После пары удачных боевиков от российских режиссёров, мы уже ничего не ждали. Сперва нас покорил ожидаемо-крутой «Никто» от Ильи Найшулера. Вскоре после него вышел не менее крутой «Майор Гром: Чумной Доктор» от Олега Трофима. Казалось бы, кармическая квота на крутые фильмы в этом году выполнена и ничего хорошего в ближайшее время ждать не стоит. Но тут постучался «Красный Призрак» Андрея Богатырева и заявил, ничего не кончено. Ожидания от фильма у нас были самые минимальные, да и его скромная рекламная компания способствовали этому. Если обычно, мы узнаем о премьере за несколько месяцев, то «Призрак» как партизан долгое время скрывался от нашего внимания. Мы узнали про него вообще за пару недель до выхода. Трейлер и описание готовили нас к незамысловатому боевику в стиле кинокомикса. Но он не только оправдал, а в разы превзошел все наши ожидания. Какие именно и как сильно? Расскажет Кинокузбасс.
Сюжет
История фильма проста и незамысловата, но это не в укор фильму, а наоборот, в плюс. Сюжет воспринимается доступно и легко, всё становится понятно буквально с первых же минут. Казалось бы, что такого? Но так подавать историю и героев ещё надо уметь. Свалить на зрителя килотонну информации в первые пять минут фильма – легко и бездарно. Смягчить её и подать чуть проще – признак, что создателям хотя бы не наплевать на зрителя. А подать всё понятно и доступно – тут нужно желание и умение. И создатели «Красного Призрака» относятся к третьему варианту.
В центре сюжета у нас столкновение окруженцев и немецких солдат. Небольшой советский отряд пытается добраться до своих через оккупированную территорию. Но в определенный момент сталкивается с численно-превосходящим противником. Казалось бы — всё, приплыли, но тут на помощь приходит местная легенда – Красный Призрак. Неизвестный, не говорящий ни слова солдат, косящий немцев пачками. Легенды о нем ходят как среди наших так и среди нацистов. И хоть и те и другие довольно сильно приукрашивают образ, в одном он полностью оправдан. Призрак отстреливает врагов как школьник, оставленный на летние каникулы с «Баттлой» и КС. В итоге завязывается жесткое и зрелищное противостояние.
Простая история фильма тем не менее полна дополнительных слоев из приятных и умело поданных деталей. Персонажи и их характеры задаются буквально с первого же появления в кадре, а со временем грамотно и красиво раскрываются. Кроме того, в фильме есть несколько «чеховских ружей», которые сначала подаются как просто небольшие детали для атмосферы, а потом выстреливают без всякого предупреждения. Очевидными для нас было всего два сюжетных поворота, и то они оправданы законами жанра.
Единственное, что вызвало у нас легкий дискомфорт – это нарушение создателями законов собственной же вселенной. В начале, нам показывают изнывающих от холода и умирающих от мороза солдат. А потом один из персонажей фильма босиком бежит по сугробам… зимой… одетый только в летнее платье… С одной стороны, никто не заявлял сверх-документальную историю и наоборот, создатели сразу дали понять – что творят боевик уровня «Бесславных ублюдков» и «Отчаянного», в плане реализма. С другой, нарушение законов собственной вселенной не идёт киноделам в плюс. Тем не менее, подобных нюансов очень мало, и на фоне других достоинств они попросту меркнут. Если сценарные заслуги мы уже описали, то визуальные – достойны отдельных дифирамбов.
Экшен
Постановка боев и перестрелок однозначно выполнена на пять с плюсом. Основной экшен в фильме проходит в двух крупных сценах и трёх небольших. И каждое боевое столкновение – целая совокупность деталей дополняющих друг-друга. Акцент в фильме сделан не на спецэффекты, а на живую и грамотную постановку. Глядеть на то, как красиво и технично Призрак перемещается от укрытия к укрытию и бьёт исподтишка – одно удовольствие. Столкновения с участием других солдат выглядят не менее зрелищно – отчаянно, жестко и кроваво. Любителям старого доброго ультранасилия однозначно придётся по вкусу.
