новые ЭЗС планируются в Новокузнецке.
Кстати
В прошлом году с российского рынка ушли 13 моделей автомобилей, пришли – 5, итого минус 8, или 2%. Сегодня клиенты автосалонов могут выбрать из 158 (+2) моделей европейских производителей, 57 – японских (-10), 46 (+2) — китайских, 30 (+1) – корейских, 21 (-3) –американских, 17 (0) – отечественных.
Между тем
В 2021 году эксперты агентства прогнозируют рост средневзвешанной цены новых авто на 10% – если курс доллара продолжится увеличиваться. Так, за последние шесть лет, начиная с 2014 года, средневзвешенная цена нового автомобиля в нашей стране выросла на 66%. При этом в 2020 году темпы роста не догнали курс доллара, который подорожал более чем на 10%. Это в «АВТОСТАТЕ» объясняют опять же изменением структуры самого рынка.