При этом видно, что бюджет у фильма не такой уж и большой. Основная локация, где происходит действие – небольшой хутор, который наверняка был собран художниками-постановщиками за пару недель. Но грамотными и умелыми худ-постами, хотим заметить. Тут печь, там залежи дров, визуально глаз никак не придерётся к декорациям. Мы предполагаем, что все снимали на сборных декорациях исключительно потому, что так удобнее, проще и дешевле. Тем более, учитывая, что они будут частично разрушаться в ходе экшен-сцен.
При желании можно было бы придраться к глупому и нереалистичному поведению немцев. Порой они ведут себя как имперские штурмовики из «Звездных войн» и разменивают десяток своих на одного советского солдата. Но в данном фильме такой ход вполне оправдан. Всё-таки он не заявлялся, как серьёзное батальное кино вроде «28 панфиловцев» или «Подольских курсантов». Поэтому за постановку боев фильм однозначно получает ещё один плюс.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм так же не сбавляет оборотов. Хороший экшен мало поставить, его ещё и снять надо так, чтобы зрителю все было понятно и приятно глазу. И тут создатели снова отлично справились. Операторская работа, монтаж – всё на высшем уровне.
Саундтрек тоже добавляет фильму атмосферы. Композиций не так много, но все используются грамотно и уместно. Единственное, кого-то может смутить тема, сопровождающая Призрака. Поначалу и мы задались вопросом, насколько она уместна, но он отпал спустя несколько секунд. С одной стороны, композиция отдает темой американского вестерна и кажется чужеродной. С другой, она действительно хорошо легла на персонажа и смотрится вполне органично с его образом героя одиночки. Снова два плюса: один за картинку, второй за звук.
Актёры и персонажи
Фильм продолжил радовать и в плане актёрской составляющей. Все смотрятся органично со своими образами и отыгрывают соответствующе. Выделять кому-то отдельную звезду даже нет желания, все на своих местах: от безмолвного Алексея Шевченкова, сыгравшего Призрака, до Михаила Горевого сыгравшего пленного актёра в двух эпизодах.
Единственное, что вызывает вопросы, это персонаж Вольфганга Черни. К актёру никаких претензий, но есть вопросы к сценаристам. Не придирки, а простое желание поинтересоваться. Австрийский актёр уже прописался в российском кино как частый гость на ролях немцев в военных фильмах. При этом, никто не будет отрицать, что актёр довольно привлекателен. В своё время данная деталь сподвигла создателей фильма «Зоя» 2020 года использовать внешние данные актёра для создания образа красавчика, не по своей воле оказавшегося не на той стороне. У того фильма и так была килотонна плохих идей, но желание привлечь женскую аудиторию за счёт красивого вампира-немца – была одной из самых нелепых. После этого к создателям «Красного Призрака» тоже невольно возникает вопрос. В фильме есть сцена, где актёр пять минут бегает в одном неглиже. С одной стороны, выглядит как попытка унизить немецкого офицера. С другой, тоже невольно ассоциируется со своеобразной попыткой привлечь женскую аудиторию. Но данный момент, нисколько не отталкивает от фильма. Он наверняка рассмешит зрителей. Просто у некоторых, в основном женщин, возможен приступ «испанского стыда».
Итог
В целом «Красный Призрак» получился добротным и зрелищным боевиком, низкий бюджет которого совсем не бросается в глаза и только прибавляет создателям баллов. Фильм напоминает грамотную смесь из «Бесславных ублюдков», «28 панфиловцев» и экшенов Роберта Родригеса. Ожидать от фильма серьезности и масштаба уровня полотен от «Военфильма» не стоит, но «Призрак» и не делал заявок на подобное. Однозначно, рекомендуем просмотр и поддержку рублем. Картины подобного уровня хоть и стали появляться чаще, все ещё нуждаются в поддержке зрителей